Статья о развитии творческих способностей младших школьников
статья на тему
В данной статье высказывается мнение о том, что творчество полезно не только учащимся , но и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_razvitii_tvorchestva.rar | 290.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе».
« Творчество-момент создания будущего в настоящем» Джон Денискар.
Уже давно относительно устойчивой характеристикой личности являются творческие способности, хотя чаще звучит популярное слово «креативность».
В результате многочисленных исследований, начиная с 60 годов XX века, было накоплено множество интересных, порой парадоксальных фактов, того, что прямой связи между интеллектуальными и творческими способностями нет, и испытуемый с высоким интеллектом может совсем не проявлять творческого поведения при решении различных заданий, но при этом не бывает низкоинтеллектуальных креативов;
Креативность характеризуется следующими критериями:
-беглость (количество идей, возникающих за единицу времени)
- гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую)
- оригинальность (способность продуцировать идеи, которые отличаются от общепринятых).
Важно отметить, что в рамках педагогического процесса очень сильным фактором является общение детей с творческой личностью педагога. Ведь быть творческим научить нельзя. Учитель может создать условия для проявления творчества, создать «творческую атмосферу». Во главе всего все равно будет творческое общение. Считается, что у большинства выдающихся творческих людей были хорошие учителя. Часто не такие великие, как их ученики, но обязательно особенные.
Творчество начинается при личном общении ученика и учителя. В общении, основанном на взаимном уважении. Ведь только так и возникает атмосфера творчества.
Сегодняшний день требует от учителя все больше педагогических знаний. А качество школьной жизни во многом зависит от того, какие люди окажутся рядом с ребенком.
Для того, чтобы стать творческим учителем крайне необходимо:
- иметь чувство юмора;
- обладать богатым воображением;
- доброжелательностью и терпением;
- умением спокойно принимать и обсуждать даже самые невероятные варианты решений.
К сожалению, часто люди часто живут штампами, шаблонами, структурами, схемами, что приводит к очень серьезным последствиям. Часто это приводит к различным психосоматическим и хроническим заболеваниям.
По мнению Е.А. Максимовой «качество и успех работы учителя связаны не только со стажем работы, но и с уровнем педагогического творчества, отношением к окружающим, ценностными ориентациями, жизненными целями».
Выходит, что быть творческим просто необходимо даже для своего собственного здоровья.
Творчество- это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. И потому проявление творчества на пользу всем, и учителю, и ученику.
Не для кого не секрет, что и в начальной школе существует множество тем , при изучении которых сложно вызвать интерес у детей. Но это сделать можно, предлагая детям выполнить оригинальные творческие задания, или предложить детям необычные формы контроля изучаемых тем.
Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают “умственный аппетит”, формируют положительное отношение к учебной деятельности, в конкретном случае – к русскому языку, литературному чтению и другим учебным предметам.
Так, при изучении темы « Неопределенная форма глагола» в 4 классе можно предложить выполнить задание: Подобрать кулинарный рецепт, в котором нужно найти глаголы , стоящие в неопределенной форме.
-
Обучающиеся очень любят изобразительное творчество, поэтому они с удовольствием рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: “висеть на телефоне”, “голова садовая”, “вешать лапшу на уши”, “голова варит”, “семь пятниц на неделе”, “глаза на мокром месте”).
При изучении тем «Однокоренные слова», «Правописание безударных гласных в корне слова» связанных с формированием орфографического навыка детям очень нравится придумывать ребусы , составлять кроссворды, изготавливать карточки для своих одноклассников и т.д.
При изучении литературных произведений А.П. Чехов «Ванька», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» можно предложить написать продолжение истории, детям нравится, чтобы у истории был счастливый конец.
При изучении рассказов В.Ю.Драгунского «Что я люблю» детям понравилось писать рассказ о себе. (Рассказ по аналогии).
Много лет назад, в журнале «Начальная школа» на глаза попалась статья, которая называлась «Письмо с секретом». В статье описывалась работа по чистописанию. Была написаны строчные буквы, а между ними были рисунки на эту букву. Детям очень понравилось выполнять эти задания и когда все задания из журнала закончились, дети стали приносить свои варианты, причем часто их буквы с рисунками были интереснее и оригинальнее, чем в журнале, дети использовали не только строчные буквы , но и прописные.
Практически каждый раздел курса русского языка и литературного чтения начальной школы содержит возможности для создания творческих заданий. Они повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.
Детское творчество неисчерпаемо, а успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которая нужна ученику и учителю.
Творите сами, проявляйте свои творческие способности, и будут творить ваши ученики!
Используемая литература
1. Волков И.П. “Учим творчеству” 1988г.
2. Амонашвили Ш.А. “ Школа жизни” М. 1998г.
3. Сухомлинский В.А. “ Хрестоматия по этике” Москва Просвещение 1990г.
4. Астапов А.И. “ Воспитание творчеством” М, Просвещение 1986г.
5. Журнал “Народное образование” №10, 1993г. стр.108
6. Нечаева Н.В. “Обучение грамоте. Организация литературного творчества” Москва 1994г.
7. Суворова Г.Ф. “Сельская учительница” М. 1975г.
8. Дыбина О.В. «Творчество - как сущностная характеристика человеческого бытия» Педагогическое общество России М. 2001г.
9. Монович Е.Н “Толковый словарь” М. 1997г.
10. Волина В. “Этимологический словарь” М. 1996г.
11. Кувашова Н.Г. “Сочинения для учащихся 1-4 классов” Волгоград.
12. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя М. 2000г.
13. Шабалина 3. “Первый год - самый трудный” М. 1990г.
14. Журналы «Начальная школа» №10, 1994г. №3, 1993г. №5, 1998г. №12 1999г. №11-12 1992г. №12 1997г. №41998г №4 2000г. №8 1999г.
15. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Приложение к журналу “Завуч” 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"...
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"
На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...
Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...
Статья " Развитие творческих способностей младших школьников"
В статье я попыталась изложить свой опыт работы по развитию творческих способностей ребят младшего школьного возраста....