Проект по окружающему миру «Покормите птиц зимой»
проект (3 класс) на тему

Воробьева Валентина Ивановна

Выполнила  ученица 3б класса  Шкунида Софья  Руководитель: Воробьёва В. И., учитель 3б класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ №249 им. М.В. Маневича

проект по окружающему миру

«Покормите птиц зимой»

Выполнила  ученица 3б класса

Шкунида Софья

Руководитель: Воробьёва В. И., учитель 3б класса

Г. Санкт – Петербург

2013 – 2014 уч. год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. «Зимующие птицы города»

  1. Оседлые, кочующие птицы и перелётные птицы ………………………4
  2. Виды зимующих птиц нашего города……………………………………4

Глава 2. «Сытой птице мороз не страшен»

2.1 Проведение акции «Покормите птиц зимой!»………………………………7

2.2 Результаты исследования …………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….9

Список источников информации…………….................................................10

Введение

Многие птицы улетают от нас на зиму в тёплые края. Многие птицы, которые остаются у нас на зиму, гибнут во время морозов и снегопадов. Однажды в зимнюю стужу, посмотрев в окно, мы увидела птиц, сидящих на деревьях у окна, им было холодно и голодно. Нам стало очень жаль этих птиц и мы решили заняться этой проблемой. Человек может помочь им пережить стужу,  тем самым сохранить их численность. Мы поставила вопрос: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Предмет исследования – образ жизни и поведение птиц зимой.

Объект исследования: зимующие птицы города.

Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц города.
  • Изготовить кормушки  совместно с родителями.
  • Провести акцию «Покормите птиц зимой!»
  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  • Изготовить буклет с рекомендациями по проведённым наблюдениям.

В своей работе мы использовали такие методы исследования и приёмы: наблюдения,  сбор информации, работа с литературой, экскурсии,  обработка собранной информации, сравнение, практический метод (изготовление кормушек).

Территория исследования: территория школы.

Сроки проведения: ноябрь  – февраль.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Глава 1. Зимующие птицы города.

1.1 Оседлые, кочующие птицы и перелётные птицы

Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Птицы, которые улетают в тёплые края из-за отсутствия корма и холода – это перелётные птицы. Птиц, которым холод не страшен и они круглый год находятся на родине, называют оседлыми. Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место - это кочующие птицы. К зимующим птицам относятся оседлые и кочующие виды. В ХМАО насчитывается 31 вид зимующих птиц. Увидеть всех птиц в мире невозможно, но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

1.2 Виды зимующих птиц нашего города

 Большой пестрый дятел - птица оседлая. Голос громкий, резкий - "кик-кик". Селится в хвойных лесах и парках. Зимой дятел - кузнец. Он  питается семенами сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. Гнездится в самостоятельно выдолбленных дуплах.

Зимой в городе можно встретить чёрного ворона, хотя большая их часть во главе с серой вороной покидают наш город - кочуют. Ночь они проводят в центре города — на крышах зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности. Ворон предпочитает селиться поблизости от людей. Вороны всеядны, в зимнее время их часто можно встретить на мусорных контейнерах или на городской свалке. 

Сорока - средних размеров черно-белая птица с длинным хвостом. Издает резкое громкое стрекотание. Небольшие группы зимующих сорок (по 2 - 5 птиц) кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах. Строит прочное гнездо на высоких деревьях в марте - мае. Птица кочующая.

Сойка - яркая подвижная птица. Птица оседлая, в неблагоприятные годы – кочующая. На голове у нее хорошо заметен круглый хохолок с черными пятнами, а на крыльях - красивые голубые, с волнистыми черными полосками, пёрышки. Спина, грудь и брюшко рыжевато-серого цвета. Сойка населяет разнообразные леса на севере. Зимой они охотно поедают семена и плоды разнообразных растений, а также насекомых (личинок), зимующих на деревьях. Кричит она  резко, громко и неприятно для слуха  "гээ-гээ-гээ". Когда сойки поднимают в лесу ссору из-за найденного корма, их бывает слышно далеко. В полете у них бросаются в глаза широкие, загнутые вперед крылья, и  хвост, похожий на веер. Положительная роль сойки заключается в поедании вредных насекомых.

Синица большая одна из самых обычных для наших мест оседлая птица. "Щечки" белые, "шапочка" черная, брюшко желтое с черным галстучком. Живет повсюду в парках. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки и мы можем услышать её нежное «синь-синь-синь». Гнездится в дуплах и искусственных гнездовьях (скворечники, дуплянки) в апреле-июне.

Поползень - название говорит само за себя: значит, кто-то ползает. Но так может сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а бегает, притом очень ловко. Эта птица передвигается по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка голубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками. Бегая, он постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко. Еще любит полакомиться орехами. Будучи запасливой птицей, он их бережно складывает в просторном гнезде. Птица оседлая.

В нашем городе эта оседлая птица встречается довольно часто. У самцов верх головы - серый, бока головы - коричневые, "щечки" грязно-белые, на горле и груди - крупный черный "галстук". Спина коричневатая, пёстрая, грудь светло-серая. Самки однотонные серовато-бурые. Держатся  домовые воробьи стайками. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Может даже выгонять скворцов из скворечников. Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье. Питается семенами, в меньшей степени - насекомыми. Гнездится в нишах, дуплах и чужих гнездах с апреля до августа.

