Конспект занятия по СБО
план-конспект урока (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Формирование гигиенических навыков при самообслуживании у детей с нарушениями интеллекта
1-го года обучения.
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально- бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы.
При поступлении ребёнка, имеющего сложные дефекты, в 1й класс специальной (коррекционной) школы ведущей проблемой является отсутствие навыков самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающие в детских домах и школах-интернатах.
Поэтому в этих учреждениях введен предмет СБО - социаль-бытовая ориентировка, который нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.
Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей у детей. На первом году обучения он связан с формированием навыков личной гигиены. Эти навыки жизненно необходимы ребенку. Следует помнить о том, что ребенок не просто механически осваивает определенные действия - в процессе обучения обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются самостоятельность, аккуратность, опрятность.
У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование навыков личной гигиены не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы учителей, воспитателей и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
Обучение происходит на уроках СБО, на внеурочных мероприятиях и в повседневной жизни.
Предлагаем вашему вниманию конспект мероприятия по формированию гигиенических навыков для учащихся 1б класса специальной (коррекционной) школы.
Тема: Праздник чистюль.
Цель: Формирование навыков личной гигиены.
Задачи:
- Расширить представления детей о предметах личной гигиены, о чистоте и аккуратности;
- Способствовать развитию мышления, восприятия, общей и мелкой моторики на основе коррекционно-развивающих упражнений;
- Способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной гигиене.
Оборудование: карточки (Я мою руки)- 2экз, шаблоны кистей рук, ножницы, предметы личной гигиены (зубные щетки, мыло, носовой платок, расчески), разрезные картинки, 2 куклы, заколки, 2 листа А3, маркеры, мольберты.
Ход занятия
1. Организация учащихся, настрой на работу
- Сегодня на нашем мероприятии присутствуют учителя и ребята из других классов.
- Давайте посмотрим на наших гостей и друг на друга , улыбаясь, скажем «Здравствуйте».
- Какое пожелание передали мы друг другу? (Ответы учащихся)
- Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы учащихся)
- А ещё нужно соблюдать правила личной гигиены.
- Что это за правила такие?(Ответы учащихся)
2. Постановка темы и целей
- Вот сейчас мы и посмотрим, что вы знаете о личной гигиене и предметах личной гигиены.
- Мы проведем "Конкурс чистюль", в нем будут участвовать 2 команды.
- За правильно выполненное задание команды будут получать "капельки".
3. Работа по теме урока.
-Выберите капитанов команд, пусть они выйдут и пожмут друг другу руки.
-Ой, что это? Что с твоими руками? Они грязные! Это хорошо? Что нужно делать, чтобы руки были чистые?(Ответы учащихся).
Послушайте загадку:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
- А какие еще предметы личной гигиены нужны для этой процедуры?
- Мы вам приготовили задание:
- У вас на столах - памятка в картинках «Я мою руки». Нужно расставить картинки по порядку, в какой последовательности нужно мыть руки, рассказать гостям.
Я мою руки (памятка)
1.Откройте кран.
2. Сильно намочите руки.
3. Возьмите мыло.
4. Намыливайте руки с обеих сторон.
5. Полощите руки чистой водой.
6. Закройте кран.
7. Вытрите руки полотенцем.
Динамическая пауза
-Чтобы перейти к следующему заданию. нужно отгадать загадку:
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
Для чего нужна зубная щетка?
-Проведем эстафету "Почисть зубы кукле Маше"
Каждая команда строится в шеренгу друг за другом. Напротив каждой команды сидит кукла, первому в шеренге нужно добежать до куклы и "почистить" ей зубы, вернуться назад и передать щетку второму игроку. Все последующие члены команды выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.
- А теперь мне интересно, все ли ученики знают правила ухода за зубами. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте: да-нет.
- Можно грызть зубами грецкие орехи.(Почему нельзя?)
- Надо полоскать зубы после еды.(Зачем?)
- Надо чистить зубы 2 раза в день.
- Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.(Почему?)
- Не надо менять зубную щётку.
- Надо есть много конфет.(Почему нельзя?)
- Угадайте следующий предмет личной гигиены:
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
- Для чего он нужен?
- Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
- Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? (ответы детей)
- Предлагаю командам украсить носовые платки: нарисовать красивые узоры.
(На мольбертах вывешены два ватмана)
- Просим наших гостей выбрать самый красивый платочек.
- Следующий предмет гигиены вы узнаете, когда соберёте разрезную картинку (изображение расчёски)
- Что это?
- Зачем нужна расчёска?
- Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!
Динамическая пауза
- Посмотрите у наших девочек растрепались волосы. Они выглядят красиво?
- Предлагаю каждой команде расчесать и заплести свою девочку.
- Человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит не красиво.
- Гости, прическа какой девочки вам нравится больше?
- Вот еще загадка:
- Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. ( ножницы)
- А для чего нам нужны ножницы?
-Можно грызть ногти? Почему?
Игровое задание: обстриги ногти.
(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.)
- На какой руке ногти подстрижены аккуратнее?
Динамическая пауза
4. Закрепление
- Давайте вспомним о каких правилах и предметах личной гигиены мы сегодня говорили.
- А делать мы это будем с помощью картинок.
-Что это за часть тела? Как за ней нужно ухаживать? Какие предметы личной гигиены нужны для этого?
5. Итог.
- Итак, давайте подведём итог.
Дополните фразу:
Сегодня мы вспомнили….
Я узнал…
Мне было интересно…
- Мне понравилось, как вы работали ! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: · научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...