ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .
статья по теме
Примеры домашних заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_domashnih_zadaniy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ
ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Бояринцева Валентина Владимировна,
учитель начальных классов,
начальная общеобразовательная школа № 119
Асимметрия межполушарная – характеристика распределения психических функций между полушариями левым и правым: при выполнении одних функций психических ведущим является полушарие левое, других – правое. Ассиметричная организация мозга прослеживается на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие - база абстрактного мышления - ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие - база образного мышления - охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.
Основы функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной симметрии.
Если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.
Существует три типа функциональной организации полушарий мозга:
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного полушарий - смешанный тип. - доминирование левого полушария ( словесно- логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) - доминирование правого полушария (конкретно - образное мышление, развитое воображение)
Левополушарный ученик: видит символы (буквы, слова), необходимы ясные письменные инструкции, повторяет фактическую информацию, дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями, любит проверять работу, информацию принимает в письменной форме, анализирует от части к целому, переживает реальность после чтения, любит смотреть фильм после прочтения книги.
Правополушарный ученик: видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении, отвлекаемость, способность к саморазвлечению, отвечает на личностные отношения, а не авторитарные, любит самостоятельный выбор, информацию предпочитает в виде графиков, карт, демонстраций, фокусирован на внешнее, анализирует от целого к части, переживает реальность до чтения, любит смотреть фильм до прочтения книги.
Подход в обучении с учетом психофизиологии
«левополушарные» дети | «правополушарные» дети | |
математика | анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задания в символах, алгебра, многократное повторение | синтез, задания на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задания в картинках, геометрия, схемы, таблицы |
словесность | анализ рассказа, разбор слов и предложений по составу, обучение других, применение правил, понятийное понимание слов. | сочинение, составление слов и предложений из частей, чтение- нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы |
естественные науки | аналитическая работа, логические задания, выявление различий, выделение деталей, создание категорий | мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия |
в соревнованиях | индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы | командная борьба, обостренное чувство честной борьбы «один за всех и все за одного» |
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации, и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различий, создание категорий.
Методика преподавания в средней школе построена с «левополушарным» акцентом. Для того чтобы создать ситуацию успеха нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. Создать оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, с учетом мозговой организации познавательных процессов, не только в урочной деятельности, но и при подборке домашних заданий.
Домашняя работа учащихся – это «составная часть процесса обучения. Главная цель ее – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности». Домашняя работа - это самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, совершенствованию учебных умений и навыков. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения.
- Она способствует переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. - Выравнивает знания и умения ребенка, его навыки в том случае, если он долго болел и много пропустил. - Стимулирует познавательный интерес учащихся, желание знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания. - Развивает самостоятельность ученика, его усидчивость и ответственность за выполняемое учебное задание. Выполнение домашнего задания будет результативным если: - ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении задания;
- домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности и психофизиологические особенности ученика;
- четко определены сроки выполнения домашнего задания;
- выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок; В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: - индивидуальная ; - групповая; - творческая; - дифференцированная; - одна на весь класс; - составление домашней работы для соседа по парте; Индивидуальная учебная домашняя работа задается, чаще всего, отдельным учащимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразно давать заранее. Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика, как для левополушарных, так и для правополушарных учащихся. Одна на весь класс - самый распространенный вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из перечня педагогических средств не следует, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки и формируются умения. Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы, «составь соседу два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке». Творческая домашняя работа задается не на следующий день, а на несколько дней вперед. Таким образом, чтобы обучение было эффективным, необходимо использовать различные виды домашней учебной работы. Больше уделять внимание дифференцированным, творческим заданиям, заданиям и упражнениям с учетом право - и или левополушарного подхода, т.е. индивидуальных особенностей личности школьника, их восприятия.
Примеры домашних заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся
Фантазирование – сочинение с различными заданиями; составление слов и предложений из частей; анализ рассказа, разбор слов и предло жений по составу, обучение других, задания на поиск оши бок, применение правил, точность употребления слов в тексте и предложении, сопоставление текстов, составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок; составление сказок; метод нового героя (придумать героя, который помог бы например: Аленушке, Иванушке и т.д.); прием «до сказки», (описать то место, где жили два Мороза и т.д.); метод описания (предложить описать дворец, где жила Золушка, Баба Яга); метод изменения в подсистеме главного героя (внести вместо одного героя - другого. Как бы изменился сюжет?); описать ощущения главного героя (когда ему было плохо, хорошо); словесное рисование (придумать свою картинку); метод чудесных описаний (описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик…); прием синтеза (выводы после наблюдений); проблемный вопрос (как можно путешествовать не выходя из дома? и т.д.); метод ассоциации (на что похож сугроб, пень?); проектная деятельность; письмо по памяти; классификация математических объектов ( выражений, геометрических фигур); составление задач по краткой записи, по выражению, по аналогично решенной задаче в классе, обратной данной; преобразование математического объекта в новый( например, преобразование простой арифметической задача в составную); задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений; нахождение закономерностей, составление своих закономерностей; творческие задания занимательного характера; задания на смекалку;
Все эти задания направлены на развитие творческого восприятия.
Учитывая, что формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе, можно сформулировать следующие правила, которые необходимо знать и помнить каждому учителю:
- старайтесь заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;
- задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке для проверки и оценки выполнения задания, при планировании урока не забывайте о домашнем задании;
- не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание;
- на уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока;
-на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы;
-используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося;
- с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добивайтесь, чтобы не сделанная работа в срок обязательно была выполнена позже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...
АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВС РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ
В работе представлены результаты изучения адаптационного потенциала и антистрессорных реакций у дошкольников и первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга. Установлено, что ...
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
Адаптационные возможности первоклассников с различными типами профилей латеральной организации мозга (ПЛО). Установлено, что в начале учебного года 14-21% детей с различными ти...
"Гимнастика мозга"
Кинезиология. "Гимнастика мозга"...
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
Выявление типа мышления....
Гимнастика мозга на уроках в начальной школе
На уроках в начальной школе полезно использовать комплексы гимнастики мозга как физминутку....
проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».
: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...