«ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ»
тест по теме

Примаченко Татьяна Васильевна

Основными достоинствами тестовой формы контроля являются: учёт индивидуальных особенностей учащихся; проверка качества усвоения не только практического, но теоретического учебного материала; возможность детальной проверки каждой темы курса; осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником; экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности; оживление процесса обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form_test_kultury.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД на  педчтении для  учителей  четвертых классов

 Куйтунского  района .

«ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ»

Учитель начальных классов

МОУ  Усть – Кадинская СОш  

Примаченко Т. В.

В  последние годы приходится сталкиваться с утверждением о том, что ни одна из имеющихся систем педагогических измерений не считается совершенной. Проблема объективной и реальной оценки выполненной учащимися работы существует в наших школах не один год. Каждый учитель решает ее по-своему. Многие из них все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Термин “тестирование” восходит к английскому “test” – испытания, исследование. Можно сказать, что “test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу” (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.

Основными достоинствами тестовой формы контроля являются: учёт индивидуальных особенностей учащихся; проверка качества усвоения не только практического, но теоретического учебного материала; возможность детальной проверки каждой темы курса; осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником; экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности; оживление процесса обучения.  .

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.

  1. Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Впиши правильный ответ:

  1. Имя существительное – это __________________________________.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для __________________________.
  1. Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.
  1. Вставьте нужное слово.
    Предлоги со словами пишутся __________, а приставки ___________.
  2. Дополни предложение, словом из словаря.
    Бабушка набросила на плечи теплый _________.
  1. Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.

Подчеркни правильный ответ.

  1. Суффикс служит для образования новых родственных слов.

Да.                  Нет

  1. Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.

Да.                  Нет

  1. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Подчеркни верное утверждение.

  1. Глагол – это часть речи.
  2. Глагол – это часть слова.
  3. Глагол – это часть предложения.
  1. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

бегун
улыбался
цветок
милый
заснул
высокая

что делал?
какой?
кто?
что сделал?
что?
какая?

Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса. Так при изучении темы “Состав слова” дети выполняют следующие задания:

Выбери правильный ответ и обведи кружком.

Окончание служит для:

  1. Образования новых родственных слов;
  2. Связи слов в предложении;
  3. Узнавания родственных слов.

Мною были составлены варианты тематических тестов по русскому языку с использованием различных тестовых заданий. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года, а о тестировании как о средстве контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и последующее повторение.

В своей работе я использую тесты трех видов.

 Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Например, перед изучением темы “Имя существительное” учитель должен быть уверен, что его ученики владеют следующими базовыми знаниями:

  1. Определение понятия;
  2. Род имени существительного;
  3. Число имени существительного;
  4. Правописание ь на конце имен существительных женского рода после шипящих;
  5. Падежи имен существительных

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. В качестве примера приведу тест, контролирующий степень усвоения темы.

При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах. Применение на уроках математики тестовых заданий с 3-4 классы позволяет ученику умело использовать свои знания и в старших классах.

От других способов контроля и оценки результатов учебного процесса тесты по математике отличаются большей точностью и доступностью для измерения разнообразными количественными методами.

Контрольные тесты позволяют получить учителю оперативную и прогнозную информацию – о качестве усвоения каждым учеником необходимого учебного материала; новые методические подходы к процессу обучения. Тест можно использовать как подготовительные к контрольным работам, для проверки знаний после прохождения какой-либо из основных тем программы, и в качестве тренировочных упражнений.

Тематические тестовые задания позволяют установить причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих знания и умения, традиционная же контрольная оценивает конечный результат.

Хочу остановиться на тестовой диагностической работе (ТДР).

При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход – дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом.

Приведу несколько примеров. Если я хочу проверить, насколько полно и верно овладел ученик способом умножения многозначного числа на однозначное, ему необходимо уметь выполнять отдельно пять операций:

  1. определять переполнение разрядов;
  2. определять количество цифр в произведении;
  3. знать таблицу умножения;
  4. знать таблицу сложения;
  5. знать особые случаи умножения (на 0).

На каждую операцию предлагается задание. 20-25 минут дети выполняют работу самостоятельно. Затем пооперационная проверка (учитель на доске, дети у себя в тетрадях проверяют и исправляют). Результат проверки каждого задания фиксируется на “волшебной линеечке”. Результат выполнения всех заданий фиксируется также на обшей линеечке. Например: если ребенок выполнил все задания правильно, то линеечка выглядит так , закрашены все прямоугольники.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы:

1. Определи, где есть переходы:

х2361
       2
_________

x1078
       9
_________

x4590
       5
_________

xG0P
     1
_________

x G0P
      9
_________

2. Обозначь точками количество цифр в результате:

x5706
       2
_________

x3348
      9
_________

x1012
       2
_________

x 5YY
       7
_________

x 20LL
      20
_________

3. 