Снегири очень плотного сложения, голубовато-серые сверху с чёрной шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белым надхвостьем и полосой на крыле. У самцов бывает красная грудь или щёки. Молодые птицы без чёрной шапочки. Питаются ягодами рябины, выедают из них семена, а мякоть плодов выбрасывают. У птиц характерное пение «жю-жю-жю». Гнездятся в основном на хвойных деревьях, зимой широко кочуют.

Эти кочующие  птички появляются у нас в городе большими стаями зимой. Шумными компаниями они облепляют городские рябины и быстро съедают все ягоды. Свиристель - это крупная, очень красивая птица с пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежное оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Назвали птицу так, за её нежную журчащую трель «сви-ри-ри-ри», похожую на звучание свирели.

Клёст - крупная оседлая птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком, он помогает ему отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую они очень любят. Клестов называют подснежниками, потому что они выводят своих птенцов зимой.

Глухарь – самая крупная оседлая птица наших лесов. Свое название глухарь получил за то, что весной во время пения он перестает обращать внимание на то, что делается вокруг, он как будто ничего не видит и не слышит. Зимой питаются сосновой или кедровой хвоёй, изредка еловой, зелёными шишечками кедра и ягодами рябины.  Ночуют  в кронах  густых деревьев или закапываются в глубокий снег.

Белая куропатка - оседлая птица наших лесов. Пятка и пальцы птицы покрыты густыми перьями, защищающими ноги от холода. Белое зимнее оперение помогает ей защищаться от врагов. В суровые зимы они вырывают ходы в снегу «камеры» для поиска пищи и чтобы спрятаться от врагов. В зимние месяцы поедают почки и побеги древесных растений.

Изучив материал о птицах, мы узнали, что зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях оседлые и кочующие птицы.

Глава 2. «Сытой птице мороз не страшен»

2.1 Акция «Покормите птиц зимой!»

Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо  знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в школе акцию «Покормите птиц зимой!»  Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные  кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах.1 декабря мы   вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.  Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

2.2 Результаты наблюдений

Изучив литературу,  мы составили таблицу о видах корма для птиц,  которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение ).  Из таблицы видно, что основной корм для птиц  семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице на территории школы, так и из окна кабинета.  У мусорного контейнера на территории школы мы наблюдали чёрного ворона, который был в поиске корма и никого не боялся. Мы записывали в лист наблюдений   температуру воздуха, облачность и подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке, наблюдали за их поведением, записывали на диктофон голоса тех птиц, которых не видели, а слышали.  Так мы услышали сороку и записали только голос, а увидеть её так и не удалось. Затем мы сравнивали голоса птиц с атласом определителем на компьютере, для  того чтобы убедиться что именно этих птиц мы услышали и по голосу точно определить что это за птица.

         Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками . Сравнив записанные на диктофон голоса птиц с «Атласом определителем», мы определили, что на территорию школы действительно прилетают снегири, дятлы, воробьи, синицы, сойки, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего дятлов.  При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые  мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Сойки всегда делили корм, хотя на территории школы мы повесили не одну кормушку. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение

В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:

  • В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях оседлые и кочующие птицы.
  • Сытой птице мороз не страшен.
  • Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.        
  • Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование. Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
  • По результатам наших наблюдений мы создали буклет с рекомендациями по кормлению птиц в зимний период и сочинили стихотворения

Список источников информации

  1. Список  литературы.
  1. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
  2.  Книга для учителя «Мы дети природы» – ГУИПП « Полиграфист», Ханты - Мансийск, 2003.
  3.  Край родной. Азбука краеведения. Россия. Югра. Урай. /автор – составитель О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ - 96», 2011. – 392с.
  4.  От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222с.
  1. Другие источники информации.
  1.  http://allforchildren.ru/birds/bird24.php - юный натуралист, орнитолог.

2.3 http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm - атлас определитель птиц

Приложение

Виды корма для зимующих птиц города.

Название птицы

Чем питается в природе зимой

Чем можно подкармливать

Воробей домовой

Семена сорных растений, хлебные крошки.

Овес и просо,пшеничные отруби,  а также крошки белого хлеба

Сорока

Мелкими животными, падалью и плодами.

Крупы, семена арбуза и дыни, семена тыквы, крошки белого хлеба.

Синица большая

Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

Семена, мясо, говяжий жир, несоленое  сало.    Очень  любят     семечки  подсолнечника.

Дятел

Семена  сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

 Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало.

Снегирь

Семенами  растений  и  ягодами.

Ягоды рябины, бузины, боярышника.

Свиристель

Плодами рябины, калины, плоды можжевельника.

Бусы из сушеных ягод шиповника и боярышника.

Сойка

Семенами  растений  и  ягодами.

Ягоды рябины, семена, крошки белого хлеба.

Чёрный ворон

Всеяден.

Может питаться любыми отходами на мусорных контейнеров.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой!"

Внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса носит информационно-воспитательный характер, помогая детям представить все сложности зимования птиц. Дети представляют зимующих птиц, выступают ...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой!

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой"...

урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...

Проект по окружающему миру "Покормите птиц зимой"

Помещены проектные материалы детей по исследованию, наблюдению  за птицами в зимний период в условиях городской местности....