Средства обучения как философско - педагогическая категория
статья по теме

Гусева Галина Александровна

Средства обучения – важнейшее понятие в дидактике. Определённый объём знаний усваивается учащимся при помощи определённых средств обучения, источников информации. Средства обучения призваны служить оптимизации преподавания и учения. В данной статье средства обучения рассматриваются с философской и педагогической точек зрения. Более подробно раскрывается сущность учебника, как главного средства обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_obucheniya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Галина Александровна

Средства обучения как философско-педагогическая

категория

Выступление на МО

                                                     

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………3 1.Понятие о средствах обучения………………………………………………4 2.Функции средств обучения…………………………………………………10                        

3.Современный учебник как средство обучения…………………………….12                  

4. Литература…………………………………………………………………..

Введение

Средства обучения – важнейшее понятие в дидактике. Определённый объём знаний усваивается учащимся при помощи определённых средств обучения, источников информации. Средства обучения призваны служить оптимизации преподавания и учения. Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования Занков Л.В, Прессман Л.П., Пидкасистый П.И., Беспалько В.П., Скаткин М.Н., Краевский В.В., Сластёнин В.А., Журавлёв В.И., Леренер И.Я., Шахмаев Н.М. и другие.

     Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но в связи с ростом информации, технологизации общества, возникает необходимость использовать различные другие средства обучения.  То есть, на разных этапах развития общества возникают разные средства обучения. В эпоху развития информационных технологий средства обучения всё более усложняются, и роль их изменяется. Сам термин «средства обучения» сегодня трактуется очень широко - от педагогической ситуации до  различных материальных объектов. Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения  относят и интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

Таким образом, возникает вопрос: что же  сегодня в науке понимается под средствами обучения, и какова роль отдельных средств в организации учебного процесса. В связи с этим мы выделили цель нашей работы:

дать современное определение средствам обучения  и определить роль учебника как средства обучения в современном образовательном процессе.

1.Понятие о средствах обучения

   

  Рассмотрим различные аспекты термина «средства обучения».

Определение средств производства мы находим в философском словаре.  

«СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА — совокупность вещных элементов в производительных сил в отличие от его личного элемента, т. е. работников». Это определение сразу даёт нам понять, что средства– это нечто материальное, вещественное. Поскольку это элементы процесса производства, то ясно, что в процессе производства элементы подвергаются какому – либо изменению. Категорию средств  производства изучал К.Маркс. При этом он отмечал, что экономические эпохи тем и отличаются, что используются разные средства производства, какими средствами производится продукт.                                                                                            Много внимания категориям «цель», «средства», «результат» уделил советский философ  Трубников Н.Н.  Как философская категория, по мнению Трубникова  Н.Н. «средство есть способность предмета служить цели». С другой стороны средством может выступать и «сама целесообразная деятельность человека, направленная на реализацию той или иной цели». Используя или применяя соответствующие предметы, или, выполняя соответствующие действия, мы достигаем цели.  В виде средства в действительности выступают такие невещественные компоненты как навыки, умения человека, опыт той или иной деятельности. Как правило, они формируются в соответствии с заданной целью и для того, чтобы служить той или иной цели.   Средство – всё то, что необходимо для реализации цели, всё то, что по выражению Гегеля «служит цели и имеет смысл именно в этой связи». В таком понимании средство есть не что иное как «определённость объекта через цель». В то же время способность объекта служить цели не возникает сама по себе. Она навязывается ему тогда, когда он приводится человеком  в отношении к цели деятельности. Предмет, определённый как средство, всегда особенный предмет. Он обладает некими свойствами, хотя сами по себе эти реальные свойства не являются средством.

