МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
статья по теме
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методика проведения учебных исследований во многом сходна с методикой работы над проектом. Далее представлено описание этапов работы.
1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.
Подходы к выбору темы исследовательской работы могут быть разными. Можно начать с определения предметной области. Это может быть любимый учебный предмет или область увлечений ребенка.
Тему могут подсказать и родители учащегося. В этом вопросе может оказать помощь «Анкета для родителей» (Приложение).
С примерной тематикой исследовательских и проектных работ учащихся также можно ознакомиться в Приложении.
При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил.
Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.
Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит, в первую очередь, от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как рыба в воде.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Тема должна быть доступной.
Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.
Сочетание желаний и возможностей.
Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.
С выбором темы не стоит затягивать.
Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показали наблюдения, интересы становятся устойчивее.
2. Поиск вариантов решения и сбор материала.
Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные, и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических приобретает черты фантастической.
Выбор источников для сбора материала также во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Главный смысл долговременного исследования школьника – добыть знания самостоятельно.
Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.
Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству – понимать других. На этом этапе исследования, как показывает опыт, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему.
3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении.
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Правильно организованная подготовка проекта к защите для детей должна превратиться в интересную многодневную игру. Дети становятся очень серьезными и важными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).
4. Оформление исследовательской работы.
В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение.
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования (Приложение 4). Обоснование выбора темы исследования можно начинать словами: «Тема представляется мне интересной, потому что…».
На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.
Объект исследования – это процесс, явление и т. п., которые исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывают то, чему оно посвящено.
Определение цели и задач зачастую вызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться слова: «доказать», «обосновать», «разработать». При формулировании задач применяют глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».
Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.
Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.
В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ ... , выявлено ... , определено ... , установлено ...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано ... (обосновано ... , разработано ...)».
Частные требования к оформлению исследовательской работы.
При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Титульный лист (формат А 4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Ниже указываются вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя и в отчество учащегося, класс, в котором он учится. После этих данных указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указываются город и год выполнения работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Далее следуют введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.
После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3–5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.
4. Защита результатов исследования.
«Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований важно не столько сообщить об усвоенном тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап защиты исследования пропустить нельзя. Без него оно не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской (как и проектной) работы и один из главных этапов обучения начинающего мыслителя и изобретателя. Способы представления результатов исследовательской работы аналогичны способам презентации проектов.
Литература :
Аудиокнига « Современные технологии обучения в начальной школе» Издательство «УЧИТЕЛЬ»
Проектная деятельность в начальной школе С. Г. Щербакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"
В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....
Методика проведения учебных исследований с первоклассниками
Методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях....
Игра –проект «Школа будущего» Обучение проведению учебных исследований младших школьников.
Игра- проект для учащихся 3-4-х классов, способствующая развитию творческой исследовательской активности детей. ,...
Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....
Александр Ильич Савенков. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы
статья А.И. Савенкова...
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...
Методические рекомендации "Методика проведения учебных исследований"
Методические рекомендации по работе и организации учебных исследований....