Материал к педсовету
материал на тему
Предварительный просмотр:
Особенности усвоения программы
и контроль за качеством знаний.
Педсовет от 29.03.2012г.
Учитель начальных классов Зинченко Т.Ф.
Слайд №1. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится формирование у учащихся умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд №2. 1 классы занимаются по УМК «Школа России». Сама по себе эта программа – образец лучших традиций отечественной начальной школы. Сборник учебников для "Школы России", подготовленный коллективом под редакцией А.Плешкова, впитал в себя самое ценное из тех программ, по которым училось несколько поколений советских, а затем и российских школьников. Кроме того, как можно догадаться из названия, она ориентирована на гражданское образование.
Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений. В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
Уумеющий высказать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Слайд №3. Цели программы:
Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах".
Научиться учить себя - вот та задача, решение которой в школе сегодня является первостепенным.
Слайд №4. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Слайд №5. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Для этого содержание учебного материала было значительно дополнено.
Слайд №6. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня формирования универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Слайд №7. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
3. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Слайд №8.
4. Учитель обучает детей приемам работы в группах (вплоть до выполнения самостоятельных и проверочных работ).
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание взаимопроверке и самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Без отметочное
обучение позволяет не снижать балл за исправления.
Слайд №9.
6. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
7. Учитель помогает распределять роли и обязанности при выполнении коллективной работы, давая возможность каждому ребенку побывать в разных ролях.
Слайд №10. Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:
могу, хочу, делаю.
Слайд №11. В содержании предметной линии «Математика» изменений почти нет, но, как уже говорилось выше, стало больше заданий дифференцированного характера.
Слайд №12. В учебнике появились странички для любознательных, для изучения которых есть дополнительные часы в тематическом планировании.
Слайд №13. Включены тестовые задания «Проверим себя».
Слайд №14. В процессе выполнения заданий «Что узнали. Чему научились» дети учатся применять полученные ранее знания.
Слайд №15. От 60 до 70 % наших учеников выполнили административные проверочные работы успешно. 9 человек из 149 не справились с решением задачи.
Слайд №16. Изменилась методика проведения уроков обучения грамоте. Они стали интегрированными (чтение + письмо). Ход урока стал более мобильным, что дало возможность для организации групповой работы по парам, по рядам, по экипажам и т. д. Например, ребятам предлагался деформированный стихотворный текст, который потом собирался на доске, и работа с ним продолжалась на письме. В «Азбуке» появились странички «Проверь себя», помогающие ученикам оценивать свои знания и знания товарищей.
Слайд №17. Очень помогла нам книга «Как хорошо уметь читать» под редакцией ДПН Обуховой Людмилы Александровны. В книге представлен богатейший материал для фонетической, логопедической, лексической работы. Много игрового материала.
Слайд №18. есть упражнения для словарной работы. Дети познакомились с разными формами одного и того же слова, узнали признаки родственных слов. Много заданий повышенного уровня, в том числе и решение текстовых задач. Как правило, эти задания выбирали хорошо читающие дети. Они предлагались и для групповой работы.
Слайд №19. С диктантом по тексту администрации первоклассники справились очень хорошо. Результаты вы видите на слайде.
Слайд №20. учебник «Окружающий мир» внешне и внутренне мало изменился, но изменилась подача материала. Почти на каждом уроке используется мультимедийное оборудование.
Слайд №21. Появились в учебнике страницы «Проверим себя», «Наши проекты». Дети учатся проектировать свою деятельность, оформлять свои проекты. В планировании предусмотрены уроки защиты проектов, что дает время выступить каждому ученику.
Все было так хорошо: к февралю дети многому научились, мы радовались. Но, как выяснилось, рано.
Стандарты второго поколения должны помочь ребенку научиться учиться. Теоретически учителям это понятно и вовсе не ново. О том, что дети не могут учиться, говорят последние 20 лет.
Учитель в классе обучает детей определенному алгоритму репродуктивных действий (как решать задачу определенного вида, проверять безударную гласную). Дети под контролем учителя все выполняют правильно. Дома мама диктует: «Пиши 2, пиши плюс, пиши 3, пиши равно и т.д.»
