Статья о развитии творческих способностей младших школьников
статья на тему

В данной статье высказывается мнение о том, что творчество  полезно не только учащимся , но и учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_razvitii_tvorchestva.rar290.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе».

                          « Творчество-момент создания будущего в настоящем»  Джон Денискар.  

    Уже давно относительно устойчивой характеристикой личности являются творческие способности, хотя чаще звучит  популярное слово «креативность».  

   В результате многочисленных исследований, начиная с 60 годов XX века, было накоплено множество интересных, порой  парадоксальных  фактов,  того, что прямой связи между интеллектуальными и творческими способностями нет, и испытуемый с высоким интеллектом может совсем не проявлять творческого поведения при решении различных  заданий, но  при этом не бывает низкоинтеллектуальных креативов;

     Креативность характеризуется следующими критериями:

-беглость (количество идей,  возникающих за единицу времени)

- гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую)

- оригинальность (способность продуцировать идеи, которые отличаются от общепринятых).

     Важно отметить, что в рамках педагогического процесса очень сильным фактором является  общение детей с творческой личностью педагога. Ведь быть творческим научить нельзя. Учитель может создать условия для проявления творчества, создать «творческую атмосферу». Во главе всего все равно будет творческое  общение. Считается, что у большинства выдающихся творческих людей были хорошие учителя. Часто не такие великие,  как их ученики, но обязательно особенные.

       Творчество начинается при личном общении ученика и учителя.   В общении,  основанном на взаимном уважении. Ведь только так и возникает атмосфера творчества.

        Сегодняшний день требует от учителя все больше педагогических знаний. А качество школьной жизни во многом зависит от того,  какие люди окажутся рядом с ребенком.

   Для   того, чтобы стать  творческим учителем крайне необходимо:

- иметь чувство юмора;

- обладать богатым воображением;

- доброжелательностью и терпением;

- умением спокойно принимать и обсуждать даже самые невероятные варианты решений.

         К сожалению, часто люди часто живут штампами, шаблонами, структурами, схемами, что приводит к очень серьезным последствиям. Часто это приводит к различным психосоматическим и хроническим заболеваниям.

По мнению Е.А. Максимовой «качество и успех работы учителя связаны не только со стажем работы, но и с уровнем педагогического творчества, отношением к окружающим, ценностными ориентациями, жизненными целями».

Выходит, что быть творческим просто необходимо даже для своего собственного здоровья.

Творчество- это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. И потому проявление творчества на пользу всем, и учителю, и ученику.

       Не для кого не секрет, что  и  в  начальной школе существует множество тем , при изучении которых сложно вызвать интерес у детей.  Но это сделать можно, предлагая детям выполнить оригинальные творческие задания, или предложить детям необычные формы  контроля изучаемых тем. 

    Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают “умственный аппетит”, формируют положительное отношение к учебной деятельности,  в конкретном случае – к русскому языку, литературному чтению и другим учебным предметам.

 Так, при изучении темы  « Неопределенная форма глагола» в 4 классе можно предложить выполнить задание: Подобрать кулинарный рецепт, в котором  нужно найти глаголы , стоящие в неопределенной форме.

C:\Users\12\Documents\Scanned Documents\рецепт.jpeg- C:\Users\12\Documents\Scanned Documents\рецепт 2.jpeg

      Обучающиеся  очень любят изобразительное творчество, поэтому они с удовольствием рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: “висеть на телефоне”, “голова садовая”, “вешать лапшу на уши”, “голова варит”, “семь пятниц на неделе”, “глаза  на мокром месте”).

При изучении тем «Однокоренные слова», «Правописание безударных гласных в корне слова» связанных с формированием орфографического навыка детям очень нравится   придумывать ребусы , составлять кроссворды,  изготавливать карточки для своих одноклассников и т.д.

   При изучении литературных произведений  А.П. Чехов «Ванька», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» можно предложить написать продолжение истории, детям  нравится, чтобы у истории был счастливый конец.

При изучении рассказов В.Ю.Драгунского «Что я люблю» детям понравилось писать рассказ о себе. (Рассказ по аналогии).

C:\Users\12\Documents\Scanned Documents\ванька.jpeg

     Много лет назад, в журнале «Начальная школа» на глаза попалась статья, которая называлась «Письмо с секретом». В статье описывалась работа по чистописанию. Была написаны строчные  буквы, а между ними были рисунки на эту букву. Детям очень понравилось выполнять эти задания и когда все задания из журнала закончились, дети стали приносить свои варианты, причем часто их буквы с рисунками были интереснее и оригинальнее, чем в журнале,  дети использовали не только строчные буквы , но и прописные.

     Практически каждый раздел курса русского языка и литературного чтения начальной школы содержит возможности для создания творческих заданий. Они  повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.

      Детское творчество неисчерпаемо, а успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которая нужна  ученику и учителю.

   Творите сами, проявляйте  свои творческие способности, и  будут творить  ваши ученики!

 Используемая литература

1. Волков И.П. “Учим творчеству” 1988г.

2. Амонашвили Ш.А. “ Школа жизни” М. 1998г.

3. Сухомлинский В.А. “ Хрестоматия по этике” Москва Просвещение 1990г.

4. Астапов А.И. “ Воспитание творчеством” М, Просвещение 1986г.

5. Журнал “Народное образование” №10, 1993г. стр.108

6. Нечаева Н.В. “Обучение грамоте. Организация литературного творчества” Москва 1994г.

7. Суворова Г.Ф. “Сельская учительница” М. 1975г.

8. Дыбина О.В. «Творчество -  как сущностная характеристика человеческого бытия» Педагогическое общество России М. 2001г.

9. Монович Е.Н “Толковый словарь” М. 1997г.

10. Волина В. “Этимологический словарь” М. 1996г.

11. Кувашова Н.Г. “Сочинения для учащихся 1-4 классов” Волгоград.

12. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя М. 2000г.

13. Шабалина 3. “Первый год - самый трудный” М. 1990г.

14. Журналы «Начальная школа» №10, 1994г. №3, 1993г. №5, 1998г. №12 1999г. №11-12 1992г. №12 1997г. №41998г №4 2000г. №8 1999г.

15. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Приложение к журналу “Завуч” 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"

статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

Статья " Развитие творческих способностей младших школьников"

В статье я попыталась изложить свой опыт работы по развитию творческих способностей ребят младшего школьного возраста....