компьютерные технологии в педагогическом процессе начальной школы
материал на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района
Учитель второй квалификационной категории начальных классов
Архипова Лариса Николаевна
Компьютерные технологии в педагогическом процессе начальной школы
Квалификационная работа
Содержание
Введение………………………………………………………….3-5
Глава 1. Компьютеризация педагогического процесса…..6-35
1.1 Компьютер как инструмент педагогического исследования…6-20
1.2 Компьютерная поддержка процесса воспитания………………....21-27
1.3 Комплексный подход к информатизации начальной школы…..28-35
1.4 Требования для учащихся начальных классов при работе с ком-
пьютером…………………………………………………………………..36 -37
Глава 2. Организация и методы исследования…………….38-53
2.1 Описание методик……………………...…………………………….. 38-45
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………46-53
Заключение………………………………………………………..54-55
Литература…………………………………………………….......56-57
Введение
Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники.
Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Но если в 60-е годы идеи об информационном обществе имели скорее характер футурологических прогнозов, то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий, большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, в особенности телевидения, в создании и широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В своей совокупности, эти достижения коренным образом изменили жизнь общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность, т.е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, но и усложнив и трансформировав мир так, что осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.
Вообще, информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным.
Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, всё более остро выдвигают на первый план задачи развития среди прочих наук педагогики, как науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего. Педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. Её плодотворное развитие может происходить только при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и практического опыта, т.е. в процессе исследовательской деятельности. Известно, что педагогические исследования опираются, прежде всего, на конкретные факты, которые можно получить только в ходе наблюдений и проведения экспериментов. Современной тенденцией в сфере исследований является повышение качества и количества анализа поступающей в ходе исследования информации.
Актуальность темы исследования предопределена тем, что как показывает практика, ученые и литература не многие школы, учителя прибегают к новым информационным технологиям в педагогическом процессе.
Отсюда вытекает проблема исследования: в чем причины школ и учителей, не применяющих компьютерные технологии в своей практике?
Цель исследования: выявить возможности применения компьютерных технологий в педагогическом процессе начальной школы.
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения к применению новых компьютерных технологий в педагогическом процессе.
Предмет исследования: использование компьютеров в процессе обучения
начальной школы.
Гипотеза: если эффективно применять новые компьютерные технологии, то
можно добиться хороших результатов в педагогическом процессе.
Задачи: 1.Выяснить причины не применения компьютерных технологий в
педагогическом процессе.
2.Изучить новые компьютерные технологии повышающие интерес
учащихся к учебному процессу.
3.Апробировать некоторые компьютерные программы в учебном
процессе и проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ методической литературы, связанной с темой исследования; наблюдения за эффективностью применения компьютерных программ в процессе обучения учащихся; анкетирование учащихся и беседы с ними; изучение учебных программ по информатике; разработка содержания уроков, специальных мероприятий, направленных на эффективное применение компьютерных программ; педагогический эксперимент, в ходе которого реализуются
разработанные мероприятия и выявляется их эффективность.
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.
Глава 1. Компьютеризация педагогического процесса.
1.1 Компьютер как инструмент педагогического исследования
Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.
Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей разработки.
Проведя анализ имеющейся литературы, можно придти к выводу, что ЭВМ является необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования, потенциал которого далеко не исчерпан.
Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Можно отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает, движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.
Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования. Подчеркнем, что логика каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.[15]
Первый этап — стадия накопления знаний и фактов:
• выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
• ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
• изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
• определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;
• выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
• построение гипотезы исследования;
• выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап — опытно-экспериментальная работа:
• построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
• организация и проведение констатирующего эксперимента;
• организация и проведение уточняющего эксперимента;
• проверка гипотезы исследования;
• организация и проведение преобразующего эксперимента;
• окончательная проверка гипотезы исследования;
• формулировка выводов исследования.
Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:
• обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
• научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
• плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.
Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:
• выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
• публикации в средствах массовой педагогической информации.
Компьютер может быть эффективно использован на следующих подэтапах исследований:
- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
- подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка выводов данного этапа исследования;
- подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах массовой педагогической информации;
- выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.
Рассмотрим данные подэтапы, а также возможности компьютера при их осуществлении по отдельности.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано с применением теоретических методов исследования. Сюда принято относить анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической деятельности, хронометрия, профессиография, метод независимых характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.
Как было сказано выше, компьютер может стать инструментом исследования при ознакомлении с теорией и историей проблемы исследования и изучении научных достижений в данной и смежных областях. Этот процесс связан с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.Здесь несколько возможностей использования компьютера. Во-первых, это поиск литературы:
а) в электронном каталоге реальной библиотеки, а также упрощённый способ заказа литературы через внутреннюю сеть библиотеки (такая система функционирует в Национальной Библиотеке Республики Беларусь и других специализированных библиотеках республики);
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Netscape Navigator и использованием различных поисковых машин и метопоисковых систем, как Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Ixquik.com, Metacrowler.com, Lycos.com и т.д.. Они позволяют проверить наличие информации в сети, а также просмотреть при желании отдельные документы.
