Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.
статья (2 класс)
Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.
Петухова Светлана Алексеевна
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.
Но современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Очень важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Что же касается самих школьников, то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение. Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. Дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела. Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того, что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии и способствует повышению качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Учет уровня развития учебной мотивации в педагогической деятельности, владение приемами и методами формирования мотивационной сферы обучающихся позволит учителю избежать многих проблем и трудностей в учебно-воспитательном процессе.
Учащиеся моего класса также считают, что мотивами, побуждающими, к учебной деятельности являются:
- групповая работа на уроке;
- хорошая оценка;
- интерес к предмету;
- личность учителя;
- похвала родителей, учителей;
- практическая направленность знаний.
Таким образом, на основании результатов опроса, из существующего арсенала форм и методов стимулирования и мотивации познавательной учебной деятельности можно выбрать интерес к предмету, а именно познавательный интерес.
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику хочется так делать или поступать всегда).
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.
С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься учением. Нет, задача стимула совсем иная - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.
Рассмотрим условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности.
Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса.
Их можно выделить три:
- познавательный интерес как стимул, средство обучения;
- познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
- познавательный интерес как устойчивая черта личности.
В психологии и педагогике известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Способ раскрытия учебного материала.
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
Организация работы над предметом парами, группами.
Принцип набора учащихся при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
Проблемность обучения.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. В своей педагогической деятельности при обучении, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.
Новое, скрытое, неизвестное всегда притягивает воображение и стимулирует познание. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.
Практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, комнаты, средний возраст членов семьи.
Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне помогают занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Дети любят сами придумывать и загадывать свои загадки.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Стараюсь сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено.
Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие.
Младшие школьники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.
Сложность заключается в том, чтобы знать и помнить об интересах и увлечениях детей. В своей работе я использую разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты.
Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Обращаю внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке. Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, стараюсь предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников со мной, как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые я использую для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, виртуальные поездки, экспедиции, экскурсии.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
От окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность. Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе не меньше, чем театру или дому культуры. Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Кроме этого, на каждом уроке следует создавать атмосферу эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика – переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).
Заключение.
Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Считаю, что повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования. Повышение уровня учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Список использованных источников и литературы
1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2010.
#1041;абинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.
3. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – #8470; С.19-21.
#1057;имановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2013.
#1060;едеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса
Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....