Статья по результатам исследования. Компьютерные технологии в учебном процессе
статья
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в учебном процессе.
«Плюсы» и «минусы» .
Компьютеры…- это восхитительное средство
реализовать « наши мечты, но они никогда не заменят
мечтателей. Ни одна машина не может заменить
ум, сострадание, любовь и понимание человека»
Стив Джобс - один из основателей компании
«Apple Computer»
«Пусть не доведётся вам жить во времена перемен»- говорят китайцы. Нам с вами шансов не оставлено – жить предстоит именно в такие времена.
Мы являемся свидетелями новой информационной революции. Она связана с развитием глобальных компьютерных сетей. Мысль человеческая не стоит на месте: новые технологии совершенствуются со скоростью, о которой многие и не подозревают. Многие «домашние» технические устройства уже сегодня наделены функцией компьютера. Количество информации, накопленной человечеством - удваивается ежегодно. На смену «старой» приходит новая – информационная экономика.
Информационное общество– термин, который уже прочно вошёл в повседневную жизнь. Главным продуктом информационного общества являются – знания.
В информационной экономике возрастает роль индивидуальных способностей человека. Эффективность их применения становится главной причиной неравенства в современном обществе.
Среди 100 самых богатых людей – большая часть – создатели компаний, специализирующихся в информационном секторе экономики.
Необходимым условием для перехода общества к информационной экономике – являются новые технологии и знания, а достаточным – информационная культура, креативность и способности к самообучению его членов.
Технические средства обучения появились давно и практически разу стали использоваться в образовании.
Т. Эдисон считал, что с появлением фонографа – все проблемы образования решены.
Однако и сегодня вопросов больше, чем ответов.
ИТ – это новый повод всколыхнуть старые вопросы о том, как же лучше всего воспитывать и обучать молодёжь.
Как помочь подрастающему поколению подготовиться к жизни в современном, зачастую непредсказуемом информационном обществе?
Как компьютерная техника поможет в достижении учебных целей?
Сопоставимы ли эти цели с интересами, способностями и потребностями учеников?
Будет ли этот опыт повышать качество обучения настолько, чтобы оправдать затраченное время, средства для подготовки занятий?
Кто и по каким критериям отбирает программное обеспечение?
Чему могут обучаться школьники, и как мы измерим результативность такого обучения?
Не нанесёт ли использование ИКТ вреда здоровью: как учителя, так и учеников?
Являются ли КТ самым лучшим, а не просто самым модным – способом справиться с определённой задачей?
Сегодня ценится уже не формальное образование, а способность к созидательной самостоятельной творческой деятельности. Поэтому, говоря о роли образования, нужно всегда иметь в виду, что речь идёт о новой парадигме образования. Образование должно быть современным. Чаще всего, когда человек осознаёт себя недостаточно образованным, лучшее время для обучения уже упущено.
Сегодня поговорка «Век живи, век учись» понимается в самом прямом смысле: учиться надо всегда. В таком учебном ритме без умения использовать новые технологии, без сформированных навыков самообучения и самообразования долго не протянешь.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей.
Главная задача информатизации образования – создание информационного образовательного пространства.
Это обеспечение соответствующей техникой, обслуживание этой техники. Программное обеспечение, которое подвергалось экспертизе, апробации. Формирование информационной культуры у учителей, учеников, родителей. Подключение к сети Интернет, создание локальной сети.
Но всего этого не достаточно. Завершающий этап – включение в единое пространство персональных компьютеров учителей и учеников.
В дополнение к изменению общества КТ меняют также умственные навыки и даже организацию мозга людей, которые их применяют.
Язык, речь – способствуют развитию левого полушария для логической и аналитической мысли.
Для современных детей характерно то, что речевой ввод информации стал менее предпочтителен, чем зрительный. Слишком большое по времени использование визуальных эффектов замедляет формирование умений левого полушария, например – языковое умение.
Вербально-аналитические способности являются традиционной предпосылкой академических успехов, однако, не у всех талантливых людей один и тот же стиль обучения. У современных детей с СНВГ проблемы в обучении встают наиболее остро. Но может быть, именно у них трёхмерное пространственное мышление получит новое значение, а способность «видеть» смысл может стать столь же ценной, как и умение «слышать» или «читать» его.
Наибольшее количество выдающихся умов в новых технологических областях являются бывшими гиперактивными детьми, а сегодня они – «многозадачники», которые могут думать и работать множеством способов в одно и то же время.
В современном мире понятие грамотности может быть подвергнуто сомнению.
Если неспособный к чтению ученик диктует текст, который потом пишет, распечатывает и зачитывает компьютер, можем ли мы сказать, что ученик грамотен?
Информатизация образования, конечно же, имеет плюсы.
Сама система становиться более гибкой.
Совершенствуются методы и технологии.
Повышается оперативность в управлении образованием.
Современные коммуникационные средства помогают превратить простую передачу знаний в совместную учебную деятельность.
Позвольте детям на уроке быть активными участниками процесса, а не просто нажимать кнопки или смотреть на экран.
