Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся
учебно-методический материал

Курсовая работа "Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antiplag_ekologicheskie_problemy_kursovaya_rabota.docx123.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ        6

1.1        Понятие экологического воспитания младших школьников        6

1.2 Особенности использования методов и форм в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста        12

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        18

2.1 Организация эмпирического исследования        18

2.2        Разработка программы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации        22

2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования        26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК        33

ПРИЛОЖЕНИЯ        35

Календарно - тематическое планирование  2 класс        38

ВВЕДЕНИЕ

Природа всегда присутствовала в истории развития всех живущих на нашей планете людей. И сейчас как никогда ранее остро стоит проблема грамотного и гуманного взаимодействия человека и природы.  От состояния оркужащей среды и природы в целом зависит вопрос выживаемости людей, поэтому так важно обучить детей беречь нашу экосистему и всех обитающих в ней птиц животных и растительности. Следует грамотно выстаивать воспитательный процесс по охране экологии с дошкольного возраста, приучая детей к бережному отношению с природой.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что осуществление людьми хозяйственной деятельности оказывает прямое воздействие на природу и окружающую среду, происходит постепенная трансформация экологии в худшую сторону и только грамотное и бережное отношение к природе может нивелировать все нанесенные убытки для окружающей среде на сегодняшний день. Воспитателям и учителям стоит приложить максимальные усилия по выстраиванию работы с детьми, направив их в нужное русло по предотвращени. Экологической катастрофы в ближайшее время.

В ФГОС говорится о приоритетности экологического воспитания в школе. Формирование экологической культуры – главная цель воспитания школьников с пристальным вниманием к практической природоохранной деятельности.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью:

  • повышения экологической культуры человека;
  • сохранения и улучшения условий жизни всех людей проживающих на нашей планете;
  • решения проблем, которые напрямую влияют на снижение и ухудшение пространства для жизни каждого человека;
  • сохранения и рационального использования, приумножения природных богатств;
  • повышение уровня восприятия человеком экологических проблем;
  • развитие у каждого человека потребности деятельного участия в природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание направлено на развитие экологической культуры, которая включает в себя систему экологически развитых и эмоционально-чувственных сфер деятельности личности каждого воспитанника и школьника.

Проблемам и основным направлениям экологического образования  у младших школьников отведены работу Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. Проблемы  экологического  воспитания разработаны в работах А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Л.П. Салеевой, И.Т. Печко, И.Т. Суравегиной и других. В работаэ данных исследователей можно найти  цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Работы А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, А.А.Плешакова посвящены исследованию средств, форм и методов экологического воспитания школьников.

Цель исследования – изучить актуальные проблемы экологического воспитания учащихся.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи исследования:

  • исследовать понятие экологического воспитания и образования;
  • выявить проблемы экологического воспитания и образования и пути их решения.

Объект исследования – экологическое воспитание младших школьников в школе.

Предмет исследования – особенности и проблема экологического воспитания учащихся.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).

Эмпирическое изучение экологического воспитания младших школьников проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе с. Ершовка Вятскополянского района Кировской области.

В эмпирическом исследовании приняли участие 4 обучающихся второго класса, из них 2 девочки и 2 мальчика в возрасте 8 лет.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Понятие экологического воспитания младших школьников

Программа экологического образования и воспитания школьников включена в ФГОС начального общего образования [23]. Согласно данной программы выявлена необходимость в формировании системы экологического воспитания. Основное направление согласно данной программы должно быть нацелено на выявление самых прогрессивных средств воспитания школьников, чтобы они выросли в полноценных и экологически грамотных членов нашего общества. Самое главное, что ребенок должен научиться взаимодействовать с окружающим миром и направить все свои усилия на сохранение природы. А на школы возложена прямая обязанность по привитию основных знания и умения в экологической грамотности школьников.

В начальной школе, только начиная получать знания в сфере экологического воспитания ребенок учится понимать всю важность окружающей среды и начинает ценить дар нашей природы и осваивает начальные навыки по грамотному использованию природы на благо человечеству.  Именно в начальной школе учеников учат осознанности относительно природы и определяют место каждого человека в этой системе.  Ребенка учат правильно  и с радостью трудиться  и гуманно относиться к окружающему миру. Школьнику также объясняется необходимость в постоянной помощи не только природе, но и каждому члену нашего общества, чувство патриотизма и самое главное выстраиванию гармоничного отношения с природой, охрана природы и разумное использование её на благо общества. И от того как школьники будут вести себя, какие совершать поступки – это и будет своего рода критерием его экологической воспитанности.

Исследуем высказывания педагогов в области экологического воспитания и образования школьников в начальной школе.

Исследователь В. А. Сластенин утверждает, что «…воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [21, с. 87].

Новиков А. М. определяет экологическое воспитание как «…развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе» [16, с. 43].

Экологическое воспитание – формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности.

Каждый учитель должен выстраивать уроки таким образомю чтобы школьники начальной школы не только научились любить природы, но и понимали какие проблемы уже существуют и что необходимо сделть, чтобы предотвратить появление новых проблем и сформировать у школьника возможность критично взглянуть на деятельность человека и предложить пути по устранению выявленных проблем. Школьник также должен анализировать своё поведение, вывляя пробелы в своем экологическом образовании и прикладывать усилия по их устранению и сформировать у себя ответственность за поведение в природе [20].

