Методические разработки для учителей, работающих в начальной школе.
методическая разработка по теме

Из опыта работы в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ

НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ

мастер-класс


НЕСТАНДАРТНЫЕ   СПОСОБЫ  УМНОЖЕНИЯ

Обучение нестандартным случаям умножения я начала в 4 классе. Проводила его на внеклассных и внеурочных занятиях для привития интереса к предмету, для развития устных вычислительных навыков и беглого счёта. Детям очень нравились такие занятия. Опишу несколько самых понравившихся моим детям случаев умножения. Начну с самого простого.

Умножение двухзначного числа на 11. Приём: следует «раздвинуть» цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. 34 * 11 = 374, так как 3+4 =7, семёрку помещаем между тройкой и четвёркой 68 * 11 =748, так как 6+8 = 14, четвёрку помещаем между семёркой (шестёрка плюс перенесённая единица ) и восьмёркой.

26 х 11=                                                                     58 х11 =

45 х 11 =                                                                    65 х 11 =

Интересны частные случаи умножения таких чисел. К частным случаям относятся умножения чисел, у которых сумма единиц равна 10. К таким относятся следующие пары чисел: 11 и 19; 12 и 18; 13 и 17; 14 и 16; 15 и 15 3) Умножим 14 на 16 - Цифру десятков одного из сомножителей увеличим на 1. 1 ? ( 1 + 1) = 2 это число сотен искомого произведения. - Умножим единицы сомножителей, т.е. 4 и 6, 4 ? 6 = 24 - Припишем к первому результату второй, получим 224.

13 х 17 =                                                                      15 х 15 =

12 х 18 =                                                                      11 х 19 =

Умножение трёхзначного числа на 101. Приём: увеличиваем первый множитель на число его сотен и приписываем к нему справа две последние цифры первого множителя

125 * 101 = 12625 ( 125 +1= 126 , приписываем 12625) 348 * 101 = 35148 ( 348 + 3 = 351, приписываем 35148).

135 х101 =                                                                   299 х 101 =

264 х101 =                                                                   349 х101 =

Умножение  чисел самих на себя оканчивающихся  цифрой 5.

Приём:  увеличиваем  цифру десятков одного  из множителей на число следующее за ним (т.е  умножаем)  и приписываем справа  число 25.                       25 х25 =625 ( 2 х3=6, это число сотен искомого произведения  и приписываемсправак нему  число 25 =625

65 х 65 =                                                                        45 х 45 =

85 х 85 =                                                                         95 х 95 =

Умножение числа 37.

37 х 3 = 111 (3=1х3)                                           37 х 12 =                                           37 х 21 =

37 х 6 = 222 (6=2х3)                                            37 х 15 =                                           37 х 24 =

37 х 9 = 333 (9=3х3)                                       37 х 18 =                                           37 х 27 =



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ  ПОЧЕМУЧКАМ  _____ класса.

ЛИТЕРАТУРНАЯ   ВИКТОРИНА

  1. Напишите  имена сказочных героев, начинающиеся на следующие буквы:

З __________________________              Р________________________  

Н__________________________              У________________________

А__________________________              С________________________

Т__________________________              С________________________

О__________________________             К________________________

К__________________________             И________________________

И__________________________             Х________________________

     С______________________                                    

                                         К______________________

                                         А______________________

                                         З______________________

                                         О______________________

                                         К______________________

2. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты (определения): красна девица, добрый молодец и другие.

Какие эпитеты употребляются со словами?  