Хорошо разработанные программы повышают мотивацию к обучению.
НО, чтобы у детей развивались творческие способности, надо обеспечить их обучение посредством природных исследований, которые лежат в основе всех естественных наук, убедиться, что дети познают мир «вживую», а не только в иллюзорной реальности.
Икт могут, прежде всего, использоваться для улучшения процесса обучения в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметов, в многочисленных образовательных проектах, разрабатываемых учениками.
Пожалуй, метод проектов переживает сейчас второе рождение.
Именно сегодня он должен стать самым востребованным.
Повышается уровень активности ученика, развиваются способности альтернативного мышления. Формируется умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.
Детям требуется постоянное наставничество взрослых и чётко определённые образовательные проекты, которые помогут им конструктивно применять КТ.
Необходимо выработать у детей понятие, что обучение является интересным занятием от природы, а не чем-то скучным, что необходимо поощрять из вне. Избегайте программ, которые предлагают «награду» за выполнение задания, особенно простого.
В качестве поощрения надо использовать задания более высокого уровня. Именно такие программы позволяют повысить уверенность ученика в себе. Всегда отдавайте предпочтение программам, которые позволяют проявлять оригинальное мышление.
Лишённый индивидуальности компьютер может помочь нерешительным ученикам принимать рискованные решения, т. к.
Никто не будет их критиковать.
И это далеко не все положительные моменты.
Информатизация образования – минусы.
Может сложиться впечатление, что внедрение ИТ оправдано всегда и везде. Но бездумное внедрение приносит только вред.
Проще говоря, нельзя использовать ИТ просто ради того, чтобы использовать.
Раньше мы использовали ТСО, но никому и в голову не приходило весь открытый урок слушать магнитофон или смотреть диафильм.
Теперь, посещая уроки с использованием ИКТ, можно увидеть презентацию на целый урок!
Но ведь существует ограничение времени – 15 минут работы с компьютером и с любым экраном тоже.
У любой деятельности должен быть смысл. Смысл использования КТ – доступнее и нагляднее объяснять наиболее сложные моменты в уроке, не подменяя учебник, тетрадь, общение, доску, учителя, а, лишь, дополняя, совершенствуя их.
Развитие систем мультимедиа породило обилие информационных продуктов, просто напичканных разными видами информации. Среди тех, кто научился вставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличным считается слайд, на котором только текст.
Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями.
Поэтому, когда ученику одновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут же демонстрируют анимационные эффекты и пару картинок, сопровождая это ещё и музыкой, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и – пропускает важные сведения.
Надо помнить, что само наличие компьютера, ещё не заставляет
использовать его в учебных целях. И этому тоже надо учить детей.
Ещё одна проблема в том, что многие учителя не желают использовать ИТ в своей работе.
Это характерно не только для России, но и для других стран.
В США, несколько обогнавшей нас в процессе информатизации образования (2005 г. – все школы подключены к сети, сейчас - на 2 учеников – один компьютер),
только 20% учителей с желанием используют КТ.
Компьютеры не сделают плохих учителей хорошими, но выбор используемой технологии отражает существенные философские различия и может изменять не только то, чему мы учим, но и то, как мы учим. По словам В. Сухомлинского «урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
Следующие практические рекомендации могут помочь интеграции новой технологии в школы.
Поддерживайте тех, кто готов посвятить этому все свои силы и способствовать переменам.
Прежде всего, необходимо запланировать обучение учителей.
Техническая поддержка на месте должна быть оперативной, индивидуальной, ориентированной на учителя.
Двигайтесь вперёд с теми, кто желает работать по-новому.
Некоторые противятся этому, позвольте другим стать примером того, что можно достигнуть.
Помните, что перемены происходят не сразу. Мы просим уже перегруженных учителей пересмотреть свои глубинные убеждения и привычки.
Используйте технику, чтобы связать школу, родителей, общественность.
Успешная информатизация образования порождает ряд проблем. Их нельзя отнести к категории «недостатки», как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у вас нет тёплой одежды... А так – это замечательное время года. Первому снегу мы всегда радовались не меньше, чем первым подснежникам.
В этой работе использованы материалы книг:
1.Г.М. Будунов. «Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». М. АРКТИ 2006.
2.М.Зеков, В. Зубович «Перспективная школа»
3. Использование ИКТ в учебном процессе. Разработка РУДН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
компьютерные технологии в педагогическом процессе начальной школы
Данную работу можно использовать на выступлении РМО ит.д....
Статья "Использование информационных технологий в учебном процессе"
Использование цифровых систем...
Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе
Выступление на МО "Использование компьютерных технологий в образовательном процессе"...
Статья_Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы
В современной школе, в связи с введением ФГОС нового поколения, новое качество приобретает такое понятие как сопровождение учебно-воспитательного процесса, сопровождение семьи, сопровождение &qu...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)
Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье. Здоровый ребёнок успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...
Статья на тему "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе".
Данная статья содержит описание современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе....