Программа « Здоровье»
методическая разработка (1 класс) по теме

Данная программа является частью воспитательной программы в направлении « Здоровье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Парабельская гимназия

Программа « Здоровье»

1 А класс

Составитель: Батищева Ирина Николаевна

Тьютор 1 квалификационной категории

с.Парабель

2013

Пояснительная записка.

Данная программа является частью воспитательной программы в направлении « Здоровье».

Цель: формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, общей культуры.

Задачи:

-формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-формировать уважительное отношение ко всему живому как проявление жизни.

формирующие:

•        заинтересовать младших школьников, замотивировать на получение знаний о здоровье;

•        учить младших школьников понимать и знать самих себя, свой организм;

•        помочь учащимся  в выработке умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

диагностические:

•        отслеживать психофизиологическое состояние младших школьников;

•        выявлять и устранять факторы, связанные с проблемой здоровья учащихся;

коррекционные:

•        использовать  здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

Принципы деятельности  по здоровьесбережению младших школьников:

•        принцип приоритета действенной заботы о здоровье школьников: вся деятельность учителя и администрации гимназии направлена на сохранение и укрепление психофизиологического состояния и здоровья младших школьников. Данный спецкурс является одним из звеньев этой работы;

•         принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы каждый день и на каждом уроке, а не только в рамках данного спецкурса. Так  «Здоровье» является началом  курса «Разговор о правильном питании;

•        принцип формирования ответственности учащихся за  свое здоровье, обеспечивающий необходимые психологические предпосылки для реализации полученных знаний, умений, навыков в ситуациях, связанных со здоровьем;

•        принцип контроля за результатами: проведение диагностики, основанной на получении обратной связи.

Основное содержание курса:

Основное понятие здоровья. Компоненты его составляющие.

Организм человека. Жизненно важные органы.

Гигиена. Принципы закаливания.

Вредные привычки

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здорового образа жизни способствует созданию новых оздоровительных программ. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. За последние десятилетия состояние здоровья детей этих возрастов ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания – с 15,9 до 17,3 %.

Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готов к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках классных часов.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Ожидаемые результаты

1) Повышение информированности обучающихся и их родителей об общем состоянии здоровья и путях его улучшения.

2) Овладение навыками гигиены:

*опрятность и аккуратность в одежде и прическе

*мытье рук перед едой и после посещения туалетной комнаты

*гигиена полости рта

*умение следить за своими вещами (вешать одежду на свою вешалку, ставить обувь в нужное место).

*организовать свое рабочее место.

3) Овладение нормами здорового образа жизни:

*соблюдение режима дня

*составление индивидуального режима дня

*польза и вред продуктов питания

4) Повышение уровня познавательной активности.

5) Обеспечение оптимальных гигиенических условий в классе. Озеленение.

6) Организация горячего питания.

7) Взаимодействие с учреждением здравоохранения. Профилактические прививки.

8) Рациональная организация учебного процесс:

а) расписание составлено с согласованием режима образовательного процесса, в полном соответствии с нормами СанПиНа с учетом динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета;

б) проведение физкультминуток, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, на каждом уроке;

в) организация физкультурно–оздоровительной работы в классе ( походы, прогулки).

Содержание образования.

Формирование содержания программы «Здоровья» строится на основе следующих принципов:

- единства содержания обучения на разных его уровнях;

-отражение в содержании обучения задач развития личности;

-научности и практической значимости содержания образования;

-доступности обучения.

В содержание курса входят:

- тематические кл. часы (смотрим календарный план);

- оздоровительные минутки;

- динамические паузы;

- подвижные игры на свежем воздухе;

- гимнастика глаз;

- упражнения для развития межполушарного взаимодействия;

- комплекс утренней зарядки для профилактики простудных заболеваний;

- комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;

- физкультурно-спортивные состязания;

- внеурочные мероприятия.

Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания и через них постепенно формируются у первоклассников качества, присущие школьнику.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, комплекс упражнений, общение с природой и т. д.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. О важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья дети узнают из курса превентивных программ «Разговор о правильном питании», «Полезные привычки». На этих занятиях формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания(тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка кушать по утрам кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), далеко не все родители считают необходимость рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому непосредственной работе по программе должна предшествовать работа с родителями. Это может быть беседа, в которой раскрываются цели и задачи данной программы, ее тематика.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды души» (« Сотвори солнце»), динамические паузы, физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук ,ушей. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, рук, для красоты осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д. Организация отдыха на свежем воздухе, показать значение прогулок. Воспитание бережного отношения к природе. Подвижные игры( смотреть приложение «Подвижные игры».), беседы, наблюдения за природными изменениями, сбор природного материала для уроков труда, занятия по интересам направленные на воспитание у учащихся умения подчинять свои интересы, свою деятельность интересам коллектива и требованиям учителей.