Работа учителей частично облегчается тем, что дети в начальной школе ещё сверхчувствительны и эмоционально реагируют на все рассказы и наглядные примеры учителя по экологической теме. Для учеников начальной школы также характерна любознательность к окружающей среде, к самому себе, к людям, а это выступает в качестве основного компонента экологического воспитания в начальной школе.

Итак, получается, что именно начальная школа выступает в качестве основного этапа по формированию эмоционально-нравственного и правильного отношения учеников к природе и его социальному окружению.

Исследователь Т. М. Веселова высказывает утверждение, что «…в целевой установке экологического воспитания отмечена такая специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека, как важное условие становления у детей элементов экологической воспитанности» [3, с.21].

Во время проведения всех учебных предметов в начальной школе следует акцентировать внимание на важности сохранения природы и умения грамотно вести себя с окружающей школьника средой.

Экологическое воспитание способно наделить ребенка возможность видеть проблемы окружающей среды и то, что он может сделать для решения выявленных проблем и как оно может помочь природе своими грамотными действиями. Все предметы в учебном курсе начальной школы взаимосвязаны и при умелом подходе учитель способен на разных предметах проводить грамотную беседу о многогранности отношений младших школьников в социальной и природной среде. При подобном подходе имеется возможность выстроить смешанную модель, которой будет характерно преследование одной цели – экологического воспитания на всех школьных предметах при полном соблюдении учебно-воспитательных целей школьной программы. А курс «Окружающий мир» будет способствовать выстраиванию основного координирующего места экологического воспитания в учебном процессе [4, с. 35].

Следует отметить, что основная роль в привитии младшим школьникам любви к природе отводится гуманитарным предметам. Даже на уроке русского языка можно в процессе обучения вставлять определенные элементы экологического воспитания, которые больше всего запоминаются и усваиваются школьниками. К примеру, на уроке можно использовать словарные слова, которые указывают на название растений и животных (лягушка, соловей, сорока, рябина). В данной ситации учителю можно попросить учеников рассказать, что они знают о явлении природы или предмете и выявить связь между ними, попросить вспомнить где они встречались с подобным явлением.

Также на уроках литературы предоставляется прекрасная возможность развивать экологическое воспитание при помощи чтения произведения писателей – натуралистов. В русской литературе много писателей натуралистов, которые с огромной любовью описывают прекрасную природу нашей страны и эти писатели включены в учебную программу, что позволяет развеивать и формировать знания о природе и предпринимать меры по её сохранению.

Ученикам младшего школьного возраста будет крайне интересно  ознакомиться с прекрасными произведениями о природе В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Заучивание классических стихотворений способствует формированию у младшего школьника  навыков по сравнению природы при разных временах года, вырабатывает уммение подмечать многообразие природы. Поэзия также способствует не только эмоционально высказываться о ее красоте, но и предоставляет прекрасную возможность развить словарный запас и сформировать грамотную речь. Важно также сделать так, чтобы у каждого ученика сформировалось личное видение окружающего мира.

Уроки музыки и рисования также создают прекрасную возможность к развитию восприятия окружающей среды в полной её красоте, формируя особенное эмоциональное восприятие окружающего мира.

Учитель должен уделять как можно больше внимания беседам во время экологического воспитания, которые способствуют выстраиванию близкого взаимоотношения с окружающей природой. Целесообразно проводить экскурсии на природу, для организации наблюдений за растениями и животными, показывая детям красоту окружающей природы. Во время экскурсий общение с детьми происходит в неформальной форме, что способствует лучшему усвоению необходимых знаний об окружающем мире.

Итогом экологического воспитания младших школьников выступают процессы социализации личности ученика, происходит постепенная экологизация его сознания к социальной жизни. Под грамотным воздействием учителя происходит формирование человека как носителя экологической культуры на всю оставшуюся жизнь.

С самого рождения следует начинать формировать экологическое воспитание у ребенка, поэтому и семье отводится своя роль, а школа в последующем берет на себя роль экологического воспитателя. Развивать ответственное отношение к природе должны и педагоги, и родители, постепенно формируя экологическую культуру у младшего школьника.

Младшие школьники сами крайне заинтересованы в изучении природы и окружающего мира, а учителя должны привить им желании узнавать новое об экологии и их ещё больше и поддерживать этот интерес на уроках [7, с.49].

Само по себе экологическое  воспитания содержит 3 следующих элемента:

  1. Когнитивный –понятия, характеризующие самого человека, его труд, природу и взаимодействие с обществом.
  2. Эмоциональный  эмоциональное состояние человека при выстраивании общения с природой.
  3. Деятельностный  использование различных видов деятельности учащегося на практике, которые нацелены на выстраивание экологических умений [22, с.122].

Вышеперечисленные три компонента формируют своеобразное ядро экологического воспитания и используются в процессе отбора экологических знаний и умений в начальной школе [22, с. 16].

Исследователи в области экологического образования и воспитания сошлись во мнении, что младший школьник должен освоить и теоретические, и практические знания в области охраны окружающей среды и экологии.