4 · 2
6 · 9

7 · 9
8 · 5

3 · 9
2 · 8

7 · 5
9 · 4

4.

16 + 7
15 + 9

2 + 8
13 + 8

6 + 6
7 + 8

19 + 7
12 + 9

5.

2 · 0
0 · 9

G · 0
10 · L

320 · 100
J0 · 100

P00 · F0

6. Решить:

473 · 5

20 · 8547

5708 · 9

ТДР “Деление многозначных чисел на однозначное”.

Операции:

  1. определить первое неполное делимое;
  2. определить количество цифр в частном;
  3. знать “правило остатка” (остаток меньше делителя);
  4. знать таблицу деления.

Содержание работы:

  1. Выдели первое неполное делимое:

5365 : 8    5365 : 4    5365 : 20     1?Ј : 6       4?Ј : Ѕ

  1. Определи количество цифр в частном:

63 **: 7 =                     3718008 : 34426 =                          * * * * * : * * =
* * * * * : * * =                 1? ? ? : 5Y =                              7? ? : 3YY =

  1. Какие могут быть остатки при делении:

а) на 6;            б) на 99.

  1. Верно ли выполнено деление. Подчеркни правильные:

36 : 5 = 6 (ост.6)             74 : 8 = 9 (ост.2)           G : PL = 0 (ост.G)
23 : 3 = 7 (ост.2)                   6 : 8 = 0 (ост.6)

  1. Реши примеры:

5. 56 : 7  24 : 3   63 : 9   36 : 4    72 : 8    14 : 2     35 : 5       42 : 6

6. Вычисли:

70 – 6     86 – 4           26 – 13    54 – 9     15 – 7      49 – 23

7. Найди значение:

6472 : 23             371204 : 548

 На уроках окружающего мира (как и на других уроках) применяю тестовые виды проверки .

  1. текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
  2. итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
  3. тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).

Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Устная проверка может быть в форме индивидуальной, фронтальной или групповой беседы. Письменная проверка может быть в форме контрольной работы, самостоятельной работы, тестовых заданий, практической работы, работы графического характера (схемы).

Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:

- большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения;
- не возможность проследить логику рассуждения ученика;
- не возможность оценить глубину знаний.

В зарубежной и отечественной литературе чаще всего выделяются следующие типы заданий в тестовой форме:

закрытый

  1. задания альтернативных ответов
  2. задания множественного выбора
  3. задания на восстановление соответствия
  4. задания на установление правильной последовательности

открытый

  1. задания свободного изложения
  2. задания-дополнения.

Задания закрытого типа

1.Задания альтернативных ответов.

Даётся только два варианта ответов. Ученик должен выбрать один из них – “да” - “нет”, “правильно” - “неправильно” и др.

Форма задания: утверждение     да, нет.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространёнными при тестировании. Особенностью таких заданий является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.

Пример.

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.   Да. Нет.

2.Солнце имеет круглую форму.  Да. Нет.

3.Солнце- это раскалённое тело.  Да. Нет.

4.Солнце вращается вокруг Земли.   Да. Нет.

5.Солнце вращается вокруг оси. Да. Нет.

6.Солнце- это звезда. Да. Нет.                Ответ. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2.Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Форма представления заданий:

Вопрос (утверждение).

1 вариант ответа. 2 вариант ответа. 3 вариант ответа. 4 вариант ответа. 5 вариант ответа.

Оптимальное количество вариантов 3-4 (до 5). Два варианта способствуют угадыванию, а больше пяти потребуют слишком много времени для чтения. Количество правильных ответов может быть и несколько, тогда в инструкции должно быть это указано.

Пример 1. Инструкция. Подчеркни слово, соответствующее правильному ответу.

Вопрос. Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?

Земля. Солнце.  Луна.  Ответ. Солнце.

Пример 2. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Найди несколько правильных ответов.

Вопрос. Какие движения совершает Земля?  А). Вращение вокруг Солнца.  Б). Вращение вокруг Луны.  В). Вращение вокруг оси.

Ответ. А) и В).

3. Задания на восстановление соответствия.

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Способ использования стрелок имеет существенный недостаток: сложность проверки.

Пример.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос. Солнце. Планета.

Луна. Спутник.  Земля. Звезда.

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Пример.

Инструкция. Расположи в правильной последовательности. Запиши в нужном порядке.

Вопрос. Следующие небесные тела в порядке увеличения их величины.

Земля. 1. Луна. 2.  Солнце. 3. Ответ.