Занятия должны приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова.

МОНИТОРИНГ  ЗДОРОВЬЯ.

Карта наблюдения за состоянием ребенка (заполняется родителями).

Дата: ______

Фамилия, имя ребенка:______________________________

Класс: _________________________

Возраст:________________________

Критерии оценки:

0 – симптомы отсутствуют, 1- слабо выражены, 2 –умерено выражены, наблюдаются периодически, 3 – ярко выражены, наблюдаются постоянно.

№        Показатели состояния        0        1        2        3

1        Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не выспался, плохое самочувствие, болит живот, горло и т.п).                                

2        Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей.                                

3        После школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужден, раздражителен, агрессивен.                                

4        Часты жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту.                                

5        К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть.                                

6        Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей. Энурез.                                

7        Отмечаются такие нарушения, как неконтролируемые подергивания век, различных групп мышц. Заикание, разного рода страхи (боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание» носом и т.п.).                                 

8        В домашних условиях характерны постоянная возбужденность. Неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство. Неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники).                                

9        Очень болезненно или, наоборот. Безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя.                                

10        Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу   условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается. В связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль.                                

Суммарный балл                                

Анализ карты наблюдений за состоянием ребенка

(проводится педагогом, тьюторм).

          Карта наблюдений позволяет выявить отклонения в психофизическом состоянии ребенка, его психоневрологическом статусе, выявить «пограничные» нарушения здоровья по поведенческим реакциям.

         Перед тем как  дать карту для заполнения родителям, необходимо проинструктировать их, объяснить, что карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели.

        Если суммарный балл в пределах 0-15,  состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения.    Если суммарный балл 15-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают. Если суммарный балл  >20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.

        После сбора карт у родителей составляется сводная таблица по классу.        

Карта наблюдений за поведением ребенка в школе

(заполняется педагогом, тьютором).

Дата: ______

Фамилия, имя ребенка:______________________________

Класс: _________________________

Возраст:________________________

Критерии оценки:

0 – симптомы отсутствуют, 1- слабо выражены, 2 –умеренно выражены, наблюдаются периодически, 3 – ярко выражены, наблюдаются постоянно.

№        Показатели состояния        0        1        2        3

1        Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает.                                

2        Быстро нарастает утомление, признаки истощения, становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя.                                

3        На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем.                                

4        На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях.                                

5        В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию. Не «удерживает» ее или быстро забывает. Постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов.                                

6        На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым. Не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку).                                

7        Приходит в школу неготовым,  постоянно что-то забывает из школьных принадлежностей.                                 

Суммарный балл                                

Анализ карты наблюдения за поведением ребенка в школе

(проводится педагогом, тьютором).

          Карта наблюдения позволяет выявить отклонения  в состоянии психоневрологического  статуса ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении.

          В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном  балле до 7 – состояние ребенка не вызывает тревоги; при суммарном балле от 7 до 14 – следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности; при суммарном балле от 14 до 21 – необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим. Использовать вариант щадящего режима. Снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать проблемы ребенка вместе с родителями, психологом и разработать программу помощи ребенку.

        При заполнении нескольких карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например, по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21 балла.

Тест – анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния и здоровья.

      Провожу такое анкетирование после окончания курса « Здоровье».

Инструкция:  оцени изменения твоего здоровья и образа жизни  с момента начала  и до окончания

изучения курса «Здоровье» по 11- балльной шкале: от – 5 (максимально негативные для здоровья учащегося изменения) до + 5 (максимально положительные для здоровья изменения).

1.        Как изменилось за оцениваемый период состояние твоего здоровья? (к-5 –ухудшилось; к +5 –улучшилось).

2.        Как изменилось твое отношение к своему здоровью? (к -5 – стал реже, меньше заботиться о своем здоровье; к +5 –стал лучше, больше заботиться о своем здоровье.)

3.        Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

4.        Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортивных секциях, выполнение комплексов упражнений дома, пробежки, лыжи и т.п?)

5.        Как изменился за это время характер твоего питания?

6.        Как изменилось за это время материальное положение твоей семьи?

7.        Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные к -5; полезные к +5)

8.        Усилился или ослабел твой интерес, стремление к знаниям, связанные  с проблемами здоровья?

