Архангельский Север
методическая разработка на тему

Архангельский север справедливо считают...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arkhangelskiy_sever_spravedlivo_schitayut.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

“Общеобразовательная школа № 14”

                                                                   Авторы:

                                                                                                 

                                                                                                 Шутова  Яна   3 «А»

                                                                                                 Данилов Максим 3 «А»

                                                                                                 Репин Андрей      3 «А»

                                                                                                 Онегина Татьяна 3 «А»

                                                                                                 Елезова Анастасия 3 «А»

                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                  Чугаева     Светлана

                                                                                                   Анатольевна, учитель

                                                                                                   нач.  классов

Архангельск 2010 год

 

Архангельский  Север справедливо  считают «заповедником  русского  деревянного  зодчества»:   здесь  сохранилось  немало  шедевров  народной  архитектуры.  Благодаря  плотницкому  мастерству, выдумке, художественному  вкусу   и  создавались  эти  шедевры,  хоть и  строились  с  помощью  только  одно топора.   Архангельский  Север  -  край  лесной,  поэтому  строительным  материалом  всегда  было  дерево.  Для  строительства  использовали  хвойные  породы  -  сосну,  лиственницу,  ель.   Теплоизоляционные  свойства,  легкость  обработки,  быстрота  укладки  позволяли  нашим  предкам  в  сравнительно  короткие  сроки  создавать  удобные  жилища.  Дерево  подвержено  гниению  и  легко  воспламеняется.  Приемы  обработки  бревен  не  пилой,  а  топором  удлиняли  срок  службы  этого  материала.

    В Архангельской области сохранилось большое количество  замечательных  архитектурных  памятников  русского  деревянного  зодчества  и  культурного  прошлого.  Поэтому  создание  Архангельского  музея  под  открытым  небом  является  событием  огромной  важности.

Большое  значение  уделяли  древние мастера  красоте  и  местоположению  поселений.  Наиболее  древний  тип  планировки  на  Русском  Севере -  так  называемый  «свободный», когда  дома обращены  главными  посадами  в  разные  стороны.  Но  чаще  поселения  имеют  рядовую  и  уличную  планировки, для  которых  характерна  линейная  постановка  построек  вдоль  реки  или  дороги.  Но в  любом  случае  крестьянин  стремился  поставить  свой  дом  главным  фасадом  к  центральной  улице.  При  формировании  секторов  музея  учтены  особенности  планировок  и  застроек  сельских  населенных  пунктов  Севера.

Архитектура  музея  словно  слилась  с природой,  является  ее  продолжением.

           Музей  расположился  в  25  км  от  Архангельска -  на  правом  берегу  Северной  Двины  в  районе  деревень  Большие  и  Малые  Корелы.  Это  место  выбрано  не  случайно.  Разнообразный  ландшафт, холмы, заливные  луга  в  долине  реки  Корелки  типичны  для  архангельского  Севера.  Это  позволило  в  экспозициях  музея использовать  природные  особе нности,  которые  характерны  для  различных  зон  области.

Музей  под  Архангельском  -  один  из  крупнейших  в  Российской  Федерации:  его  площадь  достигает   140  гектаров.  С  берегов  рек: Пинега, Мезень, Онега, Северная  Двина  собрано  более  100  памятников  народного  творения.  В  музее  создано  6  секторов,  в  каждом  из  которых  отражен  определенный  тип  крестьянских  поселений,  характерных  для  бассейнов  самых  крупных  рек  Архангельской  области.

Создание  музея  было  начато  в  1961  году,  а  первые  необычные  «поселенцы»  стали  появляться  в 1968  году. Автор  этого  проекта -  Б.В.Гредовский. Эти  памятники  свозились  со  всех  уголков  Архангельской  области.  С  1973 года  музей  открыт  для  посетителей.  Интересно  послушать  в  музее  колокольные  звоны.  Которые  «звучат»  с 1975 года.

Сохранить  эти  ставшие  уникальными  памятники  народной  архитектуры,  исторически  верно  воспроизвести  облик  и  саму  обстановку  северной  деревни,  отразить  хозяйственную  и  культурную  жизнь  крестьян,  показать  процесс  классового  расслоения  крестьянства  на  рубеже ХIХ – начала ХХ века – таковы  главные  задачи  музея  деревянного  зодчества.

Здесь  можно  встретить  уникальные  постройки,  возраст   которых  исчисляется  в  триста  и  четыреста  лет. Свидетелями  многих  печальных  и  радостных  событий  были  эти  памятники  истории и  архитектуры, демонстрирующие  талант  русского  народа,  его  культуру. В  музее  они  обрели  вторую  жизнь.

             В  музее  мы  можем  увидеть  жилые  дома  и  хозяйственные  постройки.

Широко  представлены  относящиеся  к ХIХ веку  дома: с четырех-, пяти- и шестистенным  жильем.  Северные  крестьяне  делали  их одноэтажными  и  двухэтажными  на  высоких  подклетах  с  широким  звозом,  выдущим  на  поветь.  Крыльцо  украшали  высокими  витыми  столбами,  окна  -  с  резными  наличниками.