Младшие школьники всегда в силу своего возраста относятся к природе в познавательной сфере и это обусловлено двумя факторами:

  • Высокое значение учебной деятельности в жизни каждого младшего школьника. Дети в этом возрасте ещё не разочаровались в процессе обучения и охотно стремятся к познанию чего-то нового.
  • В связи с освоением навыков чтения младший школьник получил возможность самостоятельно получать новые знания из всех доступных источников, которых в современном мире благодаря Интернету великое множество.

Исследователь А. П. Пахомов в своих трудах предположил, что можно выделить следующие способы формирования мотивации обучения младших школьников экологическим навыкам:

  • Использование жизненных примеров в процессе обучения младшего школьника. К примеру, обычная аллергия способна показать ребенку как вредные выбросы промышленных предприятий, вредная еда или сезонное цветение любимых деревьев и цветов способны наглядно увидеть и ощутить взаимосвязь жизни человека и окружающей среды. Подобные примеры позволяют младшему школьнику глубже вникнуть в проблемы окружающей среды и начать поиски для их разрешения.
  • Помощь в формировании стойкой мотивации младших школьников к освоению экологических проблем – это получение поддержки у взрослых и активное принятие участия взрослого в усвоении знаний об окружающей среде. Взрослые должны постоянно объяснять ребенку взаимосвязь в деятельности человека и его влияние на окружающую среду и методы снижения негативного воздействия на природу.
  • Использование игр во время процесса обучения. Так как младшие школьники только недавно ушли из детских садов, то игра способна донести до ребенка гораздо больше, чем обычный урок. Игра для них боле привычна и это надо использовать и учителям, и родителям в процессе обучения.  

Таким образом, в младшем школьном возрасте использование экологического воспитание способно сформировать полноценную, гуманную и всесторонне развитую личность, способную беречь окружающую среду и заоботящуюся об экологических проблемах и методах их решения. С малдшими школьниками рацонально использовать следующие  направления экологического образования: формирование знаний направленных на охрану окружающей среды и здоровья людей и выработка занний и умений у младшего школьника в сфере общих законо природных и антропогенных систем. Данные  направления должны быть сформированы у младшего школьника при помощи игр, должны быть систематически выработаны с учетом современного экологического отношения к окружающей среде.

1.2 Особенности использования методов и форм в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

С самого рождения реенка родители и все родные пытаются привить ребенку любовь к своей родиной пророде, которой издревле на Руси отводилось главенствующее место в процессе воспитания. Знакомство с красотой природы происходит задолго до того как ребенок начнет говорить и сделает первые шаги по жизни.

Проблема усиления экологизации школьной программы всегда обсуждается и всегда кажется, что сделано недостаточно много. Введение в курс обучения в начальной школе «Окружающего мира» является прекрасным примером привития младшему школьнику любви к природе и желании помочь окружающему миру. Младший школьник постоянно растет в культурном плане, изучая проблемы экологии и размышляя о том как помочь сберечь красоту окружающего мира следующим поколениям.

Только полноценные знания помогут младшим школьникам в дальнейшем оказать природе и окружающему миру реальную помощь и сохранить чистый воздух и воду своим потомкам.

Именно знания о процессах, протекающих в природе и особенностях вмешательства человека в природу и установление границ подобного вмешательства позволяют младшим школьникам получить полное экологическое воспитание в школе.

Рационально говорить о природе и проблемах окружающего мира на каждом уроке, постоянно напоминаю о хрупкости нашего мира, что позволит выстроить у младших школьников систему знаний, позволяющих ответственно относиться к экологическим проблемам окружающей среды. Это позволит воспитать цело поколение ответственных и полноценных граждан с бережным отношением к природе.

Каждый учитель должен знать условия экологического воспитания в начальной школе:

1) только системный подход к экологическому воспитанию, применение материала краеведческого музея определенного региона где проживают младшие школьники, с постепенным углублением знаний отдельных элементов на протяжении всей начальной школы;

2)целесообразно привлекать младших школьников в мероприятия по охране экологии и дела по очистке леса, водоемов, чтобы развить чувство ответственности и стойкое нежелание самим мусорить и наносить вред природе.

Педагог В. А. Сухомлинский всегда утверждал, что природа лежит в основе мышления, чувств и творчества каждого российского человека с самого рождения [1, с.25].  Он считал, что родной край и окружающая природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.

Следуя наследию наших великих педагогов учителя в работе с младшими школьниками применяют множество форм работы для обучения и научения ребёнка видеть, чувствовать её красоту и понимать природу, принимая активное участие в её сохранении.  

Самым наглядным средством в усвоении материала по охране и сбережению природы являются экологические тропы. Во время данных мероприятий младшего школьника обучают на конкретных природных объектах правилам общения, поведения на природе и условиях бережного отношения к окружающей среде.

Каждый раз отправляясь на экскурсию педагогам следует с младшими школьниками проговорить особенности местности куда они отправляются  и правила поведения на природе или в учреждении. Эьл даолжно стать ритуалом, так как напрямую влияет на на усвоение культуры поведения на природе или в учреждениях и к тому же воспитывает у младших школьников экологическое сознание. В процессе прохождения экскурсии младшие школьники имеют возможность наблюдать за растениями и животными и прочими красотами родного края, усваивая правила поведения на природе.