9.        Отмечаешь ли ты изменения в своем внешнем облике? Если да, то в какую сторону? (к-5 – в худшую; к +5 – в лучшую)

10.        Чаще или реже стало наступать у тебя состояние утомления на уроках и дома?(к -5- более быстрое и частое наступление; к+5 – реже наступающее утомление)

11.        Чаще или реже стало наступать у тебя состояние стресса?

12.        Как в среднем изменилось за этот период твое настроение?( к-5 - в худшую сторону; к+5 –в лучшую)

13.        Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на свое здоровье?(к-5 – чаще; к+5 – реже)

14.        Изменился ли за это время контакт твоих родителей со школой?

Ресурсное обеспечение программы

1.        Обухова Л.А., Лемяскина Н. А.

2.        Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие.- М. : ТЦ «Сфера», 1999.

3.        Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.( По А.Л. Сиротюк)

4.        Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.

5.        Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия(http://www.100let.net/2u_shkolnik_gimnastika.htm )

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Оздоровительные минутки:

Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

1.        Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

2.        Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

3.        Энергично произносить «п - б», «т-д», «к-г», «н-г».

4.        Дети – самолёты летают со звуком «УУУУ» При выполнении взлёта – звук направляется к голове, при посадке – к туловищу.

5.        Несколько раз зевнуть и потянуться.

«Упражнения животных».

1.        «Жираф» – голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

2.        «Осьминог» -  круговые движения плечами назад- вперед,  плечи поднять, опустить.

3.        «Птица» – руки поднять, опустить, круговые движения назад - вперёд.

4.        «Аист» – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой.

5.        «Кошка» – потягивания всем телом.

Массаж рук, пальцев.

«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трём по ноготочкам другой (воздействие на внутренние органы, создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма).

Берём 2 грецких ореха и начинаем катать их между ладонями, в одну и другую сторону. Прокатывать их надо не менее 7 минут (снимается психическое напряжение, стрессы).

Согните указательные пальцы на левой и правой руках (в виде крючка), затем зацепитесь этими крючками и сильно-сильно растягивайте руки в стороны (активизирует функцию печени).

Массаж мизинцев в течение 7 минут полезен для профилактики нарушения зрения.

Кончиком мизинца правой руки помассируйте кончик мизинца на левой, а потом поменяйте руки. Тщательный массаж мизинцев снимает психическое напряжение усталость.

           

Упражнения для утренней гимнастики.

1.        «Потягивание» – Выполняется лёжа. Тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД-Д-А».

Тянем правую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ПИНГАЛЛА».

Тянем обе ноги пяточками вперёд и двумя руками вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим:  «ШУСУМНА» (происходит прочистка энергетических каналов).

2.        «Массаж области груди». – Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учимся любить себя).

3.        «Массаж живота» – Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком (улучшение работы кишечника).

Массаж ног.

1.        Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперёд пальцы, затем пятку.

2.        Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг  лица.

3.        Найти ящичек, насыпать на дно фасоль или горох. Встать босыми ногами. Сначала медленно переступать с ноги на ногу, шагать на месте. Можно включить музыку, чтобы домашние не слышали, как вы стонете. «Топать» надо 7-10 минут. После этого наденьте носочки потеплее.

Упражнения для улучшения осанки.

1.        Сидеть «по-турецки» 20-30 секунд. Дыхание произвольное.

2.        «Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно.

3.        Ребёнок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берётся за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.

4.        «Собачка». Исходное положение – упор на руках и ногах, ягодицы подняты кверху. «Собачка» лает, «виляет» хвостиком. Во время «виляния» ягодицы движутся влево вправо.

5.        «Качели»

Упражнения, приносящие успокоение и засыпание.

1.        Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

2.        Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене две точки, одна над другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку.

3.        Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Несколько таких упражнений – появится лёгкое головокружение и сонливость.

Упражнения для профилактики простудных заболеваний.

1.        Упражнения для укрепления мышц шеи. (Повороты головы в стороны, вверх, вниз, поглаживание и похлопывание шеи).

2.        Игра «Буратино» (рисование носом).

3.        «Лёвушка» . Исходное положение: сидя на пятках, язык прижат к нёбу под зубами, «лев ищет добычу» – ребёнок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в исходное положение, то же в правую сторону. «Лев нашёл добычу» – ребёнок встаёт на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены, лев рычит. Повторить 2-4 раза.

4.        «Полёт самолёта» Дети – самолёты, летают со звуком «у». Взлёт – звук направляется к голове, посадка – звук направляется к туловищу.

