Программа " Умники и умницы" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2_klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Рабочая программа
Умники и умницы
Педагог: Топорова Татьяна Валерьяновна,
учитель начальных классов,
вторая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Умники и умницы» ( далее- Программа) предназначена для работы с учащимися 2-х классов . Одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Программа является авторской. Автор программы- Учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 Топорова Т.В.
Цель программы- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа рассчитана для учащихся 2 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий- 33часа.
По результатам освоения программы у детей должны быть сформированы
- инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности;
- установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развитое воображение;
- навыки устной речи и умения выражать свои мысли и желания;
- любознательность, познавательная активность;
- самостоятельность.
Содержание программы:
№ | тема раздела, занятия | кол–во часов | тип, форма занятия | планируемые результаты | Вид и формы контроля | дата занятия | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
1 | Развитие воображения «Весёлый карандаш» 1.Игра «Залатай коврик» 2.Логические задачи на раскрашивание. 3.Математические фокусы. 4.Игра « Морской бой» | 4 | Ролевая игра Занятие- совершенствование Деловая игра Занятие - практикум | Научатся: Общим приёмам и способам решения логических задач; Анализировать и решать житейские ситуации | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельное подведение итога занятия. Использовать полученные знания на практике. | Проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии. Демонстрируют интерес к заданиям повышенной трудности. Выражение себя в доступных видах творчества, игре. | Индивидуальный Индивидуальный практическая фронтальный | |
2 | Математика и проектная деятельность. 1.Математические квадраты , цепочки, закономерности. 2.Китайская головоломка «Танграм» 3.Придумывание новых мерок измерения, исследовательская работа. 4.Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | 4 | Деловая игра Деловая игра Занятие исследование Занятие- моделирование | Научатся: Находить отличительные математические признаки объектов; Выполнять задания на измерения, построения; Проводить исследования предмета с точки зрения его математической сущности | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию. Устанавливать аналогии. Применять полученные сведения в других областях знаний. | Формируют познавательную мотивацию, проявляют интерес к математическим заданиям. Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой и игровой деятельности. | Комбинированный Текущий Индивидуальный практическая | |
3 | Ярмарка идей «Интересная грамматика» 1.Чудесные превращения слов. 2.Другое ударение – другое слово. Игра «Превращение слов». 3. «Грамматическое домино» (мягкие согласные звуки и Ь). 4. Ребусы, головоломки. | 4 | Занятие- практикум Деловая игра Деловая игра Урок творчества | Научатся: Устанавливать закономерности, сравнивать, называть последовательность простых действий; Кодировать и раскодировать слова; Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков | Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи. | Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. Соблюдать правила игры и дисциплину; Продуктивного взаимодействия в коллективе сверстников процессе решения общих задач | комбинированный | |
4 | Игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА» | 2 | Занятие-совершенствование | Анализа и систематизации полученных знаний; | Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы; Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Использование полученных знаний на практике. | Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде. Быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе решения задач; Правильное отношение к собственным ошибкам, победе, поражению. | ||
5 | Исследовательские работы по русскому языку «Первые шаги в науку» 1.» А начинали все медведи…» (Как обходились без письма) 2.Загадки. Скороговорки. 3.Тайны волшебных слов. | 3 | Занятие-исследование Занятие-сочинение Занятие-исследование | Самостоятельного выбора и реализации небольшого творческого проекта; Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе; Анализировать и систематизировать полученную информацию. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Формулировать собственное мнение и позицию; Выступать перед публикой. | Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности; | ||
6 | Королевство сказок. 1.Новое представление. 2.Сказка «Про ошибку» 3.Сказка о царевне Несмеяне ( составление текста) 4.Презентация творческих работ. | 4 | Урок творчества Занятие-инсценировка Урок открытых мыслей | моделировать сказку на основе анализа жизненных сюжетов; Углубление литературоведческих знаний; Анализировать и решать житейские ситуации в сказке. | Устанавливать причинно следственные связи между героями; Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем; Самостоятельное подведение итога занятия. | Оценка поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями; | ; | |
7 | Игра – приключение « Азбука народной мудрости» 1.Пословицы. 2.Сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл в гости» 3.В глубь веков на машине времени. 4. Презентация творческих работ. | 4 | Урок –творчества Деловая-игра Урок –путешествие Занятие защиты проектов | Особенности построения, пути рождения пословиц; Умение раскрыть мудрость, , поучающий смысл. | Критически анализировать информацию; Рассуждать, высказывать своё личное мнение, защищать его в коллективе. | Уважение к мнению других; Объективность мнений и взглядов; Самокритичность, самодостаточность, самореализация в творческой деятельности. | ||
8 | Советы ЗНАЙКИ «Сохрани нам жизнь» 1.Сокровища лесов, водоёмов. 2.Встреча с РАДУГОЙ. 3.Следопыты природы. 4.Полёт в будущее. Презентации творческих работ. | 4 | Виртуальная экскурсия Занятие-исследование Урок-совершенствование | Знакомство с экономическими проблемами в природе, которые возникают по вине человека; Знакомство с объектами Всемирного наследия; Анализировать и систематизировать полученную информацию. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познать окружающий мир, как часть общечеловеческой культуры; Применение полученной информации в жизни. | Личная ответственность каждого за состояние природной среды; Согласовывать свои действия, любовь к природе, культуру поведения. | ||
9 | Конкурс знатоков «Считай, смекай, отгадывай» | 2 | Аукцион знаний | Правила построения логических рассуждений; Анализа и систематизации полученных знаний; | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Использование полученных знаний на практике. | Стремление преодолевать трудности; Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде. | ||
10 | Итоговое занятие. Игра «Наши таланты» | 2 | Круглый стол | Анализировать и систематизировать полученные знания; Реализация творческого проекта | Применение полученных сведений в незнакомых ситуациях; Определять успешность выполнения поставленных задач; Слушать и понимать речь других; | Публичного выступления, выражения себя в доступных видах творчества, игре. |
3 класс | |||||||||
1 | Развитие воображения «Весёлый карандаш» 1.Рисуночные ребусы 2. 3.Математические фокусы. 4.Игра « Морской бой» | 4 | Ролевая игра Занятие- совершенствование Деловая игра Занятие - практикум | Научатся: Общим приёмам и способам решения логических задач; Анализировать и решать житейские ситуации | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельное подведение итога занятия. Использовать полученные знания на практике. | Проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии. Демонстрируют интерес к заданиям повышенной трудности. Выражение себя в доступных видах творчества, игре. | Индивидуальный Индивидуальный практическая фронтальный | ||
2 | Математика и проектная деятельность. 1.Игры со спичками. 2.Волшебный квадрат 3.Умные цепочки, исследовательская работа. 4.Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | 4 | Деловая игра Деловая игра Занятие исследование Занятие- моделирование | Научатся: Находить отличительные математические признаки объектов; Выполнять задания на измерения, построения; Проводить исследования предмета с точки зрения его математической сущности | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию. Устанавливать аналогии. Применять полученные сведения в других областях знаний. | Формируют познавательную мотивацию, проявляют интерес к математическим заданиям. Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой и игровой деятельности. | Комбинированный Текущий Индивидуальный практическая | ||
3 | Ярмарка идей «Интересная грамматика» 1.Игра «Грамотный регулировщик» 2. Тематические группы слов . Игра « Закончи предложение» 3. 4. Ребусы, головоломки. Игра « Наборщик» | 4 | Занятие- практикум Деловая игра Деловая игра Урок творчества | Научатся: Устанавливать закономерности, сравнивать, называть последовательность простых действий; Кодировать и раскодировать слова; Отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков | Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи. | Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. Соблюдать правила игры и дисциплину; Продуктивного взаимодействия в коллективе сверстников процессе решения общих задач | комбинированный | ||