          В  Каргопольско-Онежском  секторе  воспроизводится  планировка  поселения  с  курными  избами. Это  такие  избы,  где  топилась  изба   по-черному,  которые строились  в  далекие времена. Дым  из  печки  выходил  прямо  в  жилище,  расстилаясь  по  потолку, и  выходил  в  деревянный  дымоход – дымник. Комната  как бы  делится  на  две  части: выше  человеческого  роста – чернота  закопченных  верхних  венцов  сруба  и  потолка,  а  печной  сруб  и  все,  что  находится  ниже  воронцов,  блещет  чистотой.  На  чистом  столе – белая  вышитая  скатерть,  на  стенах  -  вышитые  полотенца  и  одежда,  в  красном  углу -  традиционный  иконостас  с  медными  блестящими  иконами.  Дым,  расстилаясь  по  потолку, опускается  до  определенного  и  всегда  постоянного  уровня.  По  этой  границе  и  проходят  вдоль  стен  широкие   полки  -  «воронцы».

          Интерьер  избы  был  прост.  В  центре  большая  печь. Она  разделяла  помещение  на  жилое,  спальню  и  бабкин  кут. Она  играла  огромную  роль  в  крестьянской   семье: Во-первых,  она  создавала  тепловой  режим, На  печи  теплое  место  для  стариков,  больных,  младенцев; на  полатях (над  входом) – тепло  достаточно  и  самый  чистый  воздух – детишкам; у  дверей – рабочее  место -  прохладнее  всего; умеренное  тепло  у  стола  -  место  для  еды,  развлечений,  отдыха.  Во-вторых, пища,  приготовленная  в  печи  самая  вкусная.

Печь  отвечала  и  лечебным  требованиям. В- четвертых,  имела  воспитательное  значение,  больные  или  малые  внуки  могли  чем-то  заняться  около  стариков  или  просто  послушать  сказки.  В  красном                                                                                            углу  деревянный  стол,  вдоль  стен  широкие  лавки.  На  полу  домотканые  половики.  На  стенах  вышитые  полотенца.

       Сначала  стоили  простейшую  избу,  а  по  мере  расширения  семья  необходимые  комнаты  и  постройки  достраивали.  Чем  более  суров  климат,  тем  ближе  жмутся  постройки  и  службы  к  основной  избе,  постопенно  примыкая  в  прямоугольник,  а  на  Севере  просто  все  под  одну  крышу  -  и  скот,  и  сеновал,  и  склады,  и  баня.

           Помимо  дома-двора  в  крестьянскую  усадьбу  в ХIХ веке  входили  амбар,  баня,  колодец  и  другие  сооружения.  Во  дворе  были   баня  и  колодец.  В  музее  можно  увидеть  разные  виды  этих  сооружений.

          Земледелие  всегда было  главным  занятием  славян. Множество  других  промыслов  и  ремесел  получило  распространение  у  северян:  скотоводство,  рыболовство,  охота,  гончарство.

          На  полях  выросло  зерно, а  где  его  хранить?  В этом  крестьянам  помогли  амбары  -  постройки,  в которых  хранят  зерно, кроме  зерна  там  часто  хранились  сундуки  с  хозяйственным  добром.

          С  развитием  земледелия  для  помола  большого  количества  зерна  потребовались  механические  приспособления.  И  на  помощь  человеку  пришли  стихии – вода  и   ветер.  Ветряные  мельницы  строили  на  открытом  месте;  а  водяные  на  речках  и  ручьях. Иногда  по  15-20  водяных  мельниц  на  одной  реке  можно  было  встретить    каких-нибудь  80-100 лет  назад.  Ветряные  мельницы  имели  преимущество  в  том.  Что их  могли  ставить  где  угодно  -  было  бы  место  удобное  и  открытое  ветрам.  В  разных  секторах  музея  представлены  все  виды  ветряков: богат  был  ими  наш Север.  Их  силуэты, похожие на  сторожевые  башни,  встречают и  провожают посетителей  на  окраинах  многих  секторов. Одна  из  наиболее  интересных  мельниц-столбовок  на  «ряже» - высоком  четырехгранном  пирамидальном  срубе.  Каждый  венец  его  имеет  восемь  бревен.  Он  является  опорой  легкого,  рубленного  из  брусьев  и  крытого  двускатной  кровлей  мельничного  амбара.  Над  амбаром  высоко  поднимаются  крылья-махи. Эта  мельница  привезена  из  села  Азаполье  Мезенского  района.

         Вершиной  творческой  мысли  и  плотницкого  мастерства  можно  назвать  культовые  сооружения  Русского  Севера.  На  расстоянии  нескольких  километров  видны  их  выдающиеся на  фоне  неба  поэтичные  силуэты.  В  центре  трех  секторов  находится  Георгиевская  церковь  XVII  века   из  Верхнетоемского района.  Она несет  на  себе  крытый  восьмигранный  шатер.  К  срубу  примыкают  два  прямоугольных  прируба,  крытые  «бочкой» - алтарь  и  трапезная.   С  трех  сторон  восьмерик  опоясывает  галерея  с  односкатной  кровлей,  стены  которой  забраны  тесом  в  «елочку».  С  запада  к  галерее  примыкает  двухмаршевое   парадное  крыльцо  с  «килевидной  бочкой».  Крыльцо  церкви  -  это  своеобразная  трибуна,  откуда  оглашались  государственные  грамоты  и  приказы.  

