Классный час в 4 классе «Толерантность. Литературные герои».
классный час (4 класс) на тему
С проблемой толерантного отношения друг к другу мы сталкиваемся всегда.
Очень важно с раннего школьного возраста научиться терпимому отношению к другим, непохожим на нас людей. Авторы литературных произведений часто обращаются к этой теме. Это и помогло мне в проведении классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема классного часа в 4 классе
«Толерантность. Литературные герои»
1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.
Подготовительная работа: Детям предлагается дома прочитать сказку Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Ход урока:
1. Вводная беседа.
-А кто из вас слышал слово «толерантность»?
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
-А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей)
-Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?
(выслушать ответы воспитанников)
-А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?
-Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)
-Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)
Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
Учитель:
А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей
И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Учитель:
О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников)
Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
- Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других языках. ( слайд)
Испанский язык: способность признавать отличные от своих
собственных идей или мнения.
Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.
Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.
Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к
другим великодушным.
Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосер-
дие, благосклонность, терпение, расположенность
к другим.
Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть вы-
держанным, выносливым, уметь мириться с сущест-
вованием кого-либо, чего-либо).
2. Толерантность литературных героев в произведениях.
а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
-Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки. Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.
-О ком эта сказка? (об утенке)
-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)
-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )
-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)
-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )
-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?
Попробуйте придумать свою концовку.
б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди».
-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )
-Как зовут сестру? (Элиза)
-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)
-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)
-Почему Элизу хотели казнить? За что?(Не разговаривала, ночами ходила на кладбище)
-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)
-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)
-Чем заканчивается сказка?
в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?
-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)
-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)
-Почему?( он не был не на кого похож)
-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?
-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)
-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)
-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)
-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)
3. Выводы.
-Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)
-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?
-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)
-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями?
-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).
4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя)
- Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись все на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все «Ура!»
А теперь и сесть пора.
.
5. Итог.
Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».
1 ученик.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта- не пряник, не конфета.
2 ученик.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
4 ученик.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-12802-1485118268.jpg)
Классный час, 2 класс. Толерантность.
Я надеюсь, что данный конспект поможет учителям доступно объяснить своим ученикам понятие толерантность....
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс
Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-222287-1614042923.jpg)
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс
Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/31/picture-363172-1527768403.jpg)
Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.
Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-405639-1456903465.jpg)
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-669539-1477404756.jpg)
Классный час 2 класс "Толерантность"
Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красив...
Своя игра Литературное чтение 4 класс Литературные герои
Игра составлена на основе произведений А.П.Чехова "Ванька", Л. Андреева "Петька на даче", А.Погорельский "Черная курица или Подземные жители", Д.Мамин-Сибиряк "Верте...