Ночь - ______________________________________________________

Сокол - _____________________________________________________

Вода - ______________________________________________________

Леса - ______________________________________________________

Реки - ______________________________________________________

Горы - ______________________________________________________

Конь - ______________________________________________________

Камень - ____________________________________________________

Зори - _______________________________________________________

3. Ответьте на вопросы:

1) Сколько раз нужно было повернуть золотым ключиком, чтобы открыть потайную дверь?  -  _____  

2)  Какое число в русских народных сказках соответствует числу исполняемых желаний?  -   _____

3)   Сколько зол успевала сделать за день старуха Шапокляк?  -  _____

4) Сколько мышей потребовалось превратить фее в статных лошадей, чтобы доставить Золушку на королевский бал?  - _____

5)  Сколько братьев было у оловянного солдатика?  -  _____

6)  Сколько витязей прекрасных «чредой из вод выходят ясных» в сказочной поэме А.С.Пушкина?  -  _____

7)  Сколько отдала колдунье женщина за зёрнышко, из которого вырос тюльпан, из которого появилась Дюймовочка?  -  ______

8)  Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?  -  _____

9) Сколько сальдо заплатил Буратино за билет в кукольный театр Карабаса Барабаса?  -  _____

10) Сколько в переводе  со сказочного языка на современный математический язык означает «тридевятый»? -  ______

     Попробуйте сами составить три вопроса, начинающихся со слова сколько, по известным вам произведениям.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. А знаете ли вы загадки о сказочных героях?

Например:  Живёт на крыше,

                           Летает всех  выше.

                           Кто это?  ________________________

 Напишите  свои  загадки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

ВОПРОСЫ  ПОЧЕМУЧКАМ  _________  КЛАССА.

ЗНАТОКИ  РУССКОГО  ЯЗЫКА.

  1. Ответьте: ДЛЯ  ЧЕГО?  ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? надо изучать русский язык?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В свободных клетках разместите буквы так, чтобы сверху вниз читались пятибуквенные слова.  

!!!!

!!!!

!!!!

!!!!

!!!!

!!!!

Я

З

Ы

К

!!!!

М

О

Й

!!!!

Д

Р

У

Г

!!!!

М

О

Й

!!!!

!!!!

!!!!

!!!!

!!!!

!!!!

 

3.А знаете ли вы, что в русском языке нам известны

23 слова с таким признаком…

        

Ф

 

10 слов        

О

О

13 слов

С

Е

4.Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слово за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в слове.

  • Часть суток   ( __ __ __ __ __ )  приём гостей.
  • Ветка  ( __ __ __ __ )  нога зверя.
  • Пластинка  ( __ __ __ __ ) спортивный снаряд.
  • Выражение лица  ( __ __ __ __ ) взрывной снаряд.
  • Выпуклость на лбу  ( __ __ __ __ __ ) плод хвойного дерева.
  • Оружие  ( __ __ __ ) овощ.
  • Монарх  ( __ __ __ __ __ __ )  шахматная  фигура.

КОНКУРС  ЭРУДИТОВ   ( 4 кл. )

1.Воспользовавшись схемой, прочитайте наш совет каждому из вас  и  запишите его.

9

20

13

2

17

5

16

22

10

8

12

1

3

25

18

19

7

15

6

21

4

23

11

24

14

  Е

  А

  Ж

  И

  Е

  Г

  Т

  О

  О

  Н

  И

  Н

  К

  !

  С

  Л

  А

  Й

  Д

  Б

  О

  Г

  Б

  О

  А

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  В следующих пословицах перепутаны  некоторые слова. Найди их и запиши пословицы правильно.

Друзья познаются в горне.__________________________________________________ _________________________________________________________________________
В доброй беседе звону больше.________________________________________________

В зимний холод не выловишь и рыбку из пруда. _________________________________ __________________________________________________________________________

В пустой бочке всяк ума копит._______________________________________________

__________________________________________________________________________

Без труда всякий молод.  _____________________________________________________

__________________________________________________________________________

В беде и железо плавится.  ___________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. В русском языке  для яркости выражения мысли часто используют крылатые выражения (фразеологизмы). Поясни  данные крылатые выражения 1-2 словами.

Спустя рукава - ____________________________________________________________

В час по чайной ложке - _____________________________________________________

Ни жив ни мёртв - __________________________________________________________

Ни в зуб ногой - ____________________________________________________________

С горем пополам - __________________________________________________________

Прикусить язык - ___________________________________________________________

Зарубить на носу - __________________________________________________________

4. Обозначь известные тебе части речи  в следующем предложении:

Глокая   куздря   штеко   будланула   бокра   и   кудрячит   бокрёнка.