И вдруг на нас сваливаются комплексные контрольные работы, которых раньше никогда не было. Что это такое?
Слайд №22.
Итоговая комплексная работа – это система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Комплексная контрольная работа для 1 класса содержит задания базового уровня, задания повышенной сложности и задания творческого характера. Составляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения с подробным анализом каждого задания и условиями оценивания.
При выполнении этой работы проверяются не знания учащегося, а компетенции по основным предметам программы. И определенного алгоритма ее выполнения у учеников нет.
Все предлагаемые итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Они строятся на основе несплошного текста (в настоящем примере – естественнонаучного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.
С помощью этих работ оценивается:
В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
техника и навыки чтения
скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА
овладение ребенком основными учебными действиями – списыванием с печатного текста, навыки письма
фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова или предложения);
объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);
В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам (счет, числа, арифметические действия, вычисления)
В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
объекты живой и неживой природы;
классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений.
Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по проведению работ и оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания); а также по оцениванию работы в целом.
Слайд №23. Вот пример такой работы.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь вертикальную черту, где ты остановился.
Найди и спиши первое предложение. Проверь, если надо, исправь.
Слайд №24.
В каком порядке надо поставить картинки, чтобы легче было пересказать текст.
Надо решить задачи, но самого слова «задача» нет.
Спиши выделенные слова. Подчеркни в них буквы, обзначающие мягкие согласные. Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги. Определи сколько в них слогов, букв и звуков.
Слайд №25.
Отметь, что заготовила белка на зиму.
Соедини стрелками картинки с нужным словом.
Напиши, какие объекты живой природы встречались в тексте.
(оёка малиту беко)
Слайд №26. Сравните показатели обычных контрольных работ и комплексной. Разница впечатляет.
Я всегда не понимала, почему мы из начальной школы выпускаем хорошо подготовленных учащихся, а учителя среднего звена нас упрекают – «не научили!». Теперь мне стало понятно. Программный материал дети усваивали, мы с ними дополнительно занимались, а компетенции выработаны не были. В непривычных формулировках, ситуациях наши выпускники терялись. Возможно сейчас эта ситуация улучшится, когда мы дорастем до 5 класса., но сомневаюсь, что на 100%. Дети сейчас приходят в школу очень разные, часто изнеженные и не самостоятельные. Родители с ними работать не всегда могут, а для приобретения ребенком многих компетенций родительское внимание необходимо. Учитель, как самосвал сгружает в голову детей знания – строительный материал и подготавливает основной фундамент, но дом не строится. Складывать кирпичик к кирпичику и строить этот дом должны родители и дети дома.
И все-таки, хорошо или плохо учатся наши ученики – все они дети. И мы с вами играем не последнюю роль в их жизни. И важно в каждом ученике видеть свое отражение.
Хочу закончить свое выступление посвящением своим маленьким ученикам.
Я свяжу вашу жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу вашу жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу вашу жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Я свяжу вашу жизнь
Из веселой меланжевой пряжи,
Я свяжу вашу жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Я когда-нибудь всем вам признаюсь:
Чтоб связать вашу жизнь,
Я тайком распускала свою...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал к педсовету по введению ФГОС
Педсовет на тему «Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Поиски. Пути. Решения» проводился учителями начальных классов для коллег старшей школы с целью опре...
Материал для педсовета.
Данный материал содержит информацию о методах и приемах формирования личности младшего школьника в условиях ФГОС НОО. Также акцент делаеться на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Педаго...
Материал для выступления на педсовете "Предупреждение и снятие психологической нагрузки членов педагогического коллектива".
Материал для выступления на педагогическом совете школы....
Материал для педсовета "Формирования познавательных УУД "
Данный материал представлялся на педогагическом совете...
Материал к педсовету
Выступление на педсовете "Наша новая школа"...
Материал для педсовета по использованию на уроках технологий сингапурской системы образования.
В материале представлены несколько сингапурских технологий, которые интересно использовать на уроках как в начальной школе, так и в основной и средней школах....
Материал педсовета на тему: "Современный урок.Формирование УУД на уроках в начальной школе на этапе рефлексии .
Выступление на педагогическом совете с использованием видеофрагментов....