"Мы пишем письмо"
методическая разработка (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение № 54
Разработка урока
по развитию речи:
«Мы пишем письмо…»
во 2 Г классе
Выполнила:
Петухова А. В.,
учитель начальных классов
Тольятти, 2007
Отзыв о работе.
Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…
Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. В ваших руках конспект урока по развитию речи во 2 классе, который подготовила и провела молодой специалист, учитель второй квалификационной категории Петухова А.В.. Данная форма организации учебного процесса направлена на то, чтобы дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека –
- умение передавать информацию,
- умение поддержать беседу,
- умение установить контакт,
- умение пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю,
- умение написать письмо, объявление,
- умение найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д.
В сущности, основная идея данного урока – учить эффективному общению.
Содержание образования данного цикла занятий основывается на гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили, предполагает активное использование современных информационных технологий.
В предложенном уроке, на протяжении всего занятия используется проектор, на котором воспроизводятся главные, основные моменты, необходимые для запоминания учащимися.
Благодаря использованию CD – диска «RELAX» с записью «Дождь» и проигрывателю становится возможным создание благоприятной, успокаивающей и настраивающей на работу атмосферы урока.
В ходе урока используется иллюстрация героя Дениски, созданная семьей Киселевых. В качестве домашнего задания учащиеся пишут письмо другу, при поддержке родителей. Таким образом, мы наблюдаем совместную творческую деятельность основных участников образовательного процесса – ученики, учитель, родители.
Предложенный урок носит проблемный характер и предполагает использование игровых приемов:
- воображаемый друг,
- напиши письмо этому другу и т. д.
Результатом успешной работы учителя Петуховой А.В. являются не заученные определения учащихся 2Г класса, а умение творчески выполнить речевые задачи и с большим желанием придти на следующий урок.
Для Петуховой А.В. разрабатывать подобные уроки не только увлекательное дело, требующее творчества как ученика, так и учителя, но и целенаправленная работа по самообразованию.
Большое значение в развитии учащихся играет и то, что учитель Петухова А.В. умело использует нововведения в традиционные уроки: оригинальность в содержании материала, технологичность. Также при посещении уроков четко просматриваются определенные закономерности: уроки Петуховой А.В. подчинены авторскому замыслу, этапы и компоненты урока находятся в логическо-структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, возрастным и психологическим особенностям детского коллектива.
Общая отметка урока «отлично».
Зам.директора по УВР Смирнова С.А.
Конспект урока развития речи по теме:
«Мы пишем письмо…»
(Письмо другу. Яркое событие моей жизни.)
2 «Г» класс
Цель: познакомить детей с новой языковой единицей «письмо».
Задачи:
Образовательная: раскрыть детям новое языковое понятие «письмо», научить правильно выстраивать структуру письма.
Воспитательная: показать значение писем в жизни людей, научить выражать свои чувства через текст письма.
Развивающая: совершенствовать умение писать письма, мелкую моторику рук.
Наглядность: проектор, приложения (1- 6), индивидуальные карточки с планом урока.
На доске:
Тема урока: Мы пишем письмо.
Оборудование: проектор, магнитофон, диск «RELAX» с записью «Дождь».
Ход урока:
- Организационный момент.
Начинается урок на фоне мелодии дождя (диск «RELAX» с записью «Дождь»). Звук на магнитофоне делается тише.
- Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок развития речи. Посмотрите все ли у вас готово к уроку. На столе лежат рабочая тетрадь и канцелярские предметы.
Тема нашего урока: «Мы пишем письмо».
На проекторе появляется слайд № 1.
- Сегодня мы с вами узнаем:
- что такое письмо;
- зачем люди пишут письма;
- какие бывают письма;
- как называют того, кто пишет письма и того, кто их получает;
- как написать письмо.
Каждому ученику учителем раздается план проведения занятия в печатном виде с тем, чтобы каждый ребенок смог без труда ориентироваться в пространстве урока. Приложение № 1.
- А дома, после этого урока, вы постараетесь написать письмо своему другу, в котором расскажете о ярком событии своей жизни.
- А сейчас закройте глаза.
Звучит мелодия дождя ( диск «RELAX» с записью «Дождь»). Звук на магнитофоне делается несколько громче.
- Представьте, что вы находитесь дома, сидите в удобном и мягком кресле. За окном идет дождь. Капли его тихонько стучатся к нам в окно. В руках у вас письмо от лучшего друга Дениски (главный герой рассказов В. Драгунскогого «Денискины рассказы»). Вы достаете из шкафа его фотографию и читаете письмо.