 

КОНКУРС  ЭРУДИТОВ    ( 3 кл. )

1.  Замени одним словом каждое из словосочетаний:

  • посетитель кинотеатра - ____________________________________________
  • посетитель ателье - ________________________________________________
  • посетитель футбольного матча - _____________________________________
  • посетитель магазина - ______________________________________________
  • посетитель поликлиники - __________________________________________
  • посетитель парикмахерской - ________________________________________

2. Соедини          стрелками выражения, близкие по значению.

      Владеть собой                                            Мастер на все руки

      Золотые руки                                              Изо всех сил

      Водить за нос                                              До последней капли крови

      Во весь дух                                                  На край света

      До последнего дыхания                              Обводить вокруг пальца

      За тридевять земель                                    Держать себя в руках

3. Дама сдавала  в  б__гаж

    Диван,  чем__дан,  сакв__яж,

    К__ртину,  к__рзину,  к__ртонку

    И маленькую  с__бачонку.

Вы, конечно, узнали начало стихотворения С.Я.Маршака про незадачливую даму. А сколько букв  А  недостаёт в этом отрывке?   ________________________

4. Одна старушка, для которой русский язык не был родным, готовя обед, часто приговаривала: «Что положишь – то и выймешь». А как сказать правильно? 

(подчеркни правильный ответ)

  • Что положишь – то и вымешь.
  • Что положишь – то и вынемешь.
  • Что положишь – то и вынемешь.
  • Что положишь – то и вынешь.
  • Что положишь – то и выйнешь.

                                                                                                



Предварительный просмотр:

Математические

задачи

по краеведению

«Животный мир ЮГРЫ»

1-4 класс

Составитель: учитель начальных классов

Тимофеева С.Г.


Задачи  «ЖИВОТНЫЙ МИР ЮГРЫ»

  1. Иволга откладывает 5 яиц, а журавль 2 яйца. На сколько яиц больше откладывает иволга, чем журавль?

  1.  Самка тетерева отложила 5 яиц, а чайка 3 яйца. Сколько всего яиц отложили птицы?

  1. В одной беличьей семье родилось 5 бельчат., в другой на 1 бельчонка меньше. Сколько бельчат родилось  в другой семье.

  1. Длина тела рябчика 35 см., а у дятла длина тела на 10 см. меньше. Какова длина тела дятла?

  1. Лось весит 820 кг., а бурый медведь  750 кг. Кто весит больше и на сколько?

  1. Длина тела лесной мышки 12 см, а длина тела ежа 30 см. На сколько длиннее ёж, чем мышь?

  1. Сова насиживает яйца 25 суток, а у самки снегиря насиживание длится 15 суток. Кто высиживает дольше и на сколько?

  1. Длина тела бурундука 16 см., Какова длина 2 таких бурундуков?

  1. Тело снегиря составляет 19 см., а поползень имеет длину тела 16 см. На  сколько см. снегирь длиннее  поползня?
  2. Взрослый заяц-беляк имеет длину тела 75 см., а росомаха на 10 см. больше. Какова длина тела росомахи?

  1. Масса тела кукушки 100грамм, а куропатки 500грамм. На сколько грамм куропатка тяжелее кукушки?

  1. Самка тетерева откладывает в гнездо 6 яиц, а утка откладывает 10 яиц. На сколько больше  яиц откладывает утка, чем самка тетерева.? (капалуха)

  1. Самка сова насиживает яйца около 25 суток, а самка снегиря 15 суток. На сколько дольше насиживает яйца сова?

  1. Зимой 1 взрослому оленю нужно ежедневно  до 12 кг. мхов и лишайников, а оленёнку достаточно 4 кг. в день. Во сколько раз больше нужно корма взрослому оленю, чем оленёнку?

  1. Самая высокая птица Югры - стерх. Её высота 120 см. А самая маленькая птичка – королёк её размеры 7 см. На сколько см. стерх больше, чем королёк?

  1. Кедр может расти до 850 лет, а лиственница до 900 лет. Что растёт дольше и на сколько?  

Задачи о птицах ЮГРЫ.