1.Луна.  2.Земля.    3.Солнце.

Преимущества заданий закрытого типа:

– задания могут быть полностью надёжны, так как отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;
– оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
– неважно, умеют ли учащиеся хорошо формулировать ответы;
– задания легко обрабатываются;
– тестирование проводится быстро;
– простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Задания открытого типа.

1.Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … .

Ответ. Времён года.

2.Задания-дополнения (с ограниченным ответом).

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания. Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример.

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.

Ответ. Живая.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий открытого типа являются:

  1. краткость и однозначность ответа;
  2. необходимость воспроизведения ответа по памяти;
  3. невозможность угадать ответ;
  4. отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
  5. простота проверки.

При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила:

1.Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

2.Формулирование вопроса начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличие более одного правильного ответа, наличие только неправильных ответов. Основное требование – тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.

4.Вопрос должен быть чётко сформулирован. Особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “никогда”. Они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределённость, а с другой стороны – дают возможность учащимся догадаться о правильном ответе. Исключать по возможности слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “больше”, “меньше” и т. п.

5.Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок.

6.Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; следует использовать короткие, простые предложения.

7.Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8.Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

9.Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположном случае на прочтение ответов уходит больше времени и тратится больше сил на анализ высказывания.

10.Дополнения лучше ставить в конце предложения.

Правила расположения заданий на листе. 1.Все задания должны быть на одной странице и под номерами.
2.У учеников должно быть достаточно места для записей (в заданиях открытого типа).
3.Размер шрифта должен соответствовать возрасту детей.
4.Варианты ответов располагать в один столбик.

Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка.

Оценка “5” ставится за 95-100 % правильных ответов.
Оценка “4” ставится за 80-95 % правильных ответов.
Оценка “3” ставится за 65-80 % правильных ответов.
Оценка “2” ставится за 50-65 % правильных ответов.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 7 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний.

Качество знаний

Кол-во детей

“5”

“4”

“3”

% качества

Тест №1

16

3

5

8

50%

Тест №2

16

4

6

6

62,5%

Тест №3

16

6

5

5

69%

Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

.

Руководитель : Федина Наталья Владимировна учитель географии МОУ Глушицкая СОШ "ОЦ"

Тема урока: "Форма и размеры Земли"

Форма урока: комбинированный

Цели урока: 1. Образовательная - вспомнить представления людей о Земле в древности; - сформировать представление об истинной форме и размерах Земли; - выявить географические следствия формы и размеров Земли.

 2. Воспитательная - продолжить формирование умения работать в группе; - воспитывать внимательность при работе с учебником.

3. Развивающая - развивать абстрактное мышление при формированиях понятий "эллипсоид", "геоид". Средства обучения: ў глобус ў учебник," ў персональный компьютер ў медиапроектор

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя "Скажем мысленно сами себе, что у меня сегодня все получится, и начнем урок с повторения домашнего задания".

2. Проверка знаний учащихся Работают устно с учителем, отвечая на вопросы из тетради - тренажера.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и задач урока Перед вами глобус - модель Земли в уменьшенном виде. Первый дошедший до нас глобус был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Скажите, а что мешало людям изготовить глобус еще в далекой древности? ( Люди в древности не знали какой формы наша Земля) А вы знаете? А не боитесь, что ошибаетесь, как ошибались несколько тысяч лет назад люди в древности? Сформулируйте тему и задачи урока.

4. Изучение нового материала - Вспомните, пожалуйста, из курса "Природоведение" 5 класса как люди в древности представляли нашу Землю? Приведите примеры других представлений, описание которых есть в учебнике. - Какую форму имеет Земля в этих представлениях? ( Земля имеет плоскую или выпуклую форму). - Но со временем представления о форме и размерах Земли меняются, так как люди все больше узнают о нашей планете. Появляются первые идеи и доказательства о шарообразности Земли, но все ли они доказывают, что наша планета - это шар? В качестве основополагающего вопроса по этой теме я выбрала вопрос " Как была доказана шарообразность Земли?" (слайд 1) , и я решила найти доказательства шарообразности Земли и выяснить, доказывают ли они , что Земля - это шар. Вот какие доказательства я нашла(слайд 2). Доказательство первое (слайд 3). Предположения о шарообразности Земли были выдвинуты Пифагором еще в 6 веке до нашей эры. Он обратил внимание на то, что при приближении корабль показывается вдали не сразу целиком, а сначала видны паруса и только потом весь корабль, который как бы как бы поднимается из-за горизонта, то есть идёт по выпуклой поверхности Однако это показывает только, что поверхность Земли просто выпукла, - и только. Доказательство второе (слайд 4). Другой древнегреческий ученый Аристотель приводит в качестве доказательства круглую форму тени Земли на Луне при затмениях. Но и плоское круглое тело может отбрасывать круглую тень. Доказательство третье (слайд 5). Иногда говорят, что шарообразность Земли доказывается кругосветными путешествиями: если по Земле ехать всё прямо и прямо, придерживаясь одного и того же направления, вернёшься в то же место, откуда выехал, только с другой стороны. Но если бы Земля имела форму не шара, а, допустим, дыни или тыквы, то есть была бы или вытянута или сплющена, её всё равно можно было бы объехать кругом. Доказательство четвертое (слайд 6).Шарообразность нашей планеты окончательно доказывают снимки из Космоса. С помощью искусственных спутников детально установили размер и форму Земли. Вывод: не все приводимые доказательства шарообразности Земли подтверждают ее форму, но тем не менее Земля - это шар (слайд 7). - Значит Земля - это шар. - И все таки Земля - не шар, а геоид. А каковы географические следствия такой формы Земли? Найдите ответ в учебнике.

