конспект классного часа "Удмуртия на карте России"
методическая разработка (2 класс) по теме
урок краеведения может быть проведен как классный час, клубный час в ГПД, занятие по внеурочной деятельности по ФГОс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.udmurtiya_na_karte_rossii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Удмуртия на карте России»
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные:
Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я — гражданин России»: чувства сопричастности к происходящему и осознанной ответственности за общее благополучие, гордость за Родину, народ и историю.
Проявление эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к родной стране, её культуре, истории, традициям
Уважительное отношение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Удмуртии, её современной жизни. Понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире
Создание основы для самосознания этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная адекватная оценка себя и своих возможностей), организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
Заложены основы для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; расширение мотивационной основы учебной деятельности.
Метапредметные:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи творческой проектной деятельности, осуществлять поиск и выбор эффективных средств её осуществления.
2.Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, активного и продуктивного использования речевых средств и средств информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач
4.Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять и аргументировать собственную позицию ; осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
5.Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Предметные:
находить на карте России Удмуртию, местоположение Ижевска
называть с опорой на карту «соседей» республики, близлежащие крупные города России
определять месторасположение городов Удмуртии на карте республики
выделять особенности природы : рельеф, погода ( изменения по временам года), наиболее распространённые полезные ископаемые (нефть, глина, песок, торф), водоёмы (реки, пруды, болота, источники), растения и животные природных сообществ.
План занятия
1.Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
1.1 Составь слово, используя шифр: 3а 1б 6в 5в 2а 7б 8а 4в .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | н | д | г | р | ю | л | ц | н |
Б | р | о | с | с | и | я | а | ш |
в | а | п | с | е | ж | а | о | р |
(Граждане)
1.2. Объясни или найди в «Толковом словаре» значение слова
(Граждане- люди, которые живут в данном государстве, пользуются его защитой и имеют определенные права и обязанности).
1.3. Что значит слово, которое «спряталось» в филворде? (Россия)
Что называет это слово?
Как вы понимаете значение слова «страна»?
Каким словом еще можно заменить слово «страна»?
Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.)
1.4.Мы являемся частью народа, жителями огромной и богатой страны. Мы граждане России, россияне. Город, в котором мы живем, – это часть большой страны, а дети, то есть вы, – жители России, граждане страны.
Кто такой гражданин?
( Это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), любит свою страну, гордится ею, старается сделать ее сильной и богатой. Ученик – маленький житель большой страны, ее будущее.)
1.5.Слушание рассказа Ушинского «Наше Отечество» ( можно дать задание хорошо читающему ученику, можно дать текст на кадре презентации):
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
(К. Ушинский)
– Обратите внимание, ребята: словом «государство» мы можем назвать любую страну. А что мы называем словом «Родина»?
( Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны. Наше государство - Российская Федерация , а наша Родина -Россия.)
-Как писатель называет нашу Родину? (Отечество)
- Почему мы зовём Россию отечеством?
Как вы думаете, от какого слова произошло слово “отечество”?
-Почему писатель сравнивает Родину с мамой?
1.6.Отыскивание слов в буквенном отрезке:
КЛМНСТУДМУРТИЯКЛРОССИЯТРПИЖЕВСКРОШЕН
Задания для работы с учащимися:
1.Сопоставление слов, нахождение общих признаков и разные способы группировки ( Удмуртия, Россия, Ижевск)
2.Какое слово объединит все эти слова в общее понятие ? (Родина)
3.Почему мы можем встретить разные варианты написания слова «Родина» и «родина».
- Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?
-А малая родина – это какая?
-А как называется наша малая родина?
Могу ли я считать Удмуртию малой родиной, если я родилась в другом месте? (Вводится понятие «место жительства»)
1.7.Обсудите в паре, группе и приготовьтесь ответить на вопросы:
Можно ли назвать каждого из нас гражданином России, если мы живем в Удмуртии?
Какие гражданские права есть у тебя?
Какие обязанности у тебя как гражданина России?
2. Удмуртия на карте России
2.1.Коллективное отгадывание загадки:
Моря есть - плавать нельзя,
дороги есть - ехать нельзя,
земля есть - пахать нельзя.
Что это? (Карта)
2.2.Работа с картами России и Удмуртии
-нахождение территории Удмуртии на карте России ( кадр 2 презентации) Расположена внутри Евроазиатского континента далеко от морей и океанов на востоке Русской равнины, в междуречье Камы и Вятки. Численность населения – около 1,6 млн. человек. В Республике Удмуртия мирно проживают представители более ста национальностей. Основную часть составляют русские, удмурты и татары.