Также учитель должен объяснять последствия нправильного поведения человека и его пагубное влияние на окружающую среду.  Учииель на экскурсиях должен использовать любознательность детей, чтобы как можно больше информации  разъяснить и донести до детей используя при том природные объекты и времена года. Для младших школьников характерна жажда освоения нового и только от учителя зависит в какой форме и каким методом он сможет заинтересовать детей и привить им любовь и бережное отношение к природе.

Дет испытываю огромную радость от общения с природой и материал усваивается намного эффективнее на экскурсиях. Не в каждой семье детям уделяют внимание и объясняют особенности природных явлений. Многие младшие школьники не видят красоту окружающего мира и не понимают его хрупкость, обладая только потребительскими суждениями о природе. Уитель должен ввести таких детей в мир прекрасного, проводя экскурсии и прививая любовь на уроках технологии, ИЗО. Важно постоянно заострять внимание на любви человека к природе, уточнять, что от нас зависит благополучие животных и растений и делать это необходимо постоянно в процессе лепки, рисования растений или животных.

Учителя должны знакомить младших школьников не только с прекрасным, но и показывать последствия негативного влияния человека на природе, знакомя детей с материалами Красной книги.

У младших школьников процесс мышления и формирования положительных чувств к окружающему должен проходить постоянно.

Творческое мышление должно постоянно активно впитывать информацию о хрупкости нашего мира природы и на уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, младшие школьники развивают творческое мышление, художественный вкус, происходит стойкое формирование понимание о взаимосвязи окружающего мира.

Крайне положительное влияние на усвоение материала  оказывают написанные собственноручно и нарисованные рефераты и доклады, например, о представителях из Красной Книги. Сейчас много информации в Интернете и поиск информации позволяет не только привить любовь к нашему окружающему миру, но и развить другие способности, такие как внимание, собранность, терпение, память.

Использование для написания рефератов тем по краеведению позволяет детям проявить фантазию и использовать при знания своих родителей и бабушек, дедушек, которые могут не только помочь знаниями, но и предоставить определенный экспонат для демонстрации на уроке (например, полезные ископаемые, камни, гербарий), что также способствует заинтересованности всего класса в предмете изучения.  

 Данные знания и умения навсегда останутся с ребенком и позволят ему в дальнейшем уже в средних и старших классах на уроках естественнонаучного цикла.

Также следует закрепить полученные знания на практике. В процессе ухаживания за цветами, младшие школьники учатся общению с растениями, учатся любить тех, кто находится от них в зависимости. Следует объяснить детям, что если не будем поливать и подкармливать растения они не смогут выжить в классе на подоконнике. Зимой младшие школьники ухаживают за комнатными растениями, а летом их следует привлекать к посильной работе на пришкольном участке: поливать цветы, убирать пришкольную территорию. А осень устраивать выставки выращенные своими руками цветов это пойдет на пользу не только растениям, но и сформирует у младших школьников ответственность за природу.

Введение нового образовательного стандарта в начальной школе заставило педагогов активно применять в своей деятельности исследовательский метод. Как свидетельствует парктический опыт младшие  школьники всегда с радостью участвуют в исследованиях, проводя наблюдения и опыты на природе или даже в классе.

Использование проектной технологии позволяет сформировать интерес младших школьников к явлениям природы и эффективно развивает познавательную деятельность, заставляя выискивать необходимую им информацию. Крайне важно освоить метод проектирования, которым ученики будут пользоваться всю жизнь, решая уже жизненные проблемы.

Данные методы позволяют детям освоить навыки поиска информации в различных источниках, однако, учителя не всегда имеют возможность обучить этому детей в полной мере. Решить данную проблему помогают научные общества учащихся.

На учителя также возлагается обязанность привить интерес к познавательной деятельности, ввести младшего школьника в процесс. В тот момент, когда младший школьник только начинает работать над исследовательским проектом следует помочь выбрать актуальную тему для исследования, чтобы она отзывалась у ребенка в сердце и он с особым желанием трудился над своим проектом. Проект должн быть не большим, чтобы младший школьник мог самостоятельно найти современную и актуальную информацию. Главное, чтобы сам процесс младшего школьника увлек. Не стоит забывать и об уклоне темы исследоваателького проектв сторону экологии и решения проблем окружающей среды.

Когда младшие школьники осуществляют мероприятия, направленные на поддержание порядка на клумбах возле школы или на территории возле школы, они осознают всю важность своей работы, а совместность только сплачивает коллектив.

Поэтому учителям также следует обратить внимание на проведение массовых мероприятий по развитию экологического воспитания и образования младшего школьника, привлекая родителей.

Традиционные праздники также следует внедрить в систему работы с младшими школьниками, особенно, если имеется возможность поближе познакомиться с природой родного края и собрать материал для исследовательской работы.

Родители должны показывать пример бережного отношения к природе, воспитывать в них любовь ко всему живому на Земле. В связи с этим объяснима актуальность работы учителей младших школьников и с родителями, разъясняя им особенности экологического воспитания младшего школьника. Родителей стоит привлекать к проведению мероприятий и походов используя при этом игру, которая эффективно применяется для экологического просвещения младшего школьника и развивает нравственные основы в характере ребенка.

Всю начальную школы младшие школьники осваивают и применяют на практике полученные навыки по бережному отношению к природе.