На доске появляется иллюстрация с изображением Дениски, выполненная ученицей 2 «Г» класса Киселевой Татьяной. Приложение № 2.
Учитель просит прочитать письмо одного из учеников, ранее подготовленного к выразительному чтению. Приложение № 3.
Звучит мелодия дождя ( диск «RELAX» с записью «Дождь»). Звук на магнитофоне делается несколько тише.
Здравствуй, дорогой друг!
Я получил твое письмо, в котором ты рассказывал, как вы с классом ходили в поход. Очень рад тому, что у тебя такой дружный класс.
Хочу написать тебе о том, как мы с моими друзьями в последний раз играли в прятки. Тебе уже знакомы Мишка, Андрюшка, Костик и Алёнка. Однажды Мишка позвал нас себе в гости. У него мы играли во все игры, было весело и шумно. И под конец Алёнка предложила поиграть в прятки. Мы согласились. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, - а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос. Мы играли в длинном коридоре. Когда начал водить Костик, он отвернулся к стене и стал громко считать. Я испугался того, что не успею спрятаться. И тут в самое нужное время я увидел раскрытую дверь и вскочил в нее. Это была какая – то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать.
Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола с тем, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в это время в комнату вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на Бабу Ягу.
У меня было чудесное настроение. И я все время поглядывал на бабулю. Тем временем она плотно захлопнула дверь и заперлась. Ото всех заперлась!
В комнате сразу стало как – то тихо и зловеще. Она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я увидел ее ноги. Стало ясно: я попал скверную историю, теперь я в заточении, в ловушке.
Прошло два часа. Нужно что-то предпринять. Тут я не выдержал и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова! Раздался ужасный грохот! Старушка от испуга закричала и ринулась к двери.
Ребята ворвались в комнату и начали меня искать. Я услышал папин голос и медленно вылез из – под кровати.
Вот такая история произошла со мной не так давно!
Заканчиваю свое письмо. Передавай привет ребятам из твоего класса. Пиши почаще. До свидания.
Денис.
В письме использованы отрывки из произведения «Двадцать лет под кроватью» В. Драгунского.
2. Знакомство с новым материалом.
- Вот такое письмо нам написал Денис.
Как вы думаете, что такое письмо? (Ответы учащихся)
- Письмо – это послание кому – либо.
Письмо – это эпистолярный жанр. «Эпистола» в переводе с греческого «послание». Письма играют в жизни людей очень большое значение
- Как вы думаете, зачем люди пишут письма? (Ответы учащихся)
- С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость.
На проекторе появляется слайд № 2.
- Ребята, а вы знаете, что письма бывают разными. Давайте выполним небольшое упражнение, в котором мы с вами это выясним.
Каждому ученику раздается по три письма:
- письмо – пожелание,
- письмо – поздравление,
- письмо – информация.
ПИСЬМО – ПОЖЕЛАНИЕ
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький.
ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛЕНИЕ
С днем рождения, дорогие мои близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
ПИСЬМО – ИНФОРМАЦИЯ
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую. Ваша дочь Оля. Приложение № 4.
- Прочитайте письма.
- О чем первое письмо? (Ответы учащихся)
- Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.
- О чем второе письмо? (Ответы учащихся)
- Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.
- О чем третье письмо? (Ответы учащихся)
- Это письмо – информация. В нем Оля сообщает родителям о том, что ей в санатории живется хорошо, но она скучает и просит маму и папу поскорее приехать и привезти ей кроссовки. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживание девочки.
- Мы можем сделать вывод: письма бывают разные.
- письмо – пожелание,
- письмо – поздравление,
- письмо – информация
На проекторе появляется слайд № 3.
- Как вы думаете, что содержит в себе письмо Дениса: поздравление, пожелание или информацию. (Ответы учащихся)
- Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
На проекторе появляется слайд № 4.
- Получателя письма называют адресатом. «Адресат» - от немецкого слова «адрес». Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем (адресантом), и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
На проекторе появляется слайд № 5.
- Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.
- С левого края, сверху и снизу листа оставляй небольшие поля (1 – 2 см).
- В тексте письма обязательно выделяй обращение к адресату и подпись отправителя.
- В письме может быть много абзацных выделений (красных строк).
- В начале или в конце письма указывается дата его написания.
Каждому ребенку раздается памятка с правилами написания письма. Приложение № 5.
- Письмо – это текст. Письмо имеет три части:
- начало,
- основная часть,
- концовка.
- Вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи особые (диалоговые) формы общения.
На проекторе появляется слайд № 6.
- Обращение можно начать со слов «Дорогой друг!».