На сегодняшний день через Internet из русскоязычных ресурсов доступны электронные версии многих белорусских и российских газет и журналов, посвящённых вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, виртуальные учебники по некоторым предметам высшей школы для дневной и дистанционной формой обучения, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес представляют собой электронные библиотеки, как например Российская Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, как, например, на Молодёжном Научном Форуме www.mno.ru/forum, также www.scientific.ru, педагогический форум http://eureka.ok.club.org.
К сожалению, в Internet не вполне адекватно представлена информация и материалы научных и научно-практических конференциях и результатах последних научных исследований в сфере педагогики. Часто возникают проблемы с поиском необходимой информации в связи с неточной индексацией и тематической сортировкой документов. Этого можно было бы избежать, если разработать единые требования для представления научной информации в электронном варианте.
Ещё одним серьёзным препятствием для проведения исследований с применением ЭВМ является тот факт, что подавляющее большинство серьёзных научных педагогических работ продолжает издаваться на бумажных носителях и хранится не в виртуальных библиотеках, а в обычных реальных публичных и специализированных библиотеках, что, естественно, ограничивает доступ к ним, усложняет поиск и обработку информации.
Можно сделать вывод, что использование электронных педагогических ресурсов могло бы значительно облегчить труд исследователя, но в настоящее время эта область нуждается в доработке.
В России в последние годы проблеме представления информации в сети уделяется много внимания, например, до 2005 года должна быть завершена работа по развитию Единой Образовательной Информационной Среды, что должно значительно облегчит доступ через сеть к информационным ресурсам различных учебных заведений и положительно сказаться на исследовательской работе.
Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе:
• составления библиографии — составления перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
• реферирования — сжатого изложения основного содержания работы;
• конспектирования — ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
• аннотирования — краткой записи общего содержания книг или статей;
• цитирования — дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Если бы вся необходимая литература была представлена в цифровом варианте, все данные операции можно было бы выполнять с применением текстовых редакторов (типа Microsoft Word) и некоторых его встроенных функций частично или полностью автоматически. Но даже сейчас, когда большинство информации представлено на бумажных носителях, компьютер служит для исследователя надёжным накопителем и хранилищем информации исследования и помогает в осуществлении всех вышеназванные операции, хотя значительная часть времени при этом тратится на ввод информации в память ЭВМ. Обычно он осуществляется с помощью клавиатуры или используя сканер и систему автоматического распознавания текста (например, Abby Fine Reader).
Ещё один аспект применения компьютера в педагогическом исследовании при работе с литературой это – возможность автоматического перевода текстов с помощью PROMT XT и других подобных программ или с использованием электронных словарей типа Abby Lingvo 7.0.
Можно сказать, что сегодня на этом этапе исследования компьютер заменяет современному учёному полку книг со справочной литературой и словарями, а также бумагу, ручку и печатную машинку, избавляя его от неизбежного многократного переписывания материала при его упорядочивании, перекомпоновки и редактировании. Он также может использоваться в планировании процесса исследования, хранить и вовремя предоставлять информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию. С этим хорошо справляется система управления Microsoft Outlook.
На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также обработки промежуточных и конечных результатов исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы исследователь периодически прибегает к сбору и обработке информации о состоянии предмета исследования и происходящих в нём изменениях. Только при наличии такой информации возможно построение гипотезы исследования и проверка её в ходе эксперимента.
На этом этапе работы для исследования применяются эмпирические методы. К ним относятся: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение; беседа; интервью. Также применяются социологические методы: анкетирование, социометрия, тестирование, экспертные оценки; и математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование, диагностика, прогнозирование. На завершающей стадии организуется педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта.
Компьютер применим на данном этапе исследовательской работы:
во-первых, для фиксации информации о предмете;
во-вторых, для обработки полученной информации.
Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-экспериментальной стадии осуществляется как правило в форме рабочего дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино- и видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т.д.). Благодаря развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука (например, Microsoft Звукозапись, Media Player Classic, ACD See, PhotoShop и др.). Запись и хранение информации в этом случае рациональнее производить на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с помощью устройства CD- и DVD-Writer, либо хранить её на жёстком диске компьютера. Хранение фотодокументов исследования в цифровом варианте позволяет без особых трудностей использовать их в качестве иллюстраций к статьям в периодических изданиях или к докладам на научных конференциях, симпозиумах и т.д. Компьютер может хранить на жёстком диске несколько тысяч фотографий и сотни минут звукозаписи.
Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации сегодня возможно применение компьютер в процессе сбора эмпирических данных. Чаще всего его используют при проведении анкетирования и тестирования. Для доказательности исследования часто бывает необходимым провести опрос большого количества учащихся, учителей или родителей воспитанников одного или нескольких, иногда расположенных далеко друг от друга, учебных заведений. Традиционно анкетирование проводится с заполнением специально предусмотренной формы на бумажном носителе. Проведение педагогического исследования методом анкетирования требует материальных затрат на изготовление анкет, а так же значительных ресурсов по обработке анкетных данных.
Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet- анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных. Один из возможных вариантов оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом, используя знакомый браузер (например, Internet Explorer). Сама анкета или тест может размещаться как в Интернете, так и на сервере в школьном компьютерном классе или на отдельном компьютере. Что касается ввода и обработки данных, тестовая форма может содержать встроенную систему ввода данных, используя которую оператор вводит коды ответов на вопросы анкеты. Система осуществляет контроль ввода данных (чтобы избежать ошибок). Ввод первичных данных каждой анкеты завершается нажатием кнопки, после чего данные добавляются в специальный файл и становятся доступными для статистической обработки.
Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по умолчанию. Автоматически формируется письмо, на электронный адрес лица, заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Internet происходит соединение и немедленная отправка данных на электронный почтовый адрес.
Обработка полученных данных происходит в автоматическом режиме, для определения значимости и надежности результатов анкетирования используются стандартные статистические критерии, о которых будет сказано чуть позже. Данную технологию можно активно использовать в проведении разнообразных педагогических исследованиях, тестировании уровня знаний в учебных заведениях, в целях психологического тестирования, а так же для организации дистанционного обучения.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием компьютера.
В последнее время предпринимаются серьезные шаги, направленные на внедрение в педагогику кибернетических и математических методов оценки и измерения педагогических явлений и установления количественных зависимостей между ними. Кибернетические и математические методы позволяют подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки педагогических явлений. Часто лишь обработка количественных данных и полученные при этом выводы могут объективно доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Методами математической или статистической обработки результатов педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в педагогическом эксперименте переменными величинами.
Кроме элементарных операций регистрации, ранжирования и шкалирования, методы статистического анализа позволяют вычислять так называемые элементарные математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных, например, выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Другие методы математической статистики, например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы методов — корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном педагогическом эксперименте.
Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются, методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Первичные методы статистической обработки: определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. Вторичные методы обычно включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок.
Применение методов математической или статистической обработки информации педагогических исследований требует проведения большого числа простых арифметических операций над большим числом исходных данных. Практика показывает, что ручные расчёты (с использованием только записей на бумаге) занимают неимоверно много времени и неизбежно содержат множество ошибок. Сократить трудоёмкость расчётов и уменьшить число ошибок помогает использование микрокалькуляторов и персональных компьютеров.
Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются неспециалистами в области компьютерных технологий. Простейшая из таких программ, которая называется «Калькулятор», создаёт на экране компьютера изображение калькулятора. С помощью этой программы можно проводить простые расчёты, как на обычном калькуляторе. В тоже время имеется возможность проводить и некоторые статистические расчёты: нахождение среднего арифметического и стандартного отклонения. Более подробную информацию о работе «Калькулятора» можно найти меню «Справка»-«Вызов справки», а о функциях отдельных клавиш – щёлкнув правой клавишей мыши на любой из кнопок «Калькулятора».
Сложные статистические расчёты поводятся с помощью специальных программ для статистических расчётов, например программа STADIA. [5] Для проведения вычислений с помощью этой программы достаточно ввести исходные данные (численные значения наблюдений) в блок редактора данных, имеющего вид таблицы. Все сложные вычисления программа проводит по командам пользователя автоматически. Другие программы с похожими функциями STATISTICA и SPSS. [2]
Необходимо также отметить возможность использования для статистической обработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными данными также можно проводить статистические операции, если к Microsoft Excel подключён пакет анализа данных.
Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также даёт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования.
Необходимо отметить ещё одну важную функцию на этапе обработки данных педагогического исследования – создание моделей.
Методы математического моделирования применяются для построения математических моделей, описывающих какие-либо закономерности, а также для планирования эксперимента и всего исследования в целом. Кроме того, компьютер может использоваться для построения модели предметной области исследования на основе гипертекста.
Модель может эффективно замещать предметную область в исследовании за счёт большей формализации, абстрагирования от несущественных деталей. Компьютерная техника позволяет зафиксировать большое количество информации в разных формах. За счёт применения произвольных ссылок гипертекст может создать структуры самого разного вида, в том числе и такие, связи, которых первоначально не определены (в этом состоит его преимущество перед базами данных, наполнение которых невозможно без предварительного определения их структуры). Гипертекст допускает определённую гибкость и потому может быть применён для построения моделей разных предметных областей. Поскольку объём материала и его глубину трудно предугадать заранее, жёсткая структура базы данных малоэффективна. Гипертекст с его произвольными связями может оказаться наиболее удобным. Достаточно в этой связи упомянуть, что в глобальной сети Internet он применяется для представления различной информации.
