Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа по внеурочной дечтельности по курсу "Мы и окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_vneurochke_okr.mir_.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №111»
Протокол №___ от «__»____2013 по УВР ________Г.Р.Зеленина
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________2013 «___»________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: внеурочная деятельность
образовательная область: окружающий мир
начальное общее образование
3класс
Срок реализации программы 2013/2014учебный год
Разработчик программы: О.В.Рудакова, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Барнаул 2013
Пояснительная записка
Библиографический список программ, на основе которых разработана рабочая программа курса:
Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе авторской программы С.Н. Ямшининой (система «Перспективная начальная школа») с учётом особенностей образовательного учреждения и социального заказа. Имеет спортивно-оздоровительную, социальную и общекультурную направленность.
Обоснование выбора УМК «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального стандарта начального общего образования.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного и познавательного развития обучающихся;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие организованных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Основная идея системы «Перспективная начальная школа»-оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, системный учёт современных особенностей образовательного процесса в начальной школе.
Цели и задачи программы:
Цель деятельности научного клуба – сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Задачи деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»:
1. Развитие: познавательного интереса к изучению родного края; познавательных навыков; умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в информационном пространстве; критического и творческого мышления.
2. Формирование: коммуникативных умений (распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения); информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; общественной активности личности; гражданской позиции; культуры общения и поведения в обществе; навыков ЗОЖ.
3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности:
Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей .
Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему на выбор:
- источники дополнительной информации (хрестоматия по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»).
Программа представляет собой вариант организации деятельности школьников в школьном научном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе («Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения») и позволяющими ученику овладеть практическими навыками изучения окружающего мира.
Программа научного клуба «Мы и окружающий мир» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.
Форма организации: школьное научное сообщество (клуб).
Формы проведения: экскурсии, выставки, олимпиады, творческие и исследовательские проекты, презентации, заочные путешествия.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Планируемые результаты
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки;
-установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
-обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;
-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
-читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края;
-называть системы органов человека;
-понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
-собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Письмо экологам | 1 час |
2. | Ориентирование на местности. | 3 часа |
3. | Фотоконкурс «Живая и неживая природа» | 5 часов |
4. | Мать-водица, всему царица! | 3 часа |
5. | Воздушный океан | 4 часа |
6. | Береги дары природы | 4 часа |
7. | Проект «Покормите птиц зимой!» | 4 часа |
8. | История моего города | 10 часов |
Итого: 34 часа
Тематическое планирование:
№ п/п | Дата |
Тема занятия | Виды внеурочной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1. | Письмо экологам. | |||
2. | План пришкольной территории. | |||
3. | Как возникает и преобразуется рельеф? | |||
4. | Если ты заблудился в лесу. | |||
5. | Этот удивительный мир. | |||
6. | Игра «Из чего всё на свете?» | |||
7. | Внимание, конкурс на лучший вопрос для олимпиады! «Тела. Вещества. Частицы.» | |||
8. | Внимание, конкурс! «Тела. Вещества. Частицы.» | |||
9. | Выставка «Этот удивительный мир!» | |||
10. | Внимание, конкурс! «Вода и её свойства.» | |||
11. | Миссия «секретных агентов»-исследование состояния реки Оби. | |||
12. | Экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения водоёмов». | |||
13. | Внимание, конкурс! «Воздух и его свойства». | |||
14. | Миссия «секретных агентов»-исследование состояния воздуха. | |||
15. | Экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения воздуха». | |||
16. | Хорошо ли ты знаешь окружающий мир? | |||
17. | Путешествие с капелькой внутри Земли. | |||
18. | Полезные ископаемые Алтайского края. | |||
19. | Полезные ископаемые в архитектурных сооружениях города. | |||
20. | Мини-конференция «Береги дары природы». | |||
21. | Птицы нашего двора. | |||
22. | Проект «Покормите птиц зимой!» | |||
23. | Безопасное поведение в лесу. | |||
24. | Безопасное поведение у водоёмов. | |||
25. | Барнаул-город мастеров. | |||
26. | Барнаул-город спорта. | |||
27. | Знаменитые люди Алтая. | |||
28. | Проект «История моего города». | |||
29. | Путешествие по времени. Золотое кольцо России. | |||
30. | Путешествие по времени. Золотое кольцо России. | |||
31. | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | |||
32. | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | |||
33. | Конференция. Защита портфолио. | |||
34. | Конференция. Защита портфолио. |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 3кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.
4.Энциклопедические словари и справочники.
5.Видео- и аудиоматериалы по темам «Природа Алтайского края», «Диалоги о животных».
Наглядные пособия:
1.Комнатные растения.
2. Гербарии; коллекции насекомых, влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.
3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Географические и исторические карты.
5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.
Технические средства:
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер
4.Доска интерактивная
Литература для учащихся:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 3кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.
Литература, использованная при подготовки программы:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.:Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...