научно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
а) По целям и задачам.
Практико-ориентированный проект.
Ц е л и: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т. п.
б) По предметно-содержательной области.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
в) По характеру контактов между участниками:
– внутриклассными;
– внутришкольными;
– региональными;
– межрегиональными;
– международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
г) По продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
Какие бывают проблемы и как они решаются?
В основе каждого проекта лежит проблема, на решение которой направлены действия учащегося (учащихся), что, собственно говоря, и составляет содержание проектной деятельности. В таблице, представленной далее, систематизированы возможные виды проблем, которые могут стать отправной точкой в реализации проекта.
Название | Образ проблемы | Определение проблемы |
1 | 2 | 3 |
Проблемы, похожие на мозаику | Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть | |
Проблемы, похожие на многослойное желе | Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
Проблемы, похожие на снежинку | Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший | |
Проблемы, похожие на олимпийские кольца | Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам | |
Проблемы, похожие на притчу о слоне | Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», – сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», – потрогав слона за ухо, возразил четвертый | Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
научно-исследовательская деятельность в начальной школе
подборка материалов по органицации научно-исследовательской дейтельности в начальной школе...
научно-исследовательская деятельность в начальной школе
ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ...
Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе
Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации....
Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
Статья посвящена организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...
Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск
Формирование толерантности средствами научно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...
Проект «Организация научно-исследовательского клуба «Самоцветы» в начальной школе»
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции.Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время...