Таким образом, средствами в педагогике могут быть как определённые предметы, обладающие необходимыми свойствами, так и действия педагога и учащихся. Учитывая, что предмет педагогики – это реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах, можно утверждать, что свойства педагогических средств должны быть направлены на развитие и формирование личности, ее образование, обучение и воспитание.                                                                                       Тем не менее, в педагогике сегодня нет однозначного определения понятия "средство обучения".  В педагогической литературе даны самые разные определения. Термину "средства обучения" могут соответствовать эквиваленты: "учебное оборудование", "учебно-наглядные и учебные пособия", "дидактические средства". Рассмотрим некоторые определения.

 П. И. Пидкасистый  понимал под средствами обучения «материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний». Семушина Л.Г.и Ярошенко Н.Г. рассматривают средства обучения  как «составную часть материально-технического оснащения учебного заведения, совокупность предметов, заключающих  в себе учебную информацию или выполняющих тренирующие функции». В глоссарии Национальной Педагогической энциклопедии  средства обучения определены через «материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения». Устинов И.Ю. в качестве средств обучения кроме материальных объектов выделяет речь и действия преподавателя. Лернер И.Я.к средствам обучения относил также содержание образования, которое « для обучающегося является также средством». Ежеленко В.Б понимал  «средства в педагогике как предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении человека. Он рассматривает «весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, учителя, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью». Нужно отметить, что Ежеленко В.Б. рассматривает средства не только как средства научения каким – либо навыкам и вооружения учащихся  какими – либо знаниями, а исходя из определения предмета педагогики. Поэтому средства у него не только средства обучения, но и средства воспитания тоже.  

 Л.С. Выготский выделял следующие средства (орудия) обучения: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художественную литературу.                                 