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе.
На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования компьютер также практически незаменим. Он позволяет в кратчайшие сроки справиться с любым из данных видов работы. При этом могут использоваться уже упоминавшиеся ранее текстовый редактор Microsoft Word и табличный редактор Microsoft Excel. Для обработки графических изображений и изготовления плакатов подойдут программы типа Microsoft PhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Corel DRAW и другие им подобные. Подготовка докладов, монографий, учебников и статей упрощается ещё больше, если с самого начал исследования вся информация о нём хранилась в цифровом формате. Это избавляет от необходимости вручную набирать текст, рисовать графики и иллюстрации. Кроме того, сегодня существует возможность публиковать статьи и монографии в Internet с помощью пакета Font Page, используемой для создания Web-страниц. Публикация в Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования заинтересованным лицам.
Компьютер может также оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий и т.д.
Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад. В этом случае может использоваться программа для создания презентаций и деловой графики Microsoft Power Point и другие подобные программные средства. Непосредственно демонстрация материала осуществляется с помощью мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С помощью компьютера также возможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения компьютера. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей ЭВМ по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.
1.2 Компьютерная поддержка процесса воспитания
Только несведущему человеку попытки внедрить программирование и компьютеризацию в воспитательный процесс покажутся странными, теоретически и практически эта задача давно назрела, не знали лишь, как взяться за ее разрешение. Ныне идея применения ЭВМ для решения некоторых воспитательным проблем достигла уровня практической технологии, и приятно отметить в этой связи, что отечественная школа здесь идет в авангарде мировой педагогики.
Технология воспитания с компьютерной поддержкой – это технология профессионализма, в основе которой точный, прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с « внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса. Технология основывается на некоторых новых для педагогики положениях, играющих принципиальную роль.
Человек будет стремиться стать воспитанным только тогда, когда это будет приносить ему реальную пользу. Или, используя терминологию нынешних юных прагматиков, когда это ему будет выгодно.
Благоприятные условия для осуществления принципов воспитания создают электронно-вычислительные машины. Их внедрение в воспитательный процесс позволяет полно реализовать принцип личностной направленности воспитания. Школьник ощущает, что только он единственный и главный объект опеки электронного наставника. Последний заставляет действовать – искать выходы из ситуаций, обнажать взгляды, мысли, ощущения, имитировать поступки, практически избирать и проверять различные варианты поведения, тут же видеть последствия тех или иных действий.
Возможно, мы вскоре не будем « читать мораль» нашим воспитанникам о вреде курения. А просто предложим поработать с компьютерной программой «Закурим, старик!», где все последствия курения каждый смоделирует на себе: введет данные о своем здоровье, числе выкуриваемых сигарет и другие данные, а на память получит «красивую» распечатку ракового поражения дыхательных путей через определенное время. Если это не убедит нашего воспитанника, то его не убедит уже ничто. Воспитательные программы такого типа отличаются большой эффективностью и сегодня активно разрабатываются.
Компьютерная диагностика воспитанности. Целенаправленная работа с классом начинается с диагностирования. Диагностирование воспитанности- это исследование классного руководителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности классного коллектива в целом и каждого воспитанника в частности. Главная задача воспитательного диагностирования – установление реального состояния сформированности моральных и социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов. На основе диагностирования разрабатывается стратегия и тактика управления воспитательным процессом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится классному руководителю для того, чтобы достичь заданного уровня сформированности определенных качеств.
Технология диагностирования воспитанности должна отвечать ряду важных требований. Она должна быть:
а) доступной для массового применения воспитателями всех уровней квалификации;
б) экономной – требовать минимума времени и усилий;
в) надежной – давать максимально обоснованные выводы;
г) информативной – результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;
д ) наглядной – выводы фиксируются в виде графиков, профилей, сравнительных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изменения, накапливать.