5.        Прогревание горла наложением одной руки на горло, другой – на солнечное сплетение.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

(По А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1.

1.        Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.        Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак – ребро – ладонь,,), произнося их вслух или про себя.

3.        Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.        Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5.        Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,.

6.        Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7.        Горизонтальная восьмерка. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

1.        Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2.        Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3.        Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4.        Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5.        Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

6.        Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7.        Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

8.        Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз. Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “ восьмерки ”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя

Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных заболеваний .

1 упражнение

Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в среднем темпе (5 вдохов – 5 выдохов).

2 упражнение

Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе. Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе.

3 упражнение

Выполнять сидя. Плотно закрыть рот ладонью правой руки. Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов – 5 выдохов). Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов – 5 выдохов).

4 упражнение

Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз.

5 упражнение

Выполнять сидя. Губы сомкнуть, щёки надуть. Нажимая на щёки ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в обычном темпе через нос (можно переменно левой и правой ноздрёй). Повторить упражнение 5 раз.

6 упражнение

Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и живот. Повторить 5 раз.

7 упражнение

Лёжа на спине, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз.

8 упражнение

Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с выдохом. Повторить 5 раз.

9 упражнение

Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться, прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом произносить «ха». Повторить 5 раз.

10 упражнение

Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия (http://www.100let.net/2u_shkolnik_gimnastika.htm )

1. Ходьба. Шаг с правой ноги—хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги—хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд.

2. И. п.—стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 —повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2—вернуться в и, п. На счет 3—4—то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6—8 раз. Дыхание произвольное.

3. И. п.—стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12—16 раз. Дыхание произвольное.

4. И. п.—сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1—2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3—4—вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз. Дыхание произвольное.

5. И. п.—сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счёт 1—3—вращение ногами вперёд, как при езде на велосипеде. На счёт 4—6—то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз.

6. И. п.—стоя «в линию» (носок правой ноги—к пятке левой), руки опущены. Насчёт 1 — подняться на носки, руки в стороны—вдох, на счёт 2—4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз—выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4—6 раз.

7. И. п.—сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя плечи назад, прогнуться — вдох; на счет 2—наклониться вперёд поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой— выдох; на счёт 2—вернуться в и. п.—вдох. На счёт 3—4—то же в другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз.

8. И. п.—лёжа на спине, руки вверху за головой. На счёт 1—2— прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый бок; на счёт 3—4—вернуться в и. п. На счёт 5—8—тоже а другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное.

9. И. п.—лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1—2— поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счёт 3—4—вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—6 раз.

10. И. п.—стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счёт 1—3—прыжки на носках на месте; на счёт 4—поворот на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30—40 секунд.

11. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.

Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.)

« Зайцы и собаки» (Эстонская игра «Пейде»)

Из числа игроков выбирают двух-трёх собак, двух-трёх

охотников, остальные игроки – зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась за деревьями и кустами (закапываться, ложиться, садится в снег нельзя). Охотники и собаки в это время закрывают глаза и отворачиваются в противоположную сторону.

По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски. Если собака находит играющего, она должна звать охотника, но не имеет право задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

«Ночная охота»

В центре игровой площадки находится охотник – выбранный ребёнок, которому завязывают глаза. Около охотника лежит большое количество снежков. Остальные дети – различные звери. По сигналу охотник, прислушиваясь и определяя на слух местоположение игроков-зверей, бросает в них снежки. Тот, в кого попали, выбывает или меняется с охотником местами. Выигрывает охотник, который потратил меньше снежков для попадания.

«Рыбки в пруду»

Для игры лыжными палками, воткнутыми в снег, огораживается круг. Расстояние между палками не более 1 м. Выбирается водящий – щука. Она находится в центре огороженного круга (можно обозначить ей домик). Остальные игроки – рыбки. Они забегают внутрь круга, бегают там, но им надо опасаться щуки. Неожиданно она может выскочить и ловить рыбок. Игроки-рыбки выбегают из круга, но так, чтобы не задеть лыжные палки. Рыбка, сбившая палку, считается пойманной и идёт в домик щуки (или выбывает из игры). После 3-5 пойманных рыбок щука меняется, а пойманные игроки возвращаются в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровье" Мини-клуб "Береги здоровье смолоду"

Принципы реализации программы. Цель и задачи программы. Деятельность по реализации программы.  Прогнозируемый результат...

Проект программы "Здоровым быть здорово!"

Программа  на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....

Игровая программа "Здорово быть здоровым"

Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....

Программа «Здоровым быть здорово!»

      Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...

Воспитательная программа "здоровому всё здорово".

Воспитательная работа с классом....