ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
учебно-методический материал ( класс) на тему
«ПРОЕКТ» - ЭФФЕКТИВНЕЙШИЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Маджуга Ирина Валерьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19 г. Краснодара
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА. «ПРОЕКТ» - ЭФФЕКТИВНЕЙШИЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.
В школе реализуются следующие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность,
социальное творчество.
Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества учащихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров.
Формы проблемно-ценностного общения – это дебаты, этические беседы, проблемно-ценностные дискуссии, тематические диспуты.
Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этого можно достичь в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в музей, театр, концертный зал, галерею.
Основной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта.
Спортивно-оздоровительная деятельность организуется в форме занятий в спортивных секциях, бесед о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах.
Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Одним из эффективнейших методов формирования универсальных учебных действий является метод проектов. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения можно эффективно применяться по любому предмету. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и во внеурочной деятельности с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2.Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
В проектную деятельность нужно обязательно начинать вовлекать учащихся начальных классов. Именно, младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. «Проект» является одним из важнейших методов, способствующих формированию жизненных компетенций учащихся, подготовке к реальным условиям жизни.
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. В таблице ниже представлены этапы работы учащихся над проектом.
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
При оценивании работ учащихся используются следующие критерии оценки исследовательского проекта: обозначение проблемы и цели; продуманность пути решения; обозначение конечного результата реальность проекта; образовательный эффект; регламент; культура речи; свободное владение материалом; культура оформления работы; наглядность; умение вести дискуссию.
При этом рекомендуется использовать самооценку, оценку учителя и оценку других учащихся, которые принимали участие в этом проекте – коллег по команде. Для этого можно предлагать индивидуальную карту учащегося, которая представлена ниже.
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Учитель | Коллеги по команде |
Защита | Представление (15 баллов) |
|
|
|
Ответы на вопросы (15 баллов) |
|
|
| |
Процесс проектирования | Интеллектуальная активность (10 баллов) |
|
|
|
Творчество (10 баллов) |
|
|
| |
Практическая деятельность (10 баллов) |
|
|
| |
Умение работать в команде (10 баллов) |
|
|
| |
Итог | Достигнутый результат (15 баллов) |
|
|
|
Оформление (15 баллов) |
|
|
|
Если за выполненный проект учащийся получает в сумме 85 – 100 баллов – «отлично», 70 – 85 баллов – «хорошо», 50 – 70 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Также может быть проведена рейтинговая оценка исследовательского проекта ученика, по следующим показателям и критериям:
Оценка этапов | Критерии оценки | Баллы |
Оценка работы | Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | 5, 10, 20 |
Объём разработок и количество предлагаемых решений | 5, 10, 20 | |
Практическая ценность | 5, 10 | |
Уровень самостоятельности участников | 10, 20 | |
Качество оформления записки, плакатов и др. | 5, 10, 15 | |
Оценка рецензентом проекта | 5, 10 | |
Оценка защиты | Качество доклада | 5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | 5, 10, 20 | |
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | 5, 10, 20 | |
Ответы на вопросы учителя | 5, 10 | |
Ответы на вопросы учащихся | 5, 10 |
Если за выполнение проекта учащийся получает в сумме 180 – 140 баллов – «отлично», 135 – 100 баллов – «хорошо», 95 – 65 баллов – «удовлетворительно», менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Иногда учащиеся выполняют по какой-то теме или проблеме исследовательскую реферативную работу. Они могут быть следующих видов:
· информационно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой – либо проблемы;
· проблемно – реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;
· реферативно – экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;
· описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления.
В этом случае для их оценки используются определенные критерии:
· обозначение проблемы, выдвинутая гипотеза, подбор методов; сбор и анализ материалов, обозначение собственной позиции, образовательный эффект, регламент, культура речи, свободное владение материалом, культура оформления работы, умение вести дискуссию.
Согласно ФГОС НОО успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Различные формы проектной деятельности младших школьников позволят им в будущем быть такой успешной личностью. Ведь «ЗДОРОВЫЕ, УМНЫЕ, ВОСПИТАННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся
Рассказывается как организовать проектную деятельность учащихся...

КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность и направленный на улучшение совместной жизни. КТД - это дела н...
Формы организации внеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. ...

Доклад: «Форма организации внеурочной деятельности школьников».
Доклад:«Форма организации внеурочной деятельности школьников»....

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)
Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...
Статья. Современные формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по изобразительному искусству.
В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, ур...