Всем этим требованиям отвечает компьютерная технология диагностирования класса. Из множества конкретных характеристик выделяют наиболее информативные, опираясь на исследования американских педагогов Дж. Хемфилда и С. Висти. Вот их перечень:
- автономность (самостоятельность) класса – показатель того, как класс, действуя независимо от других классов, самостоятельно определяет свою деятельность и достигает успеха;
- групповой контроль – это характеристика регулирования классом поведения отдельных учеников;
- гибкость (комфортность) класса как показатель творческого подхода учеников к выполнению своих обязанностей;
- удовлетворенность от пребывания в классе: показатель - реакция на ожидание встречи с группой;
- гомогенность – уровень объединения школьников в группы вокруг важных в социальном плане проектов. Ее показатели – такие характеристики, как возраст, пол, принадлежность родителей к определенной социальной группе, интересы, привычки, жизненные ценности, установки;
- сплоченность – как ученики помогают друг другу, знают жизнь своих друзей. Индикатор этого группового признака – прежде всего уровень общения, характер обсуждаемых вопросов;
- участие (вклад) – сколько сил и времени затрачивает каждый на общегрупповые дела;
- доступность (открытость) класса – указывает на то, могут ли другие ученики присоединиться к нему для отдыха или каких – либо дел во внеурочное время, выдвигаются ли при этом дополнительные требования. Индикатор – число учеников, принятых классом;
- поляризация – показатель стремления группы достичь какой – либо известной всем и принятой всеми цели;
- потенциальная возможность – показатель того, насколько группа стала основной для своих членов. Индикатором служит число и характер требований, которые группа удовлетворяет или может удовлетворять. Сами же потребности – свидетельство того, носителем каких ценностей является класс;
- величина класса как количественная характеристика;
- длительность – сколько времени класс существует без изменения состава;
- стратификация – показатель, характеризующий распределение ролей в структуре класса, позицию отдельных школьников;
- целостность, указывающая на единство и прочность объединения, и некоторые другие показатели.
На основе этих стержневых (опорных) характеристик разрабатывается диагностический анализатор. Это система конкретных утверждений, предлагаемых испытуемым для анализа и оценки. Компьютерная программа позволяет вводить большое количество утверждений, охватывающих все стороны жизни и деятельности класса, предлагать высокой информативности и достоверности выводов.
Воспитательные тесты. Общая идея использования воспитательных тестов состоит в упрочении диагностической основы воспитательного процесса, повышении его практической отдачи. Она вытекает из необходимости предлагать воспитанникам не обобщенные « воспитательные мероприятия», а точно выверенные дела, детерминированные уровнем сформированности личностных качеств воспитанников и проблемами личностного совершенствования.
Общие признаки основанной на этом технологии воспитания следующие:
- воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации;
- каждое дело начинается компьютерной диагностикой уровня сформированности моральных, социальных, других качеств у каждого воспитанника;
- воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов диагностирования и осознанием достигнутого уровня сформированности определенного качества в сопоставлении с идеалом;
- программа личностного самосовершенствования каждого (независимо от результатов диагностирования) закрепляется индивидуальными консультациями, советами классного руководителя.
Воспитательные дела на диагностической основе с применением воспитательных тестов чередуется с практическими.
Компьютерная экспертная система. Она создана для моделирования и количественной оценки результатов воспитательного взаимодействия классного руководителя с классом и пока не имеет аналогов в мировой педагогике.
Мысль о том, что каждый воспитанник должен найти своего воспитателя, не нова: там, где результаты процесса зависят от объединения усилий многих участников процесса. Педагогическое сотрудничество никогда не осуществить в массовой практике, пока воспитатель и воспитанники не проникнутся взаимными симпатиями и доверием на основе общности характеров, интересов, взглядов, отношения к делу. Стоит вспомнить в этой связи забытый опыт подбора гувернеров: без испытательного срока и тщательной проверки, сойдутся ли, подружатся ли, подойдут ли друг другу ученик учитель, контакт с педагогом не подписывался.
Пришло время научно решать проблемы «душевной гармонии» воспитателя и воспитанников. Нужно, наконец, отказаться от практики случайного назначения классных руководителей без предварительного исследования (диагностирования и прогнозирования) тех отношений, которые сложатся у воспитателя с классом, результатов педагогического воздействия.
Прицельный подбор классных руководителей обеспечивается в соответствии с характеристиками определенного класса. С помощью компьютерных программ сопоставляются намерения и возможности воспитателя с уровнем воспитанности, особенностями и ожиданиями класса. Такие программы называются экспертными системами, потому что они, подобно экспертам – специалистам, сопоставляют взаимодействующие характеристики и определяют последствия этого взаимодействия.
Педагогическая экспертная система «Оранта» действует по четким логическим критериям. Но ведь человек – существо эмоциональное, не всегда последовательное, привыкшее больше руководствоваться амбициями. Настроениями, конъюнктурой, чем логикой. Поэтому ошибок не избежать: они всегда были, есть и будут. Задача – свести их к минимуму. И тут, как бы ни возражали противники формализованных подходов к организации воспитательного процесса, без четких критериев, изучения различных вариантов, выбора наиболее выгодного не обойтись. Реально возможно сделать, только выполнив огромное количество расчетов, компьютеризировав процесс «проигрывания» ситуаций и принятия решений.
