Работа по первому пункту плану. Беседа. -Повторим с вами символику нашей страны. Но сегодня занятие я вам предлагаю провести в необычной форме. -Кто знает что такое «круглый стол»? -Круглый стол – это форма проведения занятия в виде дискуссии, беседы, в которой «на равных» учувствует вся группа учащихся. -Сегодня каждый будет участвовать в нашей беседе. Будем получать новые знания и делиться ими. -Если готовы покажите посадкой, тогда вперед! -Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? Патриотизм Боль за родную природу Высокая нравственность Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине -Осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов. Игра «Найди слово» -Каждый гражданин должен знать государственные символы страны. Чтобы определить, что к ним относится необходимо сыграть «Найди слово». -Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. (флаг, герб, гимн, президент, столица) О | Н | С | Т | И | Т | Я | К | С | Ф | Л | А | У | Ц | Г | Е | Р | Б | Г | Я | И | Р | П | Г | С | Е | Л | С | Е | Р | И | О | Р | И | Т | З | О | М | Н | А | Ц | О | И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
1.Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг). 2.Официальная эмблема государства, символ государства – (герб). 3.Торжественная песня, символ государства – (гимн). 4.Главный город страны – (столица). 5.Выборный глава государства в современной России – (президент). -Молодцы! Работа с доской. -Найдите, где изображается герб России? -Кто знает, что изображено на нем? У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение: а) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь, огонь; б) золото - сила, богатство, могущество, справедливость; в) орел - власть, прозорливость, великодушие; г) двуглавый орел - охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии; д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной; е) скипетр — это символ защиты суверенитета; ж) держава — символ единства, целостности государства; з) на груди орла - древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом. -На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла. Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна. Древнему гербу уже более 500 лет. Гимн – торжественная песня о красоте и величии Родины. Гимну 50 лет, кто назовёт автора слов? (С. Михалков) -На доске представлены части пазла, вам необходимо собрать Флаг России. Кто желает? -Если выполнено верно, покажите класс. -Молодец. Белый цвет – берёзка. Синий - неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет. СЛАЙД Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах. Работа по второму пункту плана. -Теперь предлагаю поразмыслить над вторым пунктом плана, познакомиться с правами и обязанностями гражданина. - Ребенок родился… - И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». - Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт. - Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. - Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем: - Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом "гражданин"? - Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? - Какими качествами должен обладать истинный гражданин? - Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином. ФИЗМИНУТКА Пусть всегда будет солнце! (поднять руки вверх над головой) Пусть всегда будет небо! (развести руки в стороны над головой) Пусть всегда будет море! (развести руки в стороны перед собой) Пусть всегда буду я! (подняться на носочки, погладить себя) Пусть всегда поют песни! (сделать наклоны головы в стороны) Пусть всегда будут танцы! (сделать присядку) Пусть всегда будут птицы! (наклоны в стороны, отводя руки назад) Пусть всегда будет мир! (хлопки над головлой) Работа с доской -На доске представлены рассыпавшиеся буквы, необходимо собрать слово и рассказать, что вы про него знаете? КОНЯСТИЦУТИ Да, жизнь в нашем государстве регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции 12 декабря 1993г. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории? - Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы. - Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? -Конечно же, нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. - Совершенно верно, ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. -В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право? -Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование. -Самое главное, самое важное - право человека на жизнь. Беседа. Работа со сказками. -И я предлагаю с некоторыми из них познакомится чуть ближе. Но знакомство пройдет в необычной форме. -Все мы помним сказки, но в них есть и нарушение прав человека и гражданина. Давайте же вместе с вами выясним, в каких же сказках есть нарушения. -Первая сказка, подумайте из какой сказки взяты строки: И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Океан — Так велел-де царь Салтан. -Верно А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». -Подумайте и выберете, какое право здесь нарушается. И объясните свой ответ. -Кто согласен покажите солнышко. -Все верно, нарушено право на жизнь и свободу. -Следующая сказка: Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляет её работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. -Что это сказка? Какие права человека здесь нарушены? -Верно, нарушены права на жизнь и на труд. Мачеха заставляла работать Настеньку. -Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Кто мне кратко перескажет её? -Молодец, подумайте какое право нарушено? -Все верно, право жилье. -«Приключения Буратино». У Карабаса-барабаса все куклы, которые у него жили, были вынуждены работать. Какое право нарушается по отношению кукл? -Верно, право на труд и на жизнь. Также в сказке нарушено еще одно право, подумайте. Когда кот Базилио и Алиса лиса не дали ему пойти в школу. Нарушается право на образование. -Например, сказке «Колобок» нарушается право на жизнь, так как Колобка хотели съесть. Также родители Колобка нарушили неисполнение родительских обязанностей. -Так в сказке «Дюймовочка». Её хотели против своей воли выдать замуж. Какое право нарушается? -Верно, право на свободу и свободу мысли. -В «Простоквашино», когда родители не позволили дяде Федору завести домашнего животного. Нарушается право на… -Молодцы, право на свободу мнения. -Помимо прав гражданина должен соблюдать и обязанности. Основные обязанности гражданина России: • Соблюдать Конституцию и законы России • Уважать права и свободы других людей • Защищать Отечество • Платить налоги • Охранять природу и окружающую среду • Заботиться о детях, их воспитании • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. «ГРАЖДАНИН РОССИИ». -Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Работа с пословицами -Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить. 1.Человек без Родины … (что соловей без песни). 2.Для Родины своей…( жизни не жалей). 3.Жить -…(Родине служить) -Давайте проверим, что у вас получилось? -Кто желает озвучить первую пословицу и объяснить её значение? (остальные пословицы также) -Кто согласен покажите солнышко. -Молодцы! |