 Исходя из данных определений,  мы можем сделать вывод о том, что чёткого  разделения понятий «средства обучении» и «средства педагогики» не существует. В нашем реферате в дальнейшем  мы будем рассматривать средства обучения в том смысле, что они являются не только обучающими, но и воспитывающими тоже. Нам близко определение, данное Хуторским А.В. « Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качество носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся».  В данном определении  заложено понимание субъектности учения. Средства обучения выступают не только средством для учителя, но и для учащегося тоже. В качестве средств  могут привлекаться орудия, совместно изготовленные учителем и учениками. Определяется также роль средств обучения – носителей  информации и инструментов  деятельности. В то же время присутствует идея об идеальных средствах. Идеальные средства обучения - это те ранее усвоенные знания и умения, которые использует учитель и учащиеся для изучения новой темы. В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.   В общем случае идеальное средство - это орудие освоения культурного наследия, новых духовных ценностей. Идеальным средством обучения становится мысль человека. Использование мысли, идеи как средства деятельности в решении возникающих жизненных проблем - обычное явление в жизни образованного человека. Например, человек, которому необходимо выполнить какое–либо бытовое действие, сначала задумывается  над вопросом о том, как это сделать, намечает план действий. Так же и учитель, готовясь к уроку, разрабатывает план, подбирает примеры, ищет слова и выражения, которые могут вызвать познавательный интерес учащихся, выбирает средства и методы логического обоснования и рассуждения. Учащиеся же, получив задание, вначале определяют порядок, средства и методы его выполнения, актуализируют (вспоминают) необходимые знания. Усвоенная информация, ставшая знанием, является  по выражению Л.С. Выготского, также и «первоначальным арсеналом» методов и средств обучения. Получив информацию, учащиеся приобретают способность к  рассуждению, доказательству, построению образа конечного продукта, выполнения проекта. В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством  усвоения новых знаний, развития эмоциональной,  волевой и интеллектуальной сфер личности. Эти интеллектуальные (умственные) средства обучения (доказательства, рассуждения) играют ведущую роль в умственном развитии. Они могут быть даны учащимся в готовом виде в процессе объяснения нового материала (правила поведения, решения задач, написания букв, анализа явлений), но могут быть смоделированы учащимися в совместной деятельности или даже самостоятельно. Развивающий эффект в этом случае зависит от способа усвоения нового средства обучения.                                                                 Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование. Материальные средства связаны с возбуждением внимания и мотивации, осуществлением практических действий, запоминанием и усвоением новых знаний; идеальные – с пониманием, логикой рассуждения, культурой речи, запоминанием, развитием теоретического мышления. Между сферами влияний материальных и идеальных средств нет четких границ: часто они вместе влияют на становление различных качеств личности учащегося.        Идеальные средства используются первоначально в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Затем учитель воздействует материализованными средствами, изображающими эти предметы, на сознание учащихся, добиваясь понимания тем. Далее вслед за учителем учащиеся используют эти материализованные средства в общении, совместной деятельности и взаимопомощи при решении задач. В этом процессе интериоризации (преобразовании внешнего во внутреннее в процессе решения новых задач, который сопровождается закономерной сменой формы деятельности) материализованные средства становятся также и вербализованными. Речь постепенно превращается в мысль, а внешние материализованные средства в результате интериоризации становятся средствами мышления учащихся.                                                                                 Исходные положения, которые являются сегодня основаниями для классификации средств обучения, были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.  На уровне урока, опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока. Соответственно используются такие средства, как  произведения искусства, средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке, а также отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, технические средства обучения. На уровне учебного предмета - учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету), системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. Третий уровень охватывает весь процесс обучения, и. соответственно, всю систему обучения, методы обучения, систему общешкольных требований, кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет и т. д.                                Средства обучения могут быть введены в учебный процесс двумя способами. В первом случае учитель использует их на уроке "в готовом виде", как они объективно существуют в культуре и изложены в учебнике. Во втором случае он конструирует их в совместной деятельности с учащимися, на уроке, в процессе решения теоретической задачи в общем виде и затем разрабатывает алгоритм применения и конкретизации.                                                В настоящее время в практике обучения широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения. Согласно первому, средства не влияют на качество знаний учащихся, поэтому их использование не обязательно, достаточно ясного объяснения, доски и мела. Все остальные средства создают известный комфорт, без которого можно и обойтись, чтобы не баловать детей. В этой позиции явно недооценивается роль практической деятельности учащихся, игнорируется явление интериоризации и преувеличивается значение механического заучивания. Главной признается умственная деятельность по образцу, а речь рассматриваете в основном как средство выражения мыслей. Этот подход следует считать морально устаревшим.                                                             Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (образы, методы, организация) должны соответствовать и обуславливаться спецификой средств обучения. Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию учителей-новаторов на первый подход. Учителя, исповедующие эту позицию, как правило, уделяют большое внимание оборудованию учебного кабинета, постоянно разрабатывают и изготовляют новые средства вместе с учащимися. Они справедливо считаются учителями-новаторами, обеспечивают высокое качество знаний и имеют заслуженный авторитет у учащихся и их родителей.                                                                 Третья позиция состоит в том, что средства обучения рассматриваются, прежде всего, в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают (вместе с другими компонентами) определенное качество знаний и умственное развитие учащихся. Разработка и использование новых средств обучения неизбежно ведет за собой изменение состава действий и операций.                                                        

Функции средств обучения

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. А.В.Хуторской выделяет следующие функции, общие для всех средств обучения:

 - компенсаторность, то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил,здоровья учителя и учеников

- информативность – передача необходимой для обучения информации

 - интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям или в целом.

