Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
материал по теме

Халикова Виктория Евгеньевна

У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обилие информации по этой теме, а также связать групповые формы работы с необходимыми нам в последнее время ФГОС второго поколения. Буду рада, если кому-нибудь пригодится моя работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khalikova_gruppovye_formy_raboty.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»

                                        

                        ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………..… 3

  • Особенности формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий  в начальной школе …………….… .4

  • Приёмы и формы организации групповой работы в начальной школе ......................................................................................................................7

  • Примеры групповых заданий, направленных на формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы …………………….......................................………………………..10

        

Заключение………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………17

                                        ВВЕДЕНИЕ

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания.

Особенности формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий  в начальной школе

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей реализации стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

В этой связи, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной   системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием    явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, не-удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача  целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей   одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

 Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

2. Приёмы и формы организации

групповой работы в начальной школе

Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам.

Способы организации группы

Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:

- собрание - дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;

- собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

- собрание - принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.

Методы работы внутри группы

Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Групповая работа преследует следующие цели:

1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.

2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.

3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развить интерес к предмету.

     В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

 постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

 раздача дидактического материала;

 планирование работы в группе;

 индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

 обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

 сообщение о результатах работы группы;

 общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

 Методы обучения в группе.

     В работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

   Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества. Как руководить группами кооперативного обучения? В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый играет  определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

 чтец читает вслух;

 секретарь – записывает, если нужно, что-то от лица группы;

 докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

 хронометрист следит за временем.

   Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

    Мозговой штурм,  или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

 Правила организации групповой работы

     Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.     Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

Примеры групповых заданий,

направленных на формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

                        

 На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

  Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

 1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

 2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

 3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

 4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

 6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

 7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

 9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

 10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

 11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

 12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

 15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Приведем примеры фрагментов, направленные на формирование познавательных и коммуникативных УУД.

         Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе по теме «Экологические проблемы России» с применение метода работы в группах.

Групповая работа.

 Учитель: А теперь я предлагаю вам исследовать эти проблемы экологии более тщательно. Сейчас мы с вами поработаем экологами и изучим проблемы загрязнения водоёмов, воздуха и почв. Для этого я предлагаю вам использовать справочную литературу, учебник и печатные материалы, которые лежат на ваших столах. Изучите их и выберите те, которые понадобятся для вашей проблемы.

Ребята заранее разделены на 3 группы( «Вода», «Воздух», «Почва»), в которых им предстоит работать. Детям выдаются папки с печатными материалами по проблемам загрязнения воды, воздуха и почв. ( информацию брала из интернета и адаптировала для младшего школьного возраста)

Работать мы с вами будем по следующему плану:

1.Установить причины загрязнения.

2.Рассказать о влиянии загрязнений на растительный и животный мир.

3. Рассказать о влиянии  загрязнений на здоровье человека.

4.Предложить свой способ решения проблемы                

Детям выдаются листы с планом, на котором они фиксируют результаты своих исследований.

Учитель: Ребята, прежде чем начать заполнять ваш лист, я бы посоветовала вам сначала внимательно ознакомиться с имеющимися у вас материалами , отобрать нужные и внимательно изучить их. На работу вам даётся 15 минут. Если у вас возникают вопросы, вы можете поднять красную карточку. Удачи вам!

После 15-ти минутного обсуждения дети отвечают по плану. Сначала всеми группами обсуждается первый вопрос, затем второй и т.д. Дети из других групп могут дополнять ответы и предлагать свои версии. Записи, сделанные детьми во время обсуждения, сдаются.

Большие возможности для развития коммуникативных и познавательных УУД при групповой работе представляют уроки математики.

Например, при решении следующей задачи очень успешно проходит обсуждение в парах.

ЗАДАЧА

Масса ящика 3 килограмма. Масса ящика со сливами 15 килограммов. Взяли 6 килограммов слив .Чему равна масса оставшихся слив?

Обсуди с товарищем, что находили каждым выражение и какое будет удобным для решения задачи.

а)15-6                в)15-6-3                д)15-(6+3)

б)15-3                г)15-3-6

 Приведенный фрагмент урока иллюстрирует следующие возможности:

-создать такой ситуации, при которой у детей возникает интерес к различным способам решения задачи;

-осознание своих способностей

-умение  договориться и найти  общее решение

.                                        

                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование УУД создаёт возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приёмов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Требования к результатам изучения предметов включают формирование всех видов УУД.

Применяя групповую работу на уроке, можно сделать следующие выводы:

 Для эффективности групповой работы важно использовать её в системе.

 Групповая работа (работа в парах) позволяет быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

 В групповой работе кроется огромный потенциал для развития коммуникативных УУД учащихся.

 Учащиеся в группах учатся сами оценивать результат своей работы.

 Интерес к предмету повышается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Как проектировать УУД в начальной школе. Под ред. А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2011

2.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

3. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г

4.Архипова В.В.  Коллективная  организационная форма учебного процесса; [Авт. послесл. О. Скепко]

 СПб. АОЗТ "Интерс" и др. 1995

5.  Мкртчян М А. Коллективный способ обучения: практический курс. – Саяногорск: Мысль, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство достижения коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в начальных классах

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано...

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

«Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стесните...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать во...

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...