РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ УРОКА ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
статья по теме
Опыт и проблемы экологического воспитания в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРТЫНОВА Марина Васильевна
ГБОУ СОШ №276,
Россия, С.- Петербург.
РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ УРОКА
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
Дети, с которыми я сейчас работаю, - второклассники. Как выяснилось, они почти с пеленок слышат магические слова «экология», «экологическая обстановка», «экологическая культура» и другие термины. В то же время нынешние дети имеют слабое представление об окружающем мире, многие редко бывают на природе, не видят сельскохозяйственных домашних животных, не знают, откуда берется молоко и т.п. Это и неудивительно. Их родители пошли в школу в начале 90-х, во времена всеобщих изменений, переустройств и разрушений, когда и школа, и семья больше теряли, чем приобретали. Получив в детстве большую дозу неверия и безразличия, современные отцы и матери сами нуждаются в воспитании и перевоспитании в отношениях с окружающей средой. Вот почему проблему, поставленную конференцией, считаю исключительно актуальной и серьезной.
Именно школе, начиная с младшей, приходится обращаться к двум взаимосвязанным аудиториям - детям и родителям. Как добиться понимания, положительного отклика, как в конечном результате вырастить ответственного человека? Экологическое воспитание стало важнейшей социально-педагогической проблемой, от решения которой, в конечном счете, зависит будущее стран и народов. Как учить, чему учить, каким образом экологическую культуру сделать нормой поведения? Практикующему учителю на решение проблем теоретической педагогики, на раздумья и поиски, как известно, времени не выделяется. Было бы хорошо систематически получать полные и точные данные о состоянии окружающей среды, обзоры опыта, описания уроков, интересных находок. К сожалению, многие, если не большинство, методических разработок относятся к концу прошлого века, не учитывают современную специфику. С точки зрения экологической культуры, охраны окружающей среды приходится заново пересматривать даже известные старые сказки, детские книги, иллюстрации к ним. В устаревших пособиях можно встретить отголоски титанических намерений сдвинуть горы, повернуть реки вспять, вырвать с корнем леса, а уж о полевых цветах и говорить нечего – их рвут снопами.
В поведении наших граждан в быту мало что изменилось. До сих пор сохраняется былинная удаль, не горюющая по поводу сломанной ветки, вытоптанного газона или брошенной на тротуар бутылки. Дети видят это, подражают, и благое слово, услышанное в школе, может скользнуть мимо сознания. Думаю, коллеги со мной согласятся, что и с малыми детьми на больные темы надо говорить откровенно, без сюсюканья и недомолвок. Во всяком случае, в моем классе восьмилетки пробуют себя в дискуссиях, сами приводят примеры заботливого (или незаботливого) отношения к птицам и зверям, рассказывают о семейных традициях, проявляя замечательную наблюдательность и способность к здравым суждениям. У нас получаются интересные ролевые игры, придумываются собственные сказки, проводятся конкурсы рисунков, загадок, пословиц и поговорок, чтения стихов. Их радует посильный труд по благоустройству. Наша школа новая, имеет большой участок, где еще много простора для озеленения и украшения. Дети проходят здесь первые практикумы на земле, учатся ухаживать за цветниками, кустами и газонами. Конечно, все это лишь капля в море, первые составляющие постоянной, скрупулезной работы, требующей настойчивости и сосредоточенности на главном – идее зеленого ликбеза, без которого не обойтись ни детям, ни взрослым.
Комплекс мер, направленных на формирование экологической нравственности, включает в себя совершенствование всех видов внеклассной деятельности. В первую очередь речь идет о родителях, их участии в жизни класса. Мне «везет» на родителей: не помню случая, чтобы меня не поддержали, чтобы среди них не нашлось тех, на кого можно положиться. Программная тема «Ознакомление с окружающим миром» осваивается детьми при активном содействии семьи. В начале текущего учебного года по инициативе классного родительского комитета прошла грандиозная акция. Родители «прочесали» целый микрорайон, очистив от бутылок, пакетов и прочего мусора дворы, сквер, обочины дорог. Кое-что из собранного не отправилось на свалку – дети выбрали самую яркую пластмассу на поделки, а затем состоялась впечатляющая выставка. И цветы, и самолеты, и корабли, и диковинные насекомые, превратившись в творческие работы, уже нисколько не напоминали ненужный хлам.
Следует отметить, что связи с родителями весьма облегчились, благодаря использованию ресурсов интернета – в редкой семье сейчас нет компьютера. Встречаясь «В Контакте», мы обсуждаем любые вопросы, касающиеся учебы и воспитания детей. Так родилась идея организовать в окрестностях свою «Экологическую тропу», где можно изучать растительность, узнавать названия кустарников, деревьев, насекомых, учиться определять птиц по голосам и т.д. Привлекательно выглядит проект «Зеленый квадрат» - предлагается наметить на лесной поляне квадратный метр и определить, какие и сколько растений на нем растет. Родители стали задаваться многими практическими вопросами, выходящими далеко за рамки программы начальной школы. Например, о засилье товарных упаковок, когда любую покупку укутывают во много слоев полиэтилена, безнаказанности нерадивых горожан, засоряющих все вокруг, применении природосберегающих технологий в производстве, качестве продовольствия, зарубежном опыте в экологическом воспитании и т.д. Эта заинтересованность обнадеживает. Сдвиг в сознании людей возможен, и мы можем рассчитывать на поддержку общества.
Самой школе необходимо более энергично менять подходы к проблеме в целом. Каждый предмет, каждая учебная ступень должны быть пронизаны «зеленой» идеей. Только так можно добиться успеха. А пока экология отдана «на откуп» предметам, касающимся естествознания. Сами учителя не готовы к экологизации образования. Неудивительно, что наши воспитанники подростками демонстрируют чудеса равнодушия, если не цинизма, по отношению к окружающей среде.
Детям младшей школы свойственно уникальное единство знаний и чувств. Они с доверием смотрят на мир. Мы обязаны уберечь их от разочарований, помочь сохранить энтузиазм и веру в возможности человека сохранить землю от катастроф и катаклизмов, воспитать поколение, готовое взять на себя ответственность.
Суммируя сказанное, считаю необходимым осуществить комплекс мер, способствующих эффективности формирования экологической культуры:
- совершенствование учебных программ;
-совершенствование внеклассной деятельности;
-активное изучение и применение передового опыта;
-введение для учителей спецкурсов по экологической проблематике.
Экологизация системы образования становится ведущей тенденцией во всех образовательных сферах, от школы до подготовки специалистов разных профилей – инженеров, врачей, экономистов, политиков, рабочих. А исток процесса лежит в начальной школе. Главное – не упустить момент, делать свое дело грамотно, бережно, с любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/01/picture-54291.jpg)
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Проблемы экологического воспитания и образования....
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-743575-1454105533.jpg)
Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....
Теоретический анализ проблемы экологического воспитания младших школьников
Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей младшего шк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935470-1499847377.jpg)
Проблемы экологического воспитания младших школьников.
Презентация посвящена проблемам экологического воспитания детей. Автор представил направления работы, используемые для формирования экологической грамотности учащихся средством реализации взаимосвязи ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся
Курсовая работа "Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся"...