Естественно, пока все типы педагогических отношений заложить в ЭВМ не удается. Приходится временно ограничиваться массой обобщенных характеристик. В частности, рассматриваемая экспертная система действует на основе главных характеристик, игнорируя частные. По введенным характеристикам она безошибочно определяет тип педагога и тип класса. В результате длительных исследований выделены три типа воспитателей: авторитарно – агрессивный, контактно – демократический, безразлично – нейтральный. Каждый из этих типов описан множеством присущих ему конкретных качеств ( около 1000 характеристик). Выделены и описаны также и наиболее распространенные типы классов: независимо – агрессивный, скромно – независимый, покорно – податливый.
Задача экспертной системы – установить тип и логически предсказать, каких результатов можно ожидать от сочетания различных типов воспитателей и воспитанников. Нетрудно просчитать, что при этом возможны девять главных сочетаний, например: авторитарно – агрессивный педагог и покорно – податливый класс и т.д. Из практического опыта и действия педагогических закономерностей выводится результат ( точнее, вероятность) каждого сочетания. Так, результат воспитательного влияния в условиях сочетания авторитарно – агрессивного педагога с независимо – агрессивным классом на
80 – 85 % будет низким. При этом воспитание будет сопровождаться высоким уровнем конфликтности, взаимным неуважением воспитателей и школьников, антагонистическими межличностными отношениями, которые педагог будет стремиться затушевать, возрастанием напряженности ( ребята не любят классного руководителя, но обязаны подчиняться) и другими негативными последствиями. Не лучше ли сразу скорректировать процесс?
Свой анализ экспертная система завершает обращением к администратору:
«Право выбора за вами». И в этом весь смысл компьютерной поддержки воспитательного процесса – ничто никому насильно не навязывается: можно действовать вслепую, опираясь на собственные взгляды, а можно пригласить в помощники весь потенциал научной педагогики.
1.3 Комплексный подход к информатизации начальной школы.
Исследования проблем информатизации начальной школы ведутся в Институте электронных программно- методических средств обучения Российской академии образования ( ИЭПМСО РАО) более десяти лет.
Основная идея проводимых работ заключается в том, что компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике.
Исследования проводятся по следующим направлениям:
- разработка концептуальных положений информатизации образовательного пространства начальной школы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса в начальной школе в условиях осуществления информатизации;
- подготовка педагогических кадров к реализации процесса информатизации образовательного пространства начальной школы;
- организация процесса информатизации школы первой ступени в образовательных учреждениях.
Результатом научного осмысления проблем и перспектив информатизации начального образования, являющихся сегодня предметом пристального внимания ученых, педагогов, руководителей образовательных учреждений и муниципальных систем, стала разработка концептуальных положений информатизации начальной школы.
Ключевым понятием является « информатизация начальной школы». Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Необходимость рассмотрения информатизации начальной школы не только в контексте информатизации общего образования, а в качестве самостоятельной научной и практической проблемы обусловлена особенностями организации процесса обучения в начальной школе, необходимостью учета возрастных и психолого – педагогических отличий младших школьников при осуществлении любых инновационных воздействий.
Распространение существующего опыта применения новых информационных технологий в обучении школьников среднего и старшего звена в начальной школе может привести к усилению педагогических рисков.
К сожалению, сегодня в массовой начальной школе наметилась тенденция повторения ошибок, которые были допущены в первые годы информатизации образования.
* При выборе школой безмашинного варианта преподавания информатики в начальных классах учителю сложно сформировать информационную культуру и компетентность учащихся. Отсутствие главного мотивационного средства – компьютера отрицательно влияет на познавательный интерес детей, а также на усвоение основ теоретической информатики, на пропедевтическое изучение которых и ориентирован данный подход.
* В связи с большой загруженностью школьного кабинета информатики ученики начальной школы посещают его эпизодически, что сказывается на результатах обучения. При этом оборудование данного кабинета, как правило, не приспособлено для занятий малышей.
* При проведении уроков в начальной школе учителем информатики, не имеющим специальной подготовки для работы с младшими школьниками, часто возникают психолого – педагогические и методические проблемы.
* Во время уроков, проводимых учителем начальных классов, не владеющим методикой применения информационно – коммуникационных технологий в обучении младших школьников, поставленные дидактические цели, как правило, не достигаются.
* Зачатую нарушаются санитарно – гигиенические нормы пребывания детей младшего школьного возраста за компьютером.
* Используются технические устройства с устаревшими характеристиками, работа с которой может оказать отрицательное влияние на здоровье детей.
* Происходит снижение интереса педагогов к применению программных продуктов, предлагаемых рынком, из –за их несоответствия целям и задачам начального обучения, сложностей в управлении и т.п.