-«соседи» республики (кадр 3 презентации)
Удмуртия граничит на юге с Татарстаном и Башкортостаном, на севере и западе с Кировской областью, а на востоке с Пермским краем.
-близлежащие крупные города и реки рядом (кадр 4 презентации) Крупнейшие реки республики — Кама и Вятка Протяжённость рек республики составляет приблизительно 30 тыс. км, а их количество превышает 7000. Именно благодаря такому большому количеству рек и родников Удмуртию называют «Родниковым Краем».
- нахождение места Ижевска на карте России ( кадры 5, 6)
Столицей республики является город Ижевск с населением в 650 тысяч человек. Именно здесь производится более половины всей промышленной продукции Удмуртии. История города берет свое начало с 1760 года, когда граф П. И. Шувалов построил железоделательный завод на реке Иж, а поселок, образовавшийся здесь, был назван Ижевским Заводом. В 1918 году поселок получил статус города.
-районы Удмуртии ( показать на карте, но пока акцентировать внимание на их количестве:
В Удмуртской республике 5 городов республиканского подчинения: Ижевск, Воткинск, Глазов, Можга, Сарапул и 25 муниципальных районов: Алнашский, Балезинский, Вавожский, Воткинский, Глазовский, Граховский, Дебёсский, Завьяловский, Игринский, Камбарский, Каракулинский, Кезский, Кизнерский, Киясовский, Красногорский, Малопургинский, Можгинский, Сарапульский, Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Шарканский, Юкаменский, Якшур-Бодьинский, Ярский.)
2.3. знакомство с формами рельефа ( кадры 12-самая высокая точка,
Кадр 13-самая низкая точка)
Географически Удмуртия входит в Западное Предуралье, но по рельефу мало напоминает гористый Урал, поскольку на её территории высокие горы отсутствуют. Пять возвышенностей (Верхнекамская, Красногорская, Тыловайская, Можгинская, Сарапульская) имеют наивысшие отметки — 250-300 м над уровнем моря. Самая высокая точка находится на северо-востоке республики в Кезском районе у деревни Лученки — 331 м над уровнем моря. На западе Удмуртии располагается обширная Кильмезская низменность, занимающая территорию, по которой протекают реки Вала и Кильмезь. Значительные пространства приходятся на высоты от 100 до 300 м. И лишь вдоль рек южной половины республики протянулись полосы с отметками менее 100 м. Самые низкая точка (52 м абсолютной высоты) находятся на юго-западе южнее деревни Крымская Слудка
2.4.Особенности погоды в республике ( кадры 14, 15)
Климат Удмуртии умеренно-континентальный с холодной многоснежной зимой, теплым летом и хорошо выраженными переходными сезонами года (весной и осенью). Самым холодным месяцем в Удмуртии является январь. Среднеянварская температура равна – 15 . Иногда морозы могут достигать -35 – 40 . Самым теплым месяцем считается июль. Среднеиюльская температура составляет 18 - 19 , но поднимается до 37 – 38. Переходные сезоны отличаются сложностью температурного режима и атмосферной циркуляции. В эти периоды возможны резкие изменения температуры воздуха в течение суток, возвраты тепла и холода, заморозки. Удмуртия не обделена влагой. Здесь за год выпадает 500 – 600 мм осадков. Первый снег обычно выпадает в октябре, постоянный снежный покров образуется в середине ноября и лежит 160 – 180 дней. Его мощность достигает 50 – 60 см. Возможно образование туманов, метелей, выпадение росы и инея.
2.5.полезные ископаемые ( кадры16-19)
Удмуртия богата полезными ископаемыми. В ее недрах открыты залежи нефти, азотного газа, каменного и бурого угля, торфа, минеральных вод и рассолов, обогащенных бромом и йодом. Кое-где отмечены рудопроявления железа, меди и марганца. Повсюду встречаются месторождения строительных материалов (песка, глины, песчано-гравийной смеси, известняка).
Кадр 16: Узнай по подсказкам полезное ископаемое (глина)
Кадр 17: Узнай по подсказкам полезное ископаемое (нефть).
Найдите на карте Удмуртии крупные месторождения нефти.
Кадр 18: Узнай по подсказкам полезное ископаемое
Кадр 19: описание и название полезного ископаемого Название______________________________________________________________(торф)
Описание_____________________________________________________________________
Используется для ________________________________________
( повышения плодородия почвы)
3.Физминутка.