          Лучшее  шатровое  сооружение  -  колокольня  Красноборского  района.  Время  постройки – ХVI век. На  низком,  всего  в  девять  венцов  четверике,  покоится  вытянутый  столбообразный  восьмигранный  сруб. Гладко  отесанные  бревна,  рубленные  с  «остатком».  Кверху  восьмерик  расширяется,  образуя  повалы,  крытые  зубчатыми  «полицами».  На  восьмерике  - ажурная  арочная  звонница.  Венчает  колокольню  восьмигранный  шатер  с  главкой.  

             Часто  на  Русском  Севере  встречаются  часовни.  Сооружаемые  «по-мирски»,  они  ставились  на  средства  сельских  общин  и  в  поле,  на развилке,  и  по  берегам  озер  и  рек,  а  так  же в  самих  деревнях. Среди  стройных  елей  поставлена  часовня  из  деревни  Федоровская  Плесецкого  района.  В  своем  основании  часовня  имеет  четырехгранный  сруб-клеть,  крытый  двускатной  кровлей.  С  двух сторон  к  нему  примыкает  крытая  галерея,  выходящая  на  широкое  крыльцо.  На  одной  стороне  кровли примостилась  стройная  чешуйчатая  шейка  с  главкой,  с  другой -  ажурная  шатровая  звонница  с  пятью  колоколами,  которые  звонят  во  время  фольклорных  праздников.

                В  музее  подготовлены  экспозиции  для  осмотра. Интерьер  демонстрирует  жизнь  крестьянина  в  прошлом, отображает  труд  северного  народа:  здесь  показаны  орудия  труда  и  предметы  быта.  Большой  интерес  у  гостей  музея  вызывает  выставка  «Северный  лен».

     В  музее  всегда  много  посетителей.  Но  особенно  много  посетителей  во  время  фольклорных  праздников.  Их  начинают  и  сопровождают звоны  23  колоколов,  установленных  на  трех  звонницах.  Эти  колокола  были  собраны  из  разных  мест  области. Возрождено  древнее искусство  северных  звонов.  Теперь  эта «звучащая  экспозиция»  органически  сочетается  со  всеми  элементами  фольклорных  праздников:  с  самобытными  песнями,  танцами,  обрядами,  уходящими  корнями  в  седую  древность.

        Возрождение  в  Архангельском  музее  народных  праздников  естественно.  Они  знакомят  с  духовной  культурой  Русского  Севера  второй  половины  ХIХ –начала ХХ  века. У  входа  встречает  северная  красавица  в  старинном  наряде  и  угощает  хлебом  с  солью.  Звучат  обрядовые  и  бытовые  песни,  неторопливо  кружится  хоровод  северянок,  выступают  фольклорные  коллективы  из  разных  районов.

     Особенно   весело  проходят  зимние  праздники.  Во  время  которых  каждый  посетитель  может  принять  участие  в  различных  играх,  забавах,  съехать  с  горок,  покататься  на  санях,  отведать  традиционных  северных  шанег  и  блинов  с  горячим  чаем…  Все  это  проходит  на  фоне  естественной  декорации  -  уникальных  памятников  народного  зодчества  и  прекрасной  северной  природы.

     Архангельский  музей  -  любимое  место  отдыха  горожан.

                                     

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1 Соколов С., Томская И  «Народное  искусства  Севера  России» М., 1924

2 Грабарь И.Э. «О русской  архитектуре. Охрана  памятников» М., 1969

3 Забелло С., Иванов В       «Русское  деревянное  зодчество»     М., 1942

4 Ушаков  Ю.С.  «Деревянное  зодчество  русского  Севера (народные  тради-

    ции  и  современные  проблемы)  Л., 1974

5 Рыбаков Н.П. «Архангельская  область» М  «Сов.Россия» 1984

6 Куприянов В. «История  Беломорского  севера» -энциклопедия  Арх. 1995

7 Храмова Г.А. «Наш  северный  край»  Арх.1995

8 Вертячих А. «капитал  в  Архангельске: вчера, сегодня, завтра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии "Архангельские козули"-2 класс

В ходе урока у детей формируются  представления о народном декоративно-прикладном искусстве Севера, дети учатся выполнять элементы северного орнамента. Словарь детей пополняется  новыми слов...

Архангельск - город военской славы

Архангельск- морской прот и в годы войны жители города принимали активное участие в борьбе с германской армией, помогая фронту. В этой презентации рассказывается как много сделали архангелогородцы для...

Котлас- город Архангельской области

Классный час в начальной школе. Цель занятия познакомить учащихся с историей возникновения города, его достопримечательностями. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю....

Красная книга Архангельской области

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Заповедники и заказники родного края", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

История Архангельской области

Архангельской области - 75 лет. Презентация  рассказывает об  образовании Архангельской области....

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...