Программа курса "Экономика"
рабочая программа (3 класс) по теме
Работу по программе «Экономика» обеспечивает комплект учебных пособий: учебное пособие – книга для чтения Т. В. Смирновой «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах», практическое пособие для ученика (задачник + рабочая тетрадь).
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
Автор
учитель начальных классов
Буянова Елена Владимировна
Пояснительная записка.
Экономика – это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия человеческого общества.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ним ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.
Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- С помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения,
- Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества,
- Формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене,
- Развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Работу по программе «Экономика» обеспечивает комплект учебных пособий: учебное пособие – книга для чтения Т. В. Смирновой «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах», практическое пособие для ученика (задачник + рабочая тетрадь).
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а так же, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально – этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнеса.
Содержание программы не однородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую комплексную форму.
В качестве основного выделен морально- нравственный уровень.
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально – этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, умет делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий , закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково – исследовательской деятельности.
Одно из основных направлений курса – осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий.
Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. Формированию осознанного и прочного навыка общения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата.
Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книг. Главное - не столько усвоение знаний и фактов, сколько побуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пони манию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Раннее включение детей в занятия экономикой позволит погрузить их в мир сложных и многообразных социально – психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий. Опыт их разрешения – на базе полученных знаний, а так же осознание собственных жизненных впечатлений – поможет развитию интеллекта, расширит кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению, научит оценивать реальные взаимоотношения между людьми по шкале «общечеловеческих ценностей».
Тематическое планирование. 3 класс 34 часа.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов |
1 | Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии – как результате новых форм взаимодействия человека и природы. | 1 |
2 | Потребности. Виды потребностей. | 1 |
3 | Этика и мораль предпринимательства. | 1 |
4 | Морально – этический кодекс цивилизованного предпринимателя. | 1 |
5 | Этика деловых взаимоотношений. | 2 |
6 | Понятие о товаре. | 1 |
7 | Себестоимость как собственные затраты, цена и прибыль. | 1 |
8 | Понятие о торговле. | 1 |
9 | Торговая прибыль. | 1 |
10 | Формы торговли: оптовая, розничная. | 2 |
11 | Понятие о посредничестве. Доля посредника. | 1 |
12 | Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. | 1 |
13 | Реклама как коммерческая информация. | 3 |
14 | Формы и этические нормы рекламы. | 1 |
15 | Услуги – как особый род деятельности. Плата за услуги. | 2 |
16 | Долговые обязательства. | 1 |
17 | Понятие собственности. | 1 |
18 | Собственность и право распоряжаться ею. | 1 |
19 | Сущность аренды. Арендная плата. | 1 |
20 | Условия аренды. | 2 |
21 | Капитал. Отличие капитала от суммы денег. | 2 |
22 | Первоначальный капитал. | 1 |
23 | Сущность кредита. | 2 |
24 | Банковский % и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог) | 1 |
25 | Экономическая игра. | 2 |
ИТОГО | 34ч |
Тематическое планирование. 4 класс 34 часа.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов |
1 | Производство. | 1 |
2 | Себестоимость, издержки производства. | 1 |
3 | Прибыль производителя. | 1 |
4 | Материальные и трудовые затраты. | 2 |
5 | Экономия и снижение затрат. | 1 |
6 | Качество производимой продукции. | 2 |
7 | Штрафы. Пени, неустойки. | 2 |
8 | Конкуренция. | 1 |
9 | Банкротство – разорение. | 1 |
10 | Акционерная форма капитала. | 1 |
11 | Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевый взнос. | 1 |
12 | Акции. Дивиденд как часть прибыли акционерного общества. | 2 |
13 | Акционер. Учредители. | 1 |
14 | Срок платежа. Конфискация имущества. | 1 |
15 | Распродажа имущества. Аукцион. | 3 |
16 | Экономические циклы. | 1 |
17 | Понятие о монополии. | 2 |
18 | Внешняя торговля. | 1 |
19 | Контракт как способ юридического оформления сделки. | 1 |
20 | Таможня и таможенные пошлины. | 1 |
21 | Пошлины на импорт и экспорт. Транспортные расходы. | 1 |
22 | Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов. | 2 |
23 | Способы ведения хозяйства. | 1 |
24 | Рыночный механизм. Регулирование рынка. | 2 |
25 | Экономический КВН | 1 |
ИТОГО | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...