Инструкция:
если то, что я говорю правильно - вы стоите, если не правильно- приседаете : ( возможно проведение в виде графического диктанта, тогда учащиеся ставят знак «плюс» или «минус»)
На карте Удмуртии 25 районов +
УР расположена в центре восточной части Русской равнины +
Наиболее близко к границам УР расположен Казахстан -
Киров-крупный город УР
Выбор вариантов ответа
( хлопните в ладоши, услышав правильный вариант ответа):
1.Равнина, на которой расположена территория Удмуртии, называется:
Восточно-Европейская
Приволжская
Западно -Сибирская
Удмуртская
Русская
2. Большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность, называют:
Холмы
Овраги
Равнины
Горы
Водоемы
4.Работа в группах на карточках с заданием :
Задание 1.
Впиши в текст недостающие слова.
Моя Родина _____________________.
Место моего рождения _______________________________
Мой родной город _________________________________________.
В моём родном крае живут люди таких национальностей
Задание 2.
Прочитай текст. Впиши недостающие данные о твоем крае.
Главный город нашей _____________республики называется ______________ Он расположен в ________________________зоне к _________________от Москвы. ( в каком направлении)
Наш город стоит на реке _____________.
Задание 3. «Доскажи словечко»:
Удмуртская республика славится производством……
Наиболее распространённые полезные ископаемые ….(нефть, глина, песок, торф),
На севере УР берет начало река….
Изменения в природе по временам года называются…… (погода)
Реки, пруды, болота одним словом называются…….. (водоёмы)
Задание 4:Подчеркни названия полезных ископаемых, которые добываются в Удмуртии:
Торф, нефть, природный газ, золото, известняк, глина, песок, каменный уголь, бурый уголь, железо, медь, гравий, марганцевая руда,
лечебные грязи, минеральные воды,
5.Проверка правильности выполненного задания в ходе презентации работы группы. Рефлексия:
-Какие разногласия возникли при выполнении заданий?
( задание 1- не у всех может быть единое место рождения, название родного города).
Как их можно правильно преодолеть? (в случае расхождения, каждый назовет ответ на вопрос)
-Кого и за что можно похвалить?
5.2.Обсуждение возможных вариантов и способов действий для выполнения индивидуальных и групповых проектных творческих работ «Моя Удмуртия»
( индивидуальная или групповая работа по самостоятельному выбору) :
а) Литературные произведения со словом «Удмуртия» (стихи, рассказы)
б) копилка высказываний людей ( великих, знакомых, родственников, друзей) об Удмуртии
в) Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле ( создание ситуации затруднения при выполнении задания для стимулирования познавательного интереса и осуществления поиска литературы в домашней, школьной, городской библиотеке, интернете)
г ) создание вопросов или тестов для проверки знаний по теме «Удмуртия на карте России»
д) Подбери картинки или рисунки, с помощью которых можно составить слово «Удмуртия» по первым буквам названий предметов.
6. Итог занятия. Обобщение.
- Когда вы вырастете, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше. Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины, которую, в знак любви и уважения, называют по-разному.
Давайте вспомним, как называл нашу Родину К.Д. Ушинский.
(Отечество. Родина. Мать )
Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?
-А как называется наша малая родина?
-Показать на карте России Удмуртию, местоположение Ижевска
-Показать на карте и назвать «соседей» республики, близлежащие крупные города России ( проверка по кадру 21)
-Показать на карте месторасположение городов Удмуртии (кадр 22)
-Перечислить запомнившиеся названия форм рельефа поверхности Удмуртской Республики
-Каким словом называются изменения в природе по временам года? (погода)
–Что можно рассказать о погоде в Удмуртии?
-Назовите самый холодный и самый жаркий месяцы.
- Назовите наиболее распространённые полезные -ископаемые (нефть, глина, песок, торф).
-Какие виды водоёмов можно увидеть на карте республики?
(реки, пруды, болота, источники)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа " Арктика- фасад России".
Цель:повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.Задачи:- познакомить первоклассников с представителями животного и ра...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...
Конспект классного часа " я гражданин россии" Прасолова Юля
конспект классного часа 4 класс "я гражданин россии"...
Конспект классного часа "Я - гражданин России"
Конспект классного часа....
Конспект классного часа. я-гражданин России. 3 класс.
конспект классного часа....
Конспект классного часа по теме "Россия - Родина моя!"
Цель: формирование патриотического отношения у младших школьников.Задачи:· Обучающие: расширить знания учащихся о Родине; формировать представление о символах Родины (флаг, герб,...