Программа по курсу «Я – исследователь»
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, закона РФ «Об образовании», примерной программы по курсу «Я – исследователь» автора А.И. Савенкова.
Программа предназначена для учащихся 1 классов во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kursu_-_ya_-_issledovatel.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по курсу «Я – исследователь»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, закона РФ «Об образовании», примерной программы по курсу «Я – исследователь» автора А.И. Савенкова.
Программа предназначена для учащихся 1а,б классов общеобразовательной школы с учетом специфики обучения в гимназии.
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособнось человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять при трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.
Главная цель программы: развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющей формирование компетентной личности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;
- способах поиска необходимой для исследования информации;
- о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Характеристика курса
При работе по программе по методу проектов следует учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Темы проектов для учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно=образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему подталкивает учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. На занятиях данного курса, необходимо формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексии, планирование действий, работа с различными источниками информации.
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под общей темой или формы презентации: книга, выставка, викторина, панно и другое. В первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся ( рисунки); устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
Место курса «Я - исследователь» во внеурочной деятельности.
В плане по внеурочной деятельности в рамках ФГОС в МБОУ Гимназия на изучение курса «Я - исследователь» отводится 33 часа, из расчета: 1 час в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса «Я - исследователь».
В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих
- личностных результатов:
- интерес к исследованию;
- развитие любознательности, наблюдательности, аналитического мышления.
- метапредметных результатов:
- умение строить рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать его мнение.
- предметных результатов:
- знать, что такое исследование, уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения;
- уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования;
- уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой;
- составлять рассказ об объекте исследования;
- уметь работать в коллективе;
- представлять результаты своей работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
1 класс
33 часа
1. Проблема исследования
Предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
2. Тема исследования
Отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая предпосылки успеха работы в целом.
3. Актуальность
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
4. Цель
Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь.
5. Объект исследования
Это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
6. Предмет исследования
Более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной теме. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
й
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М, Сентябрь, 2003;
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978;
- Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. М. издательство АПКи ПРО, 2000г.
- Савенков А.И. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике. – Практика административной работы в школе, 2004;
- Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа, 2002, №2;
- Кривобо Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, «Учитель», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа к курсу "Юный исследователь"
Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, .......
Программа факультативного курса "Юный исследователь"
Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа...
Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...
Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:·...
Программа по курсу "Я-исследователь" для учащихся 1-4 классов
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...
Программа по курсу: "Юный исследователь"
Программа состоит из: пояснительной записки, основного содержания...
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» 2 класс
Курс «Я - исследователь» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.Актуальност...