1. Желтоголовый королек весит 5 граммов. Сколько весят 2 таких королька?

2. Яйцо воробья весит 6 граммов. Сколько весят 2 таких яйца?

3. Яйцо обычного перепела весит 7 граммов. Сколько весят 2 таких яйца?

4. Дятел выдолбил весной 2 дупла. На строительство каждого ушло по 3 дня. Сколько дней строил гнезда дятел?

5. Глухарь весит 6 кг. А какой вес нужно выдержать сосновой ветке, если на нее сядут 2 глухаря?

6. Вороны насиживают яйца 3 недели. Сколько дней высиживают яйца вороны?

7. В 2 дуплах поселилось по 2 дятла. Сколько дятлов живет в этих дуплах?

8. Синичка 2 раза принесла птенчикам по 5 мошек в клюве. Сколько мошек принесла синичка за 2 раза?

9. Воробьиха  приносила своим птенцам по 6 червей 2 раза. Сколько червей принесла  воробьиха за 2 раза?

10. 2 журавля съели на завтрак по 8 лягушек. Сколько всего лягушек было съедено?

11. Папа дятел и мама дятел принесли своим птенцам по 8 жуков короедов. Сколько всего короедов принесли родители дятлы?

   

12. 2 кукушки в березовой роще нашли и склевали по 7 оранжевых волосатых гусениц каждая. Сколько всего ядовитых гусениц склевали кукушки в этой роще?

13. Жаворонок живет 14 лет, а трясогузка на 4 года дольше. Сколько лет живет трясогузка?

14. Ворона живет 15 лет, а воробей  на 6 лет меньше. Сколько лет живет воробей?

15. Дятел имеет длину 15 см, а сорока на 23 см длиннее. Какой длины бывает сорока?

16. Серая ворона достигает длины 40 см, а воробей 10 см. Во сколько раз воробей короче вороны?

Задачи « ЗВЕРИ ЮГРЫ»

1. В двух семьях белочек родилось по 5 бельчат. Сколько бельчат родилось в двух беличьих семьях?

2. Новорожденные лисята начинают видеть через 3 недели после рождения. Через сколько дней после рождения прозревают лисята?

3. Мышь съедает за лето 6 кг зерна. Сколько кг зерна съедят за лето 3 мышки?

4. Лиса поймала 3 своим малышам по 8 рыбок каждому. Сколько всего рыбок поймала лиса для своих малышей?

5. В трехнедельном возрасте молодые бобрята уже умеют кушать травку. Через сколько дней после рождения они могут обойтись без молока?

6. Зайчиха  за лето принесла 3 приплода по 8 зайчат в каждом. Сколько зайчат за лето принесла зайчиха?

7. 3 самки  северного оленя объединились в одно стадо. Каждая привела по 1 оленёнку. Сколько оленят в этом стаде?

8. Лисица поймала 3 своим малышам по 6 мышек каждому. Сколько всего мышек поймала  лисица для своих детей?

9. В лесу живут 3 лисьих семейки. В каждой родилось по 4 лисенка. Сколько всего лисят родилось в лесу?

10. Барсук принес 3 детенышей в новую нору. Каждый весит по 3 кг. Сколько всего кг принес папа барсук в новую нору?

14. Масса взрослой лисицы - 19 кг. Сколько весят 3 таких лисицы?

15. Барсук весит 10 г. Сколько весят 3 барсука?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры

. Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Выпускной в начальной школе"

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Выпускной в начальной школе". Стихи посвященные учителям, слова песен, сценки, свидетельство об окончании начальной школы родителям, клятва родителей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с начальной школой"

Материал содержит сценарий праздника "Прощание с начальной школой"...

Методическая разработка по курсу технология в начальной школе.

Презентация к уроку технология 3 класс. Изготовление аппликации "Петрушка"...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка сценария выпускного вечера в начальной школе "Расстаёмся, друзья!".Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная разработка включает в себя сценарий выпускного праздника в начальной школе. Использовано много различного материала : стихи, сценки, песни, песни-переделки, инсценировки, миниатюры. Работа пред...