* При самостоятельной разработке электронных дидактических материалов учителя и привлекаемые к этой деятельности старшеклассники не учитывают законы зрительного восприятия кадрированного пространства, психолого – педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
* Во внеурочное время, а иногда и во время урока младшим школьникам предлагаются игры с навязанном темпом действий, агрессивным сюжетом, неадекватным оцениванием, что пагубно сказывается на психическом здоровье ребенка и, конечно, не способствует достижению каких – либо учебных целей.
* При разработке программ и проектов информатизации учреждений образования, образовательных систем разного уровня большое внимание уделяется вопросам применения новых информационных технологий в управлении, в преподавании курса информатики, подробно рассматриваются финансовые аспекты проблем и лишь упоминается о возможности использования современных технических средств обучения в урочной деятельности, в преподавании других предметов.
* Руководители, решая проблемы, связанные с приобретением, охраной и техническим обслуживанием компьютеров, средств коммуникаций и периферийного оборудования, часто оставляют без внимания организацию методической работы по применению новых информационных технологий в обучении и воспитании младших школьников, полагаясь на учителя информатики, который по определению не может и не должен этим заниматься.
В связи с результатами проведенного анализа современного состояния информатизации начальной школы можно утверждать, что эффективное осуществление этого процесса возможно при комплексном подходе к разрешению следующих проблем:
* совершенствование методической подготовки учителя начальной школы;
* разработка электронных учебных материалов для обучения младших школьников;
* создание организационно – педагогических условий для включения информационно – коммуникационных технологий в традиционный урок в школе первой ступени.
Осуществляя намеченные преобразования, необходимо ориентироваться на следующие цели информатизации начальной школы:
- Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
- Повышение эффективности учебно – воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
- Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого – ученики, учителя, родители, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.
Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе.
Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:
- стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
- возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
- расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;
- изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;
- возможностью гибкого управления учебным процессом за счет объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.
Кроме того, можно прогнозировать, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого – педагогических особенностей школьников.
При решении задач информатизации начальной школы, конкретизируемых в программах и проектах создания открытой информационной образовательной среды начальной школы учреждениями образования, следует ориентироваться , на наш взгляд, на следующие направления применения информационных и коммуникационных технологий:
- применение информационных технологий в образовательном процессе;
- обучение информатике в начальной школе;
- обеспечение профессиональной педагогической деятельности;
- управление учебно – воспитательным процессом.
Первое направление следует считать приоритетным, поскольку именно оно соответствует эволюционной логике развития информатизации образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей.
Внедрение предмета информатики в начальной школе с пропедевтической целью может быть обусловлено не столько техническими возможностями школы, сколько особенностями социокультурной среды, частью которой является учреждение образования.
В том случае, если преподавание информатики в начальной школе осуществляется без использования новых информационных технологий, а предмет изучения является дублирующим по отношению к математике, можно говорить о неоправданной перегрузке младших школьников.
Оптимальным представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование возможностей современных информационных технологий в учебно – воспитательном процессе начальной школы будет способствовать формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.
При этом необходимо соблюдение ряда организационно – педагогических условий, реализация которых на практике подтвердила предположение об их оптимальности для начальной школы. Речь идет о размещении в каждой классной комнате одного компьютера для организации индивидуальной и групповой работы на уроке. Желательно обеспечить возможность использования проекционной аппаратуры для коллективной работы с электронными учебными материалами.
Особое значение имеет решение проблемы готовности учителя к реализации одного из важнейших направлений развития российского образования, суть которого заключается в необходимости мотивированного овладения методами и
Приемами органичного включения новых информационных технологий в традиционный урок в начальной школе.
Обозначив актуальность повышения квалификации педагогов в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности, следует уделить особое внимание методической подготовке будущего учителя начальных классов. Выпускник педагогического вуза должен быть подготовлен к применению современных технических средств обучения для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, для формирования предметной, социальной, коммуникативной компетентности и информационной культуры младших школьников в процессе овладения предметными и общеучебными знаниями, умениями и навыками.
Особого внимания заслуживает использование возможностей информационных и коммуникационных технологий в управлении учебно – воспитательным процессом в начальной школе. Информатизация начальной школы имеет ряд особенностей. Главная из них связана с тем, что объектами мониторинга как непременного условия эффективного управления учебно – воспитательным процессом в школе первой ступени являются результаты учебной и творческой деятельности младших школьников, показатели индивидуальных особенностей учащихся. При этом большое значение имеет не только регулярное получение информации об итогах коллективного тестирования или других видов контроля, но и результаты личного продвижения в обучении и развитии каждого ребенка, потребность в получении которых учитель мог бы удовлетворить средствами новых информационных технологий в любой момент урока.
Важным является рассмотрение возможных негативных проявлений информатизации начальной школы, а также способов их преодоления. Главным из них является угроза здоровью учащихся. Причинами ухудшения зрения, осанки младших школьников может стать несоблюдение санитарно – гигиенических требований к организации работы с компьютером, в том числе превышение допустимого времени пребывания младших школьников перед включенным монитором.