- Начальная фраза о состоянии переписки -
- Основное содержание письма – «Получил твоё письмо, спешу ответить»…, «У меня много новостей»…
- Вопросы к адресату – «Как ты живешь? Как твое здоровье?»
- Благодарность – «Спасибо за»…
- Просьбы, приветы – «Прошу писать почаще…Передавай привет».
- Прощание «До свидания».
- Подпись.
Каждому ребенку раздается памятка со схемой написания письма. Приложение № 6.
- Чтобы правильно написать письмо, надо следовать правилам написания письма и иметь желание поделиться хорошими мыслями с человеком, которому будет адресовано письмо.
- Подумайте и назовите свои слова приветствия, просьбы, прощания. (Ответы учащихся)
- Если бы вам предложили написать письмо, о чем бы вы написали? (Ответы учащихся)
3. Подведение итогов.
- На этом урок развития речи заканчивается.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- С какой целью люди переписываются друг с другом?
- Кого называют адресатом и адресантом?
- Какие правила написания письма вы уже знали, а с какими познакомились только на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- У вас на столах лежат марки белого цвета. Вы знаете для чего нужны марки? (Ответы учащихся)
- Марки нужны для того, что приклеивать их на конверт. С помощью марок письма отправляются по назначенному адресу.
- Если вам понравился урок, то закрасьте марки яркими цветами. Если вам не понравился урок, то воспользуйтесь темными красками.
- Кто выполнил это задание, приклейте марки к доске.
4. Домашнее задание.
- Написать письмо другу. Постарайтесь описать в нем яркое событие в своей жизни. При написании письма пользуйтесь памятками, которые вы получили в течение урока.
На проекторе появляются слайды № 7, 8.
Приложение № 1
План урока:
- Что такое письмо?
- Зачем люди пишут письма?
- Какие бывают письма?
- Как называют того, кто пишет письма и того, кто их получает?
- Как написать письмо?
Приложение № 2
Приложение № 3
Здравствуй, дорогой друг!
Я получил твое письмо, в котором ты рассказывал, как вы с классом ходили в поход. Очень рад тому, что у тебя такой дружный класс.
Хочу написать тебе о том, как мы с моими друзьями в последний раз играли в прятки. Тебе уже знакомы Мишка, Андрюшка, Костик и Алёнка. Однажды Мишка позвал нас себе в гости. У него мы играли во все игры, было весело и шумно. И под конец Алёнка предложила поиграть в прятки. Мы согласились. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, - а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос. Мы играли в длинном коридоре. Когда начал водить Костик, он отвернулся к стене и стал громко считать. Я испугался того, что не успею спрятаться. И тут в самое нужное время я увидел раскрытую дверь и вскочил в нее. Это была какая – то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать.
Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола с тем, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в это время в комнату вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на Бабу Ягу.
У меня было чудесное настроение. И я все время поглядывал на бабулю. Тем временем она плотно захлопнула дверь и заперлась. Ото всех заперлась!
В комнате сразу стало как – то тихо и зловеще. Она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я увидел ее ноги. Стало ясно: я попал скверную историю, теперь я в заточении, в ловушке.
Прошло два часа. Нужно что-то предпринять. Тут я не выдержал и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова! Раздался ужасный грохот! Старушка от испуга закричала и ринулась к двери.
Ребята ворвались в комнату и начали меня искать. Я услышал папин голос и медленно вылез из – под кровати.
Вот такая история произошла со мной не так давно!
Заканчиваю свое письмо. Передавай привет ребятам из твоего класса. Пиши почаще. До свидания.
Денис.
Приложение № 4
ПИСЬМО – ПОЖЕЛАНИЕ
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький.
ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛЕНИЕ
С днем рождения, дорогие мои близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
ПИСЬМО – ИНФОРМАЦИЯ
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую. Ваша дочь Оля.
Приложение № 5
Правила написания письма
- Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.
- С левого края, сверху и снизу листа оставляй небольшие поля (1 – 2 см).
- В тексте письма обязательно выделяй обращение к адресату и подпись отправителя.
- В письме может быть много абзацных выделений (красных строк).
- В начале или в конце письма указывается дата его написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем письма друзьям
Эта презентация расчитана для 3 классов....
Пишем письмо Деду Морозу
Каждый из Вас, наверняка, в детстве писал письма Дедушке Морозу. Как научить детей правильно это делать? Как превратить обычный урок русского языка в творческую лабораторию? Попробуйте вместе с нами -...
пишем письма
...
Проект "Пишем письмо Деду Морозу"
Проектное задание с презентацией...
Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»
Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:- познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения, научить правильно оформлять письма;- разв...
конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"
конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...
Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.
Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....