Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Из года в год эта проблема актуальна, особенно, в начальной школе.
В первом классе мы освоили работу в парах, во втором классе начали работу в группах. Хочу поделиться с вами своим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlana_vladimirovna_novichkova_chernovik.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Светлана Владимировна Новичкова
учитель начальных классов, учитель-логопед
МБОУ " Начальная школа - Детский сад № 11" г. Зимы
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Из года в год эта проблема актуальна, особенно, в начальной школе.
В первом классе мы освоили работу в парах, во втором классе начали работу в группах. Хочу поделиться с вами своим опытом.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
- Развитие умений успешного общения.
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Она имеет плюсы и минусы.
Главную роль в групповой работе играют учащиеся, но ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Научить.
- Организовать.
- Разделить.
Варианты комплектования групп.
Использую различные роли в группе.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Использую определенный алгоритм работы в группе.
Видов групповой работы много.
Я использую лишь некоторые из них.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
- Он может контролировать.
- Организовывать.
- Оценивать работу учеников.
- Участвовать в работе группы.
- Предлагать участникам разные варианты решений.
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Очень важно подобрать задания правильно.
1. согласованность в работе;
2. заинтересованность;
3. доступность;
4. проблемность.
Правила совместной работы.
В начальной школе, возможно, предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которой учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Критерии эффективности групповой работы.
Очень важно научить детей оценивать работу группы.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
- нельзя принуждать
- разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- не требовать в классе тишины
- не наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Литература
1. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.
2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
3. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10
4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
5. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”
В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...
Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника
Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...
Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников
В этой статье я рассказываю о том, как лучше и эффективно формировать УУД на разных предметах и различных этапах урока...
Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников
Эта тема, над которой я работала. Хотелось бы поделиться своим опытом в работе....
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников
Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах....
"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов
В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...