Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Из года в год эта проблема актуальна, особенно, в начальной школе.

          В первом классе мы освоили работу в парах, во втором классе  начали работу в группах. Хочу поделиться с вами своим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlana_vladimirovna_novichkova_chernovik.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

        Светлана Владимировна Новичкова

        учитель начальных классов, учитель-логопед

МБОУ " Начальная школа - Детский сад № 11" г. Зимы

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Из года в год эта проблема актуальна, особенно, в начальной школе.

          В первом классе мы освоили работу в парах, во втором классе  начали работу в группах. Хочу поделиться с вами своим опытом.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения.
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Она имеет плюсы и минусы.

 Главную роль в групповой работе играют учащиеся, но  ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1.   Научить.
  2. Организовать.
  3.  Разделить.

Варианты комплектования групп.

Использую различные роли в группе.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Использую определенный алгоритм работы в группе.

Видов групповой работы много.

Я использую лишь некоторые из них.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Очень важно подобрать задания правильно.

1.   согласованность в работе;

2. заинтересованность;

3. доступность;

4. проблемность.

Правила совместной работы.

В начальной школе, возможно, предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которой учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Критерии эффективности групповой работы. 

Очень важно научить детей оценивать работу группы.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать
  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • не требовать в классе  тишины
  • не  наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Литература

 1. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.

 2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.

 3. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,   № 10

 4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988

5. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

В этой статье я рассказываю о том, как лучше и эффективно формировать УУД на разных предметах и различных этапах урока...

Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников

Эта тема, над которой я работала. Хотелось бы поделиться своим опытом в работе....

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников

Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах....

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...