Таким оюразом, вышеперечисленные методы работы с младшими школьниками позволяют ребенку развиваться и становиться достойным гражданином нашего общества и оказывает прямое влияние на здоровье. Учителям стоит проводить непрерывную работу по экологическому воспитанию младшего школьника, прививая ему необхожимые знания об окружающем мире, дополняя программный материал о растениях, животных, о природе и бережном отношения к ним. Учитель старается привить детям любовь к окружающему миру, чтобы дети были не только созерцателями и потребителями, а проявляли заботу и трепетность при общении с красотой природы и каждым живым существом.  Младший школьник должен замечать красоту природы, сохранять её и бережно относиться.


ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация эмпирического исследования

Опытно-экспериментальная работа по диагностированию уровня экологического воспитания у детей младшего школьного возраста проводилась во 2 классе МКОУ ООШ с. Ершовка, Вятскополянского района, Кировской области. В эксперименте принимало участие 4 учащихся (2 мальчика и 2 девочки).

Педагоги МКОУ ООШ в процессе экологического воспитания используют концепцию «Перспективная начальная школа». Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осознания детьми личного опыта общения с людьми, обществом и природой [16, с. 28].

Основные методы экологического воспитания: устное изложение материала, беседа как метод воспитания, олимпиады по экологии, экскурсии, походы, выставки и встречи с экологами.

К главным задачам исследования уровня экологической воспитанности младших школьников следует отнести:

  • подбор методики исследования уровня экологической воспитанности младших школьников;
  • анализ уровня экологической воспитанности младших школьников;
  • определение проблем в реализации экологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации;
  • подбор прогрессивных форм и методов работы как средство экологического воспитания младших школьников в рамках образовательной среды при соблюдении комплекса педагогических условий.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически  деятельностный.

На основе методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности.

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. 

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно  схематических пособий. 

Для определения уровня экологической воспитанности младших школьников учащимся 2 класса (4 человек) МКОУ ООШ было использовано анкетирование. Вопросы, разработанные Н. С. Житовой (Приложение 1).

Анкетирование  метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть:

  • закрытыми  приведением полного набора вариантов ответов);
  • открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую информацию).

Методическое обеспечение исследования включало также применение диагностических методик:

  1. Метод диагностики «Работа над ошибками».
  2. Экологическая деятельность (основана на методике Е. Н. Жидаревой, приложение 3).

Метод диагностики «Работа над ошибками» заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.

Методика «Экологическая деятельность» предназначена для определения экологической деятельности младших школьников. Опросник состоит из 2 заданий.

Проведение исследования осуществлялось на уроках.

Представим результаты анкетирования младших школьников. Все дети положительно ответили на 1 вопрос «Нравится ли тебе бывать в природе?». На второй вопрос «Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?» трое детей ответили, что любят играть в подвижные игры, один ребенок выбрал ответ, что предпочитает собирать ягоды, грибы. На третий вопрос «Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?» все дети ответили отрицательно. На четвертый вопрос «В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?» все дети ответили, что делали с папой скворечник и принимали участие в озеленении класса, школьного двора. На пятый вопрос «Какие книги о природе ты читал?» все дети ответили, что читали книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

Итак, для детей на начальном этапе диагностики экология и природа – это игры, веселье и радость.

При исследовании уровня экологического воспитания с использованием диагностики «Работа над ошибками» были получены следующие результаты (Рисунок 1). Смысл этой диагностики заключается в следующем: детям читается текст, в котором содержится 5 ошибок. Дети должны будут отыскать эти ошибки и записать их количество.

Рисунок 1  Результат согласно диагностики «Работа над ошибками»

Согласно представленным результатам у детей средний и низкий уровень экологического воспитания. Двое детей смогли найти 3 ошибки в тексте и двое детей определили только две ошибки. Дети не знают правил поведения на природе, правила разжигания и тушения костра. 

Методика «Экологическая деятельность» предоставила возможность выявить уровень развития деятельностного компонента экологического воспитания. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень развития деятельностного компонента

Уровень развития деятельностного компонента эк. воспитания

Количество учащихся

%

Высокий уровень

1

25

Средний уровень

2

50

Низкий уровень

1

25

Как видно, преобладает уровень ниже среднего.

Проведя анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что работа, которая проводится с детьми не дала таких результатов, какие бы хотелось видеть у младших школьников. Существуют пробелы в развитии деятельностного компонента экологического воспитания у младших школьников.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод про общий уровень экологической воспитанности младших школьников. По средним данным, из 4 детей: 1 имеет высокий уровень, 2 – средний уровень и 1 имеет уровень ниже среднего.

  1. Разработка программы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации

Программа «Юный эколог» создана для того, чтобы сформировать познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные универсальнык учебных действий опираясь на ФГОС начального общего образования, экологической картины мира у младших школьников. Календарно-тематическое планирование  для 2 класса представлено в приложении 4.

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:

  • Развитие знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • Вырабатывание осознанных понятий о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизни;
  • Развитие экологически ценностных ориентаций в деятельности младших школьников;
  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Программа экологического воспитания выделены содержит такие работы, как:

  • познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
  • познавательно-развлекательное (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);
  • практическое (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц);
  • исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Направления деятельности по охране окружающей среды: нравственное (воспитание ответственности, воли, целеустремлённости); эмоциональное (развитие отношения к природе как универсальной ценности); интеллектуальное (развитие способности к анализу экологических ситуаций).