5. Первичное закрепление нового материала - Обратите внимание на вопросы, на которые вы ответили неверно и дома еще раз повторите их.

6. Домашнее задание Учащиеся записывают задание в дневник. Подумайте, если Земля не шар, то почему глобус имеет форму шара?

7. Итог урока - Скажите, что для вас сегодня на уроке было самым неожиданным? Не оказались ли вы в роли древних людей?

Этапы тестирования 

Знание общих правил и рекомендаций тестирования, а также тех качеств, которыми должен обладать профессиональный тестирующий-педагог, даст возможность компетентно осуществить эту процедуру на практике. В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре главных этапа, учет особенностей которых во многом определяет успех использования этого метода:

1. Выбор тестовых методик. Прежде чем его сделать, необходимо тщательно ознакомиться с имеющимися тестовыми методиками и проверить, насколько они соответствуют целям исследования и удобны для применения. Затем выбранную методику тестирующий проверяет на себе или, в крайнем случае, на другом человеке.

2. Инструктирование испытуемых. Убедившись в пригодности методики, следует подробно проинструктировать исследуемых, разъяснить им цели и задачи тестирования, порядок выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения, подчеркнуть необходимость предельной искренности при ответах на вопросы. Следует развеять опасения в том, что результаты тестирования могут быть использованы для какой-либо компрометации испытуемых. Для этого можно напомнить о конфиденциальности информации, полученной от испытуемых на основе «личного доверия» или в социометрических тестах, о доступе к ней лишь тех лиц, для которых она предназначается. Если тестирование анонимное, то об этом также надо публично объявить. При тренинговой работе с испытуемыми нужно объяснить им, что разборка результатов тестирования (в том числе поведения в деловой игре) не связана с этической или деловой оценкой обучающегося, а служит учебным целям, преодолению тех или иных поведенческих слабостей, развитию личности.

3. Контроль за выполнением заданий. Во время процесса тестирования его организатор следит за тем, чтобы испытуемые работали самостоятельно, не помогали и не мешали друг другу. Уточняющие вопросы по процедуре тестирования задаются непосредственно тестирующему. Не рекомендуется прерывать работу испытуемых и отвлекать их для выполнения какой-либо иной процедуры. При использовании тестов в рамках широких диагностических программ (например, как составной части метода «центр оценки персонала» ) в процессе выполнения тестов целесообразно проводить наблюдения за тем, как работают участники. Это позволяет собрать дополнительную информацию о психологических и деловых качествах испытуемых.

4. Интерпретация результатов и подведение итогов тестирования. Каждая тестовая методика содержит инструкцию по обработке и интерпретации результатов тестирования. С этой инструкцией тестирующий должен ознакомиться заранее (или повторить, ее перед тестированием). При использовании тестирования в учебно-тренинговой работе (со студентами, руководителями и т.п.) важно заранее подготовить предварительные рекомендации для групп с близкими результатами. Рекомендации следует давать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в корректной форме. Если это позволяют делать результаты тестирования, то рекомендации должны содержать предложения по выбору форм делового поведения (например, профессии, карьеры и т.п.), а также указывать пути самообразования, самовоспитания, самоорганизации, саморазвития испытуемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль в начальной школе

Статья раскрывает понятие тестового контроля в начальной школе, его положительные и отрицательные стороны....

Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.

Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....

Тематический тестовый контроль по русскому языку

Тематический  тестовый контроль на весь учебный год 2 класс....

Тестовый контроль на уроках в начальной школе

В статье рассматривается тестовый контроль на уроках в начальной школе; умение самостоятельно добывать новые знания в различных видах теста, стремиться к самообразованию....