Упражнения на развитие полушарий головного мозга
статья на тему
В работе представлена подборка упражнений на развитие полушарий головного мозга.
1. Упражнения для снятия эмоционального напряжения. 2. Упражнения, направленные на развитие правого полушария. 3. Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия. 4. дыхательные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr._na_razvitie_polushariy_golovnogo_mozga.doc | 430 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Упражнения для снятия эмоционального накала и напряжения ------------------- 1
- Упражнения для снятия эмоционального напряжения и переключения
внимания с одного вида работы на другой -------------------------------------------------- 4
- Упражнения, направленные на развитие правого полушария. --------------------- 5
- Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия.
(По А.Л. Сиротюк). ---------------------------------------------------------------------------------------- 7
- Дыхательные упражнения -------------------------------------------------------------------
Упражнения для снятия эмоционального накала и напряжения.
- "Позитивные точки"
Тремя пальцами каждой руки легко коснитесь точек на лбу над бровями. Посидите в этой позе секунд 40.
- "Все наоборот".
Просто меняйте время от времени руки, когда вы что-нибудь делаете. Например, причесывайтесь иногда не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша). Возьмите кофейную чашку в левую руку, размешивайте сахар не в привычную для вас сторону, а в противоположную. Изредка пытайтесь писать левой рукой. Придумайте сами, что еще можно делать «не той» рукой.
- "Перекрестные шаги".
Это обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. Но каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга.
- "Ленивые восьмерки".
Делать это упражнение нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтальную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево-вверх. Нарисуете левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем! Затем все то же самое повторите большим пальцем левой руки. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, нарисуйте восьмерку теперь уже двумя руками (три раза).
- "Скорая помощь".
Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
- «Слон».
Вы стоите в вертикальном положении с расслабленными коленями. Коснитесь левым ухом вашего левого плеча. Попытайтесь поднести ухо максимально близко к плечу. Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным пальцем. Повторите упражнение три раза (начинайте рисовать восьмерку с разных сторон).
- «Преодоление тяжести».
Сядьте удобно на стул и вытянете вперед ноги. Проследите, чтобы ступни касались пола. Теперь скрестите ваши ноги в голеностопном суставе и немножко согните колени. На медленном выдохе наклоняйтесь вперед (насколько вам удобно) к скрещенным ступням. Вытянете руки параллельно ногам. При вдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение не меньше трех раз. Затем скрестите ноги по-другому и повторите упражнение.
- «Алфавит – восемь».
Возьмите лист бумаги и в центре листа начните рисовать лежащие друг на друге цифры «восемь». Но при этом не отрывайте карандаш от бумаги.
Нарисуйте три такие восьмерки правой рукой, а потом три левой и наконец три восьмерки одновременно двумя руками. Во время рисования следите за кончиком карандаша.
А теперь попробуйте нарисовать три восьмерки той рукой, которой вы обычно пишете, а потом, не отрывая карандаш от листа бумаги, напишите маленькое «а» на левой стороне лежащей восьмерки. Теперь, опять же, не отрывая карандаша, нарисуйте три лежащие восьмерки, а потом «б» на правой стороне. Так повторяйте до буквы «д».
Для снятия эмоционального напряжения и переключения внимания с одного вида работы на другой (кинезиологический комплекс).
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и интегрируют приобретенный в ходе занятия опыт. Обязателен массаж ушных раковин и пальцев рук.
1. Слегка массируют кончики мизинца.
2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение развивает тонкую моторику рук.
3. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
4. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
5. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
6. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
7. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
8. "Моторчик"
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
9. "Веселые карандаши"
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
Упражнения, направленные на развитие правого полушария.
1. Упражнения на визуализацию.
Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов, развивают мозолистое тело мозга.
Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.
Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.
А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!
А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.
Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?
Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.
А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.
Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".
Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.
Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"
Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок" - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый" - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок" - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.
2. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия. (По А.Л. Сиротюк).
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения. Сеченов И.М. считал: “Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука”.
- Обыкновенный счет от 1 до 10 (на гибкость голоса, на внимание): 1 (произнести тихо), 2 (громко), 3 (тихо), 4 (громко) и т. д.
- “Комарик” – тянем звук “з-з-з” на длительном выдохе.в) “Корова” – произнести с добором воздуха “му-му”.
- Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дышать поочередно по 4-5 раз через каждую половину носа.
- " Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
- " Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую по 5-6 раз через каждую половину носа.
- " Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5-6 раз.
- " Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук "м-м-м", медленно до 8 раз.
- " При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1-2 - вдох, на 3-4-5-6 - выдох, на счет 1-2 - вдох, на 3-4-5-6-7 - выдох (2-3 минуты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .
Примеры домашних заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся....
ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
Выявление типа мышления....
Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Как сделать образовательный процесс более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ученика?Любой человек, и взрослый, и ребенок идет своим путе...
Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга (презентация)
Презентация к статье "Дифференциация обучения учащихся начальной школы с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга"...
Нейропсихология на урока в начальной школе Упражнения для синхронизации полушарий головного мозга
Полученные знания в области нейропсихологии детского возраста помогли найти разумные объяснения истоков трудностей и проблем, лежащих в основе неуспеваемости детей современной начальной школы и опреде...
Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...