При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу – значит охранять Родину.

Согласно представленной программы природа выступает в качестве самой большой ценности человеческого развития – познавательного, эстетического, нравственного и физического.

В процессе применения программы младшие школьники приобретают основные компетентности:

  • компетентность в сфере общественно-политической деятельности (осуществление прав и обязанностей гражданина по охране и защите природы своего родного края);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

Относительно планируемых результатов следует отметить:

Личностные:

  • оценка обучающимися жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • установление простых общих для всех людей правил поведения;
  • участие в решении экологических проблем родного края;
  • развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;
  • принятие правил здорового образа жизни.

Предметные:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности.

Содержание программы «Юный эколог»

Что такое экология?

Экология – наука, которая занимается отношениями живых организмов в  процессе взаимодействия с окружающей средой.  Понятие экологии.

Экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

Глобальные проблемы экологии.

Что такое экологическая катастрофа?

Мой город.

Выявление экологической ситуации в городе.

Пути решения экологических проблем своего города.

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к морю, озеленение города).

Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Охрана растений своего региона.

Распознавание растений родного края. Лекарственные растения и их охрана. Растения, нуждающиеся в защите.

Составление устного журнала «Зелёная книга».

Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!» в преддверии новогодних праздников.

Животные родного края.

Изучение разнообразия животного мира родного края.

Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.

Экология и мы

Человек – часть природы, его отношение к окружающей среде. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье.

Экология жилища человека. Экология питания.

Правила личной экологической безопасности.

Мы – защитники природы

Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов своей деятельности.

Подготовка и проведение бесед, праздников, КВНов экологического содержания для обучающихся других классов.

Условиями повышения уровня экологической воспитанности младших школьников в целостном педагогическом процессе являются:

  • обеспечение результативности содержательной части процесса (внесение поправок в содержание экологического воспитания);
  • обеспечение организационно-методической части процесса (применение разнообразных форм и методов работы по экологическому воспитанию, взаимодействие средств экологического воспитания);
  • обеспечение результативно-деятельностной части процесса (учет личностного и деятельностного подхода; определение и учитывание первоначального уровня экологической воспитанности личности).

Таким образом, представленная программа «Юный эколог» позволит учителю сформировать экологическую картины мира у младших школьников, разовьет у детейжелание помогать природе, всем живым существам нашей Земли. Младшие школьники также получат возможность исследоваать существующие проблемы окружающей среды и предложить пути их решения.

2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

Контрольный срез был проведен после реализации программы. В процессе  диагностики уровня экологической воспитанности младших школьников МКОУ ООШ младшим школьникам были предложены те же методики. В исследовании приняли участие 4 учеников.

Цель повторного исследования: выявить изменение уровня когнитивного и деятельностного компонентов экологической воспитанности у младших школьников после реализации предложенной Программы.

Ученикам было предложено анкетирование (Приложение 1).

Данные контрольного среза показали, значительно увеличилось количество развернутых ответов младших школьников.

Все дети положительно ответили на 1 вопрос «Нравится ли тебе бывать в природе?». На второй вопрос «Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?» все детей ответили, что любят играть в подвижные игры и летим обязательно пойдут собирать ягоды, грибы. На третий вопрос «Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?» все дети ответили, что участвовали в спасении домашних животных. На четвертый вопрос «В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?» все дети ответили, что делали с папой скворечник и принимали участие в озеленении класса, школьного двора. На пятый вопрос «Какие книги о природе ты читал?» все дети ответили, что читали книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

Итак, для детей на контрольном этапе диагностики экология и природа – это уже скорее помощь природе, животным и птицам, участие в акциях по сбору мусора и сохранению окружающей среды.

При исследовании уровня экологического воспитания с использованием диагностики «Работа над ошибками» были получены следующие результаты (Рисунок 2).

Рисунок 2  Результат согласно диагностики «Работа над ошибками»

Согласно представленным результатам у детей высокий и средний уровень экологического воспитания. Двое детей смогли найти 5 ошибки в тексте и двое детей определили четыре ошибки. Дети бодро рассказали правила поведения на природе, правила разжигания и тушения костра. Подробно описали как нужно себя вести в лесу и у реки. Подробно рассказали о вреде мусора и бутылок на берегу реки.

Методика «Экологическая деятельность» предоставила возможность выявить уровень развития деятельностного компонента экологического воспитания. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Уровень развития деятельностного компонента

Уровень развития деятельностного компонента эк. воспитания

Количество учащихся

%

Высокий уровень

2

50

Средний уровень

2

50

Низкий уровень

-

-

Как видно, преобладают высокий и средний уровни экологического воспитания.

Анализ результатов опроса показал, что у учащихся начальной школы после системной работы по экологическому воспитанию произошли значительные позитивные изменения. Таким образом, использование данных критериев измерения уровня развития, позволило выявить высокий уровень развития когнитивного компонента экологической воспитанности младших школьников.

При помощи методики «Экологическая деятельность» был проведен итоговый срез, позволяющий выявить уровень развития деятельностного компонента экологического воспитания младших школьников. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Уровень развития деятельностного компонента

Уровень развития

До

После

деятельностного компонента

эк. воспитания

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Высокий уровень развития

1

25

2

50

Средний уровень развития

2

50

2

50

Низкий уровень развития

1

25

-

-

Наблюдается также положительная динамика. Результаты исследования  выявили преобладающе средний уровень развития деятельностного компонента экологической воспитанности младших школьников.