- инструментальность –безопасное и рациональное обеспечение определённых видов деятельности учащихся и педагога.                                                                                                         В зависимости от вида, каждое средство обучения может выполнять только ему присущие функции. Так, например, учебник относится к вербальным средствам  обучения. Его функции изучались многими учёными, такими, как Зуев Д.Д., Журавлёв В.И., Шаповаленко С.Г., Бейлинсон В.Г. Функции учебника – это целенаправленно сформированные ее свойства (качества) как носителя содержания образования и основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающего целевому назначению учебной книги в процессе реализации содержания образования. Учёными были выделены следующие функции учебника                                                                                   - информационная: учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимся информации .                                                                                      -  трансформационная: связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и конкретизации государственной учебной программы.                                                 -  систематизирующая: обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме                                                          -  интегрирующая: учебник обеспечивает помощь в усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися из различных источников.                                                     -  координирующая: одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства.                                                                                           -   закрепления и самоконтроля: являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнить пробелы в знаниях и умениях;                                            -  развивающее - воспитательная: содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности (Зуев : 1983 ; с.59)              -  мировоззренческая: формирование убежденности в том, что данное явление может быть познано и объяснено, в том, что знания об окружающем мире могут быть объективными и верными ;                                                                      -   синтезирующая: призвана формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность ученика.                                                                            -  ценностно-ориентационная: усиливает гуманитаризацию образования, обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования.                                                            Функции технических средств обучения будут несколько отличаться от функций учебника. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности и др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. При многоцелевом назначении в учебном процессе ТСО имеют доминирующие функции - они служат главным образом осознанному усвоению научно-теоретических знаний. В предметах, где главным является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают источником создания образа, эмоционального воздействия на учащихся. В ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индивидуализации обучения, средством машинного контроля и самоконтроля.  Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности.        Рассматривая другие средства обучения, мы также можем выделить только им присущие функции. По мнению  польского дидакта Оконя « чем больше функций выполняют дидактические средства в процессе обучения, тем важнее их роль в формировании полноценного человека»                                                                                Но нельзя забывать о том, что методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

        

3.Современный учебник как средство обучения

Споры вокруг места учебника в системе средств обучения ведутся уже не одно десятилетие. В разных педагогических системах это место определяется очень по-разному – от признания главенствующей роли учебника до полного отрицания возможности его применения. Например, в системе С. Френе роль учебника полностью отрицается. С Френе считал, что влияние на личность ребёнка может иметь только живое знание, непосредственно им добываемое,  в то время как книжное знание, механически вкладываемое в голову ребёнка, ограничивают развитие ребёнка  и даже тормозят его. Тем не менее, учебник является сегодня составной частью системы средств обучения. При этом учебник играет особую роль. В учебнике отражён социальный опыт людей, который каждое поколение стремится передать потомкам. Польский дидакт  Оконь В. в своей книге приводит мысли Л.С. Выготского, который  в книге «Мышление и речь» трактует слово как связующий элемент между мыслью и речью, а значение слова как единицу вербального мышления. Отношение мышления к речи он считает непрерывным процессом, постоянным движением, основанным на переходе от слова к мысли, от мысли к слову. Поскольку в основе  человеческого мышления  и его производных в виде науки и всей гуманитарной культуры лежит речь, то нельзя себе представить ни противоречия этой культуры «цивилизации слова» ни какой – либо гегемонии в её рамках.  И.Я. Лернер считал учебник главным средством обучения.  В учебнике, по его мнению «материально фиксируется подлежащий усвоению конкретный учебный материал, способы и последовательность организации основных элементов учебного процесса».  Даниэльян Я.В. в своей диссертации отмечает, что проблему соотношения учебников и других учебных средств, роль учебника на печатной основе необходимо рассматривать не с точки зрения содержащегося в нём объёма информации, а с точки зрения его функциональной роли.    

Сегодня же  многие учёные считают, что интерактивные средства обучения возьмут на себя функции учебника. Но традиционный учебник имеет ряд функций, которых лишены пособия на основе ИКТ. К числу таких функций относятся: мировоззренческо-системообразующая, познавательно-методологическая. Также, если внимательно посмотреть на основные функции учебника, то становится понятным, что на самом деле функции учебника никуда из педагогического процесса не исчезают, просто передаются другим средствам обучения, например другим учебным текстам. Особенно размывание и передача функций учебника другим средствам обучения стало заметным с введением учебно-методических комплексов – специальным образом сконструированных систем учебных текстов. Многие исследователи соглашаются, что в учебно-методическом комплексе часть функций учебника передается другим элементам этого комплекса (рабочим тетрадям, задачникам, сборникам контрольных и проверочных работ, поурочным пособиям для учителя и т.п.). Поэтому нам представляется важным определиться с понятием «учебник»

