Внеурочная деятельность как одно из условий для формирования универсальных учебных действий
методическая разработка по теме

Кощеева Елена Анатольевна

Внеурочная деятельность как одно из условий для формирования универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnostkoshcheeva_e.a._2.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Внеурочная деятельность   как одно из условий

для формирования универсальных учебных действий

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности– «разучить» думать самостоятельно. 

А. Дистерв

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Оценка личностных результатов

         Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

          Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

         Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

          Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

     

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

        Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

                    Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

  •  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  •  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  •  улучшить условия для развития ребенка;
  •  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  • Опираясь на  базовую модель, мы используем  несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности.

Для эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников в классе, с которым я  работаю реализуется модель  «Школы полного дня».

     Основные  ключевые  идеи модели :

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня

- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ;

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и образовательной программы  школы;

- создание здоровьесберегающей среды, включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности,

- организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика    пребывания ребенка в школе ;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Общеинтеллектуальное направление развитие личности представлено программой            « Умники иумницы»». Занятия проводит учитель начальных классов  Кощеева Е.А.

Данная программа предусматривает:

  • Создание благоприятных условий для развития у детей познавательных интересов на разнообразном  внеучебном материале и через развивающую внеклассную среду.
  • Создание условий для нормализации самооценки у разных детей.
  •  Формирование  общеучебных умений у обучающихся: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в различных ситуациях. Формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.

Ожидаемыми результатами будет формирование в первую очередь познавательных УУД, затем личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.

 

По духовно-нравственному направлению развития личности организованы занятия в          « Азбука этикета».   Форма проведения – кружок.

Занятия проводит педагог дополнительного образования Белогуб Т.Н.

  • Цель: Формирование навыков общения и культуры поведения  школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Ожидаемыми результатами будет формирование в первую очередь личностных УУД, затем коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.

В работе учитель использует практические занятия, круглые столы, экскурсии.

Обучающиеся учатся доброму отношению друг к другу, культуре общения, правилам поведения в общественных местах.

Общекультурное направление развития личности представлено кружками:        «Дымка» и  бисероплетение  .

Занятия  проводит педагог дополнительного образования Чайкина  Н.В.,

Цель:  Формирование  культуры,  образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, приобщение к  искусству .

Ожидаемыми результатами будет формирование в первую очередь личностных УУД, затем коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.

Социальное направление развития  личности  представлено программой  «Юные инспекторы движения». Форма проведения – кружок.

Занятия проводит учитель начальных классов  Кощеева Е.А.

Цель кружка : Воспитание личности ,стремящейся к социальной  деятельности, знающей и соблюдающей ПДД ,   способной осуществлять творческие замыслы, направленные на благо других людей.

В работе учитель использует практические занятия, круглые столы, экскурсии.

Ожидаемыми результатами будет формирование в первую очередь личностных УУД, затем коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Спортивно-оздоровительное направление развития личности  представлено кружком «Ритмическая гимнастика».  Форма проведения  - кружок.

Занятия  проводит  педагог  дополнительного  образования  Береснева Н.Н.

Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни,  пробуждение интереса у обучающихся к  красоте и радости движений.

Ожидаемыми результатами будет формирование в первую очередь коммуникативных  УУД, затем личностных, регулятивных и познавательных УУД.

Форма реализации этого направления внеурочной деятельности - совместная деятельность обучающихся с учителем и сверстниками.

Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на воспитательные результаты. Поэтому во внеурочной деятельности мы рассматриваем три уровня результатов:

Первый уровень

Второй уровень 

Третий уровень 

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Школьник ценит общественную жизнь

(2-3 классы)

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Школьник самостоятельно

 действует в  общественной 

жизни  (4 класс)

Получение школьником

опыта самостоятельного

 социального действия.

 

        Таким образом, универсальные учебные действия обеспечивают способность обучающего к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД рассматриваются как психологическая составляющая образовательного процесса. Они должны формироваться целенаправленно и планомерно, так как это является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Внеурочная деятельность, являясь одним из средств формирования УУД, придает особую актуальность процессу воспитания, является одним из условий проведения серьезной широкомасштабной систематической работы для успешности обучения и воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования универсальных учебных действий с помощью деталей конструктора «ТИКО».

Цель: показать некоторые возможности использования конструктора «ТИКО» на уроках в начальной школе....

Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий

Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...

Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий.

        Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не дост...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий.

Краткое описание педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий....

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Статья на тему: Психолого-педагогические условия для формирования универсального учебного действия моделирования.

В данной статье подробно рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников и описываются этапы работы п...