Использование критериев измерения уровня экологической воспитанности младших школьников позволило выявить преимущественно высокий уровень развития у учащихся. Проведенная работа позволила проверить результативность комплекса мероприятий по развитию экологического воспитания у младших школьников в общеобразовательной организации и оценить успешность предложенной Программы.

Таким образом, эмпирически подтверждена возможность успешного экологического воспитания у младших школьников в общеобразовательной организации. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от естественного окружения общеобразовательной организации, места и объекта наблюдения. А также от возраста детей и их опыта. Работая над программой, нужно помнить о том, что любое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития младших школьников и направлено на развитие экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности в природе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследоваав теоретические основы курсовой работы можно сделать вывод, что каждый человек на нашей Земле должен оперировать самыми важными экологическими знаниями, которые позволили бы выстраивать отношения с окружающим миром в правильном ключе. В настоящее время как никогда важно научить младших школьникв любви к природе, дать им такое экологическое образование, чтобы ребёнок вырос полноценной личностью, который может заботиться не только о себе, но и об окружающем мире.

По этой причине повышается важность экологического образования, выступая в качестве главного направления педагогической теории и практики. В семье закладываются основы экологической культуры, а вшколе учителя берут на себя ответственность по укреплению знаний  и уровня экологического воспитания.

Младший школьный возраст является временем активного формирования личности ребёнка, быстрого и эффективного накопления знаний об окружающей среде и формирование многогранных отношений к природе и людям.

Каждый компонент содержит определенные формы и методы работы в плане решения задач экологического воспитания. Урок как традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса, невзирая на строго регламентированную структуру, предоставляет широкие возможности для формирования экологических знаний и воспитанности младших школьников. Материал должен быть увлекательным и важна заинтересованность младших школьников, так как от этого зависит результат усвоения экологических знаний младшими школьниками.

Во время обучения младших школьников, учитель, повышая уровень экологической воспитанности, должен применять разнообразные методы и формы, достигая цели урока.

Анализ деятельности МКОУ ООШ по экологическому воспитанию младших школьников показал, что с учащимися ведется недостаточная практическая работа.

Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что основной проблемой экологического воспитания является низкий уровень деятельностного и когнитивного компонентов.

Причиной таких результатов может являться недостаточное разнообразие применяемых методов и форм в общеобразовательной организации.

Разработанная программа экологического воспитания младших школьников, позволяет организовать познавательную, практическую и исследовательскую деятельность учащихся, в совокупности с инновационными, традиционными формами, активными методами и приемами работы, с учетом непрерывности и последовательности в изложении материала. Контрольный срез подтвердил успешность предложенной программы.

Проблема экологического воспитания достаточно изложена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Тем не менее систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.

Вследствие этого целью исследования стала разработка программы, повышающей уровень экологической воспитанности младших школьников.

Внедрение предложенной программы позволило повысить уровень экологического образования и воспитанности детей. Стоит отметить, что дети получили огромное удовольствие от общения с природой и узнавая новые интересные факты об окружающей среде.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. С раннего детства необходимо учить ребенка чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник восстановления его сил и здоровья,  познавать связи и отношения в окружающем мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 329 с.
  2. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 2003.  5. 175 с.
  3. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа, 2013. - №2. – 123 с.
  4. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 94 с.
  5. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997. №4. 64 с.
  6. Голубева Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности // Этическое воспитание. 2013.  6. 121 с.
  7. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2012. №10. 86 с.
  8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 480 с.
  9. Егоренков Л. И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. М.: Прометей, 1996. 126 с.
  10. Засобина Г. А. Педагогика: учебное        пособие / Под ред. Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 250 с.
  11. Кениспаев Ж. К. Сознание современного человека II Проблемы развития сознания в культуре и образовании. Барнаул.: АлтГПА, 2014. 429 с.
  12. Концепция непрерывного экологического образования [Электронныйресурс] - Режим доступа: http://www.agroecoinfo.narod.ru/html /russian/Obras/f2_1.html 
  13. Лихачев Б. Т. Основные категории педагогики. // Педагогика. 1999 г. № 1. 115 с.
  14. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. №2. 201 с.
  15. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. 304 с.
  16. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 1-е изд., 2010. - 208 с.
  17. Печко Л. П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Педагогика. 2001. №3. 132 с.
  18. Программа        формирования        экологической        культуры,        культуры здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/05/programma-formirovaniya- ekologicheskoy-kultury-kultury-zdorovogo (Дата обращения 10.11.2017).
  19. Салеева-Симонова Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе М., 1977. 139 с.
  20. Салеева-Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе. М.: «Академия», 2000. 234 с.
  21. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
  22. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа. 2014. №10. 128 с.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
  24. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Кудрова Л. Г. Авторская программа по окружающему миру «Программы по учебным предметам». М.: Академкнига/учебник, 2011. Ч.1. 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкетирование

Вопросы

Ответы

1.Нравится ли тебе бывать в природе?

1. Нравится.

2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять

2. Загорать, купаться

3. Играть в подвижные игры

4. Собирать ягоды, грибы

5. Рвать цветы.

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

1. Нет, не приходилось

2. Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними

3. Лечил собаке глаз

4. Отогревал зимой птиц

5. Лечил раненую птицу

6. Подкармливаю зимой птиц

4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

1. Не принимал участие

2. Делал с папой скворечник

3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора

5. Какие книги о природе ты читал?

1. Не люблю книги о природе

2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

Приложение 2

Метод диагностики «Работа над ошибками».

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

Приложение 3

Методика «Экологическая деятельность» (Е.Н. Жидаревой)

Цель        методики:        определение        экологической        деятельности        младших школьников.

Выберите уровень выраженности качества по 6-балльной шкале, когда:

0-1 – отсутствие качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),

2-3 – средняя степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 – среднее значение),

4-5 – высокая степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).

Задание        1:        расположите        в        порядке        убывания        значимости        для        Вас следующие дела:

  • участие в экологических митингах;
  • работа на участке;
  • тур.походы;
  • уход за животными;
  • подготовка газеты на экологическую тему;
  • оформление стенда о защите природы;
  • создание скворечника для зимующих птиц;
  • участие в конкурсе «Природа и фантазия»;
  • экскурсии на природу, экологические тропы;
  • чтение книг о природе.

Задание 2: расставьте по степени значимости для себя характеристики, отражающие интерес к природе:

  • сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
  • получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
  • безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
  • купание, загорание;
  • рисование природы;
  • помощь природе в ее охране;
  • пение на природе;
  • игры на природе;
  • исследовательская деятельность в природе.

Оценка результатов деятельности:

Низкий уровень (0 - 20 баллов): пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.

Средний уровень (40 - 60 баллов): характеризуется активным участием в экологических мероприятиях, основанном на активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

Высокий уровень (80 - 100 баллов): предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий.

Приложение 4

Календарно - тематическое планирование  2 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема занятия

Форма проведения

Дата

1.

Что такое экология?

День Земли

Природа моего города.

Всемирный день моря (последняя неделя сентября).

Беседа        о выявлении взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Выставка поделок из бросового материала

«Давайте будем беречь планету Земля!»

Экскурсия по городу.

Экологический десант к морю.

С Е Н Т Я Б Р

Ь

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Акция – «Зеленое дерево».

Конкурс на лучший

осенний букет.

Перелётные птицы. Их охрана.

"Красная книга" животных родного

края.

Игра – практикум.

Выставка букетов.

Устный журнал.

Знакомство с редкими животными родного края.

О К Т Я Б Р Ь

9.

10.

11.

12.

«Что растёт в моем краю».

Всемирный день

защиты животных.

Животный мир нашего города. Экологические профессии.

Экология и здоровье человека.

Игра «Что? Где? Когда?»

Работа по картинкам, рисункам.

Внеклассное мероприятие.

Агитация. Выпуск листовок.

Н О Я Б Р Ь

13.

14.

15.

16.

Литературный час

«Растения и

животные в поэзии».

«Мой родной край -

прекрасный Крым ».

Экология жилища

человека.

"Не рубите,люди, ёлок!".

Конкурс стихотворений.

Выставка рисунков, фотографий.

Игра – практикум.

Экологическая акция в преддверии новогодних

праздников.

Д Е К А Б Р Ь

17.

18.

19.

Акция «Каждой пичужке – наша кормушка».

Всемирный день заповедников.

Заповедники моего края (11.01).

Лесные детективы.

Изготовление        и        развешивание        кормушек,

подкормка зимующих птиц.

Устный журнал.

Игра.

Я Н В А Р Ь

20.

21.

22.

23.

Животные и

растения в жизни

моей семьи.

Богатства нашего края.

Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита, 19.02)

Личная экологическая безопасность.

Устный журнал.

Беседа, работа с картой.

Агитация. Выпуск листовок.

Составление правил личной экологической безопасности.

Ф Е В Р А Л Ь

24.

25.

26.

27.

Всемирный день кошек (01.03).

Праздник «Птицы - наши друзья».

"Зелёная книга».

Акция «Самый чистый город».

Написание заметки-рассуждения.

Внеклассное мероприятие.

Устный журнал.

Школа чистоты. Субботник.

М А Р Т

28.

29.

30.

31.

День подснежника   19.04).

Экологическая катастрофа.

Чернобыльская АС.

День экологических  наний (15.04).

Неделя охраны здоровья.

Агитация. Выпуск листовок.

Беседа, просмотр слайдов.

Игра «Что? Где? Когда?».

Конкурс плакатов, соревнования.

А П Р Е Л Ь

32.

33.

34.

Лесные опасности.

Мы вместе сохраним экологию.

Защитим природу

«Красная книга –

сигнал опасности».

Беседа «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые».

Разработка и изготовление экологических знаков, памяток.

Защита проектов.

М А Й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ УРОКА ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Опыт и проблемы экологического воспитания в начальной школе                  ...

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...

Теоретический анализ проблемы экологического воспитания младших школьников

Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей младшего шк...

Консультация для родителей: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"

laquo;Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».              ...

Проблемы экологического воспитания младших школьников.

Презентация посвящена проблемам экологического воспитания детей. Автор представил направления работы, используемые для формирования экологической грамотности учащихся средством реализации взаимосвязи ...