При определении термина «учебник» в разных источниках наиболее часто встречаются слова и выражения: «содержание образования», «книга», «соответствие дидактическим принципам», «последовательное и систематическое изложение», «цели обучения»,  «учёт возраста», «деятельность».Используя данные выражения, можно составить такое определение понятия. «Учебник» - это книга или какая-либо другая комплексная форма фиксации материала, соответствующая принципам дидактики, целям и задачам обучения, реализующая деятельностный подход с учётом особенностей учащихся, последовательно и системно излагающая основы знаний и достижения наук, предназначенных для обязательного усвоения, задающая программу действий учителю и обучающемуся. В качестве рабочего определения учебника можно также  воспользоваться определением Беспалько В.П. : «только такую книгу можно назвать учебником, в которой, кроме содержания обучения, запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учащимся» «учебник - это всегда интегрированная, определенным образом и с известной полнотой, информационная модель следующих четырех элементов педагогической системы: целей воспитания, его содержания, организационных форм и дидактических процессов, предназначенная для автоматизации управления педагогическим процессом» Таким образом, хороший учебник всегда ориентирован на конкретную педагогическую систему, и выявляет все ее преимущества.

Большинство учёных понимает учебник как книгу, несущую в себе содержание образования. Учёные 50-80 годов рассматривали учебник в первую очередь  как носителя информации, обязательной для усвоения. Однако, на сегодняшний день произошли изменения как в развитии педагогической науки, так и в научно-техническом прогрессе. Сегодня содержание образования может быть зафиксировано и в других формах. Появление электронных учебников тому доказательство.

Полноценный учебник сегодня – это комплексная информационная модель образовательного процесса, которая отображает цели, содержание, дидактические принципы, формы организации  педагогической системы. На этот факт обращают внимание такие учёные как Беспалько В. П., Хуторской А. В., Краевский В.В..

Сегодня учебник ориентирован не только на ученика. В нём запрограммирована и деятельность учителя как организатора учебного процесса. Учебник обязательно должен учитывать особенности той группы учащихся, для кого он собственно и предназначен.

На наш взгляд, удачное определение учебника было  дано  Хуторским А. В..  Он считает, что учебник – это «комплексная, информационно - деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления».   Хуторской А.В.обращает наше внимание на то, что образовательный процесс происходит в разных дидактических системах и  в учебник включаются условия осуществления образовательного процесса.

Единое мнение и понимание того, что представляет собой учебник сегодня, видимо,  невозможно уже потому, что учебник в первую очередь отражает конкретную историческую ситуацию, мировоззрение и ценности конкретного общества.                                                                                                                      Сейчас перед обществом поставлен вопрос, - каким должен быть учебник 21 века?  Современный человек живёт в обществе избытка информации, а, следовательно,  меняется и задача - не просто дать информацию ученику, но и научить его   самостоятельно добывать необходимые знания в других источниках, при этом отделяя основную информацию от дополнительной. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что на современного ребёнка оказывает огромное влияние Интернет, СМИ, ТВ, видео - рынок. Учебник сегодня должен конкурировать с этим огромным информационным потоком, а значит содержать элементы игры, интриги, давать возможность ребёнку выстраивать свой собственный мир. Содержание учебника должно учитывать и многообразие разных точек зрения на научные понятия и иллюстрации, которые также несут в себе информацию и формулировки заданий, рассчитанных на разный уровень усвоения материала. В определении «учебник» обязательно должен быть заложен принцип  личностно-ориентированного подхода с целью дать каждому возможность получить именно то образование, которое ему необходимо для дальнейшего развития.                                                     Как отмечает Беспалько В.П., конструирование любого учебника начинается с поставленной цели обучения. Без четко и технологично поставленной цели нельзя рассчитывать, что учебник в полной мере осуществит свои функции. Поэтому важным представляется чёткое определение целей образования для каждой ступени.                                                                                                    Сегодня традиционный  учебник доступен не только учителю, но и обучаемому, который самостоятельно пользуется представленной методической концепцией. Роль учителя в реализации этой концепции очень велика, поскольку вербальная форма представления знаний для большей части учебника является вторичной, и учитель нужен для того, чтобы обеспечить их преобразование в форму, соответствующую концепции учебника. В то же время, определенная часть материала учебника подразумевает прямое воздействие на обучаемого, которое происходит при чтении текста учебника. Например, такими материалами являются исторические справки или интересные факты, вставленные в текст учебника. Доля такого материала существенно меняется от одного учебника к другому и зависит от педагогической концепции, которой придерживался автор.                                 Содержание современного учебника сегодня определяется следующими принципами:

-гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;                                                                                                 -научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;                                                                                                    -принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику  воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями.                                                                                                            -культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.                                                                                                                      -принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания  образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка  -принцип наглядности определяет школьный учебник как  учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации).                   Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста.                                                  Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник должен быть  написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей. Современное образование должно позволить быть разным учебникам – в зависимости от того, какие модели и практики обучения применяются. Учебник – квинтэссенция избранной методики и содержания учебного процесса, что и определяет, в конечном счете, те требования, которые к нему предъявляются: строгое соответствие учебной программе, минимизация всех видов учебного материала до объема, подлежащего обязательному усвоению, поурочное дозирование материала и его структурирование в соответствии с единственной (заранее выбранной и обоснованной) концепцией обучения. Учебник, который является «квинтэссенцией избранной методики и содержа-ния учебного процесса, в котором все виды учебного материала минимизированы до объема, подлежащего обязательному усвоению», не может рассматриваться (и никогда не рассматривался) как самоучитель. Он направляет и организует деятельность учителя, он, представляя собой как бы конспект работы в классе, помогает учащимся вспомнить основные моменты этой работы и закрепить их в памяти при выполнении домашнего задания Функции школьного учебника реализуются через все структурные компоненты учебника. Изменение функций учебника приводит к изменению его структуры и появлению инновационных моделей учебников – технологический учебник, электронный учебник, учебник фиксированного формата, многоуровневый учебник. И до сих пор учебник остаётся важным средством обучения. 

                               Литература.

1.А.В. Хуторской «Современная дидактика» М., «Высшая школа» 2007.

2.Н.Н. Трубников «О категориях «Цель, Средство», «Результат»   М., 1967

3 В.Б.Ежеленко Теория педагогического метода. Педагогические средства

 http://www.emissia.org/offline/2001/835.htm   

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования

. –– М.: Мастерство, 2001.

5. . Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

4. Национальная  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  энциклопедия  Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий, 2004 г. http://didacts.ru 

9. Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы, 2010 г.

10. Н. М. Борытко  ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Волгоград  2006

11.  Беспалько В. П. Учебник. Теория создания и применения. – М.: Народное образование, 2006,

12 . Скаткин М. Н. Проблемы теории учебника в отечественной дидактике./В сб. Учебник: создание – выбор – обучение./Сост. Воронина Г. А. – М.: изд-во СГУ, 2006,

13.  Оконь В. Введение в общую дидактику» М. «Высшая школа»1990.

14 Философский словарь http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html         15 15.Даниэльян Я.В. Развитие представлений о функциях школьного учебника в отечественной педагогике второй половины ХХ – начала XXI века дис…КПН, Спб, 2008

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория.

Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория....

ДОКЛАД на тему: «Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повы...

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Социальная компетентность как психолого-педагогическая категория.

В данной статье рассматриваются такие понятия, как "социальная компетентность" и "социальная компетенция"....

Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.

«Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности,...