Профилактикой нарушения здоровья младших школьников является соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, оборудование кабинетов начальной школы безопасной техникой, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, проведение профилактики ухудшения зрения и осанки у детей, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно – воспитательный процесс информационных технологий.
Разъяснительная работа с учащимися и их родителями необходима для предупреждения компьютерной зависимости, которая часто является следствием бесконтрольного пребывания за компьютером.
Комплексный подход к информатизации начальной школы, принят за основу при определении стратегии и тактики информатизации начальной школы в ряде образовательных учреждений.
1.4 Требования для учащихся начальных классов при работе с компьютером
Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой – клавиатура.
Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать:
- плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460 -520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине не менее 600 мм;
- возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 градусов с надежной фиксацией;
- ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее
600 мм;
- ровную без углубления поверхность стола для клавиатуры;
- отсутствие ящиков;
- пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.
Ширина определяется конструкцией стола. Замена стульев табуретами или скамейками не допускается. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.
Размеры стула для занятий с ПЭВМ.
Параметры стула | Размеры, не менее, мм |
Высота сиденья над полом | 260 |
Ширина сиденья | 250 |
Глубина сиденья | 260 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем | 120 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем | 250 |
Высота прогиба спинки | 160 |
Радиус изгиба переднего края сиденья | 20 -50 |
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:
- для обучающихся в 1 – 4 классах – 15 минут.
Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся 1 – 4 классов составляет 1 урок. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2 – 5 классов не более 60 минут. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должна превышать 10 минут для учащихся 2 – 5 классов.
Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно – образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить: для детей 7 -10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут. Компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью до 10 минут для детей младшего школьного возраста.
Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста. Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии педагога.
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1 Описание методик
В нашей школе изучение информатики в начальных классах началось с 2001 г. по учебникам А.В. Горячева « Информатика в играх и задачах» (безмашинный вариант). Учащиеся начальных классов нашей школы пока не имеют возможности учиться в специализированном кабинете, поэтому ведущим в ходе изучения информатики является ее алгоритмический аспект. На уроках дети учатся описывать, составлять и анализировать алгоритмы; устанавливать отношения между множествами объектов и графически изображать их; объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; строить и находить пути в графах; решать логические задачи и задачи на поиски закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов.
Фрагмент урока по теме «Что такое алгоритм?» 2 класс.
Цели: ввести понятие «алгоритм»; научить составлению и выполнению алгоритма; начать формирование умения определять последовательность событий и анализировать полученный результат, тем самым развивая логическое мышление, речь.
Ход урока:
1 Орг. Момент.
1) Отгадайте ребус и назовите тему урока.
Алгоритм
2) Сообщение целей урока.
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Игра «Робот». Один из учеников становится «роботом». Робот – это машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Команды должны быть понятны и расположены в правильном порядке. Давайте попросим «робота» нарисовать солнышко на доске.
В результате общего обсуждения определяется последовательность команд:
-Встань.
-Подойди к доске.
-Возьми мел.
-Нарисуй солнышко.
-Положи мел на место.
-Стоп.
Мы составили алгоритм действий для робота. Попробуйте сами объяснить, что такое алгоритм. ( Алгоритм – это последовательный план действий).
3.Формирование у учащихся новых знаний.
1) Коллективное выполнение задания № 29 « Помоги Буратино закопать золотые монеты на Поле чудес» в тетради № 2
2) Самостоятельное выполнение заданий № 30 и 31.
4. Закрепление знаний о простых алгоритмах.
1)В ходе выполнения графического диктанта в задании № 32 получается фигура робота, которую можно дорисовать.
2) Выполните задания, используя алгоритм действий:
а) «Расшифруй слово».
- Прочитай слова : лото, панама, лопата.
-Раздели их на слоги.
- Возьми из каждого слова один слог.
-Составь новое слово.
-Назови новое слово.
Лопата, панама, лента – лопата.
б) «Поиск девятого».
-Определи количество фигур.
-Определи форму фигур.
-Сравнивай фигуру по строчкам или столбикам.
- Сравни первые, вторые, и третьи фигуры.
-Определи место закрашенных фигур
- Нарисуй недостающий рисунок.
Развивающие упражнения гармонично входят в процесс изучения информатики. Геометрические головоломки, считалки, загадки, кроссворды, ребусы, стихи, логические задачи различных видов – все это направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания, мышления. Развивающие упражнения способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.
Ученикам очень нравятся подобные задания. С одной стороны, они видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека. С другой стороны, младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибиться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.
Также на протяжении всего 2004 – 2005 учебного года во 2 классе проводился эксперимент с применением компьютерного тестирования по предметам