4 | Игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА» | 2 | Занятие-совершенствование | Анализа и систематизации полученных знаний; | Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы; Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Использование полученных знаний на практике. | Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде. Быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе решения задач; Правильное отношение к собственным ошибкам, победе, поражению. | |||
5 | Исследовательские работы по русскому языку «Первые шаги в науку» 1.» А начинали все медведи…» (Как обходились без письма) 2.Загадки. Скороговорки. 3.Тайны волшебных слов. | 3 | Занятие-исследование Занятие-сочинение Занятие-исследование | Самостоятельного выбора и реализации небольшого творческого проекта; Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе; Анализировать и систематизировать полученную информацию. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Формулировать собственное мнение и позицию; Выступать перед публикой. | Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности; | |||
6 | Королевство сказок. 1.Новое представление. 2.Сказка «Про ошибку» 3.Сказка о царевне Несмеяне ( составление текста) 4.Презентация творческих работ. | 4 | Урок творчества Занятие-инсценировка Урок открытых мыслей | моделировать сказку на основе анализа жизненных сюжетов; Углубление литературоведческих знаний; Анализировать и решать житейские ситуации в сказке. | Устанавливать причинно следственные связи между героями; Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем; Самостоятельное подведение итога занятия. | Оценка поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями; | ; | ||
7 | Игра – приключение « Азбука народной мудрости» 1.Пословицы. 2.Сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл в гости» 3.В глубь веков на машине времени. 4. Презентация творческих работ. | 4 | Урок –творчества Деловая-игра Урок –путешествие Занятие защиты проектов | Особенности построения, пути рождения пословиц; Умение раскрыть мудрость, , поучающий смысл. | Критически анализировать информацию; Рассуждать, высказывать своё личное мнение, защищать его в коллективе. | Уважение к мнению других; Объективность мнений и взглядов; Самокритичность, самодостаточность, самореализация в творческой деятельности. | |||
8 | Советы ЗНАЙКИ «Сохрани нам жизнь» 1.Сокровища лесов, водоёмов. 2.Встреча с РАДУГОЙ. 3.Следопыты природы. 4.Полёт в будущее. Презентации творческих работ. | 4 | Виртуальная экскурсия Занятие-исследование Урок-совершенствование | Знакомство с экономическими проблемами в природе, которые возникают по вине человека; Знакомство с объектами Всемирного наследия; Анализировать и систематизировать полученную информацию. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познать окружающий мир, как часть общечеловеческой культуры; Применение полученной информации в жизни. | Личная ответственность каждого за состояние природной среды; Согласовывать свои действия, любовь к природе, культуру поведения. | |||
9 | Конкурс знатоков «Считай, смекай, отгадывай» | 2 | Аукцион знаний | Правила построения логических рассуждений; Анализа и систематизации полученных знаний; | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Взаимодействия со сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Использование полученных знаний на практике. | Стремление преодолевать трудности; Правильно взаимодействовать с партнёрами по команде. | |||
10 | Итоговое занятие. «Играем сами, играем с друзьями» | 2 | Круглый стол | Анализировать и систематизировать полученные знания; Реализация творческого проекта | Применение полученных сведений в незнакомых ситуациях; Определять успешность выполнения поставленных задач; Слушать и понимать речь других; | Публичного выступления, выражения себя в доступных видах творчества, игре. |
Литература:
- Т.Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи. Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ,2011.
- О.Н.Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир»: 1-4классы. М.: ВАКО, 2009.
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)
- И.Г.Сухин. 200 школьных кроссвордов.- М.: Сфера, 2002.
- А.Г.Асмолов . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010- (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...
рабочая программа умники и умницы 4 класс
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.
Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....
рабочая программа Умники и умницы 4 класс
с тематическим планированием...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 класса
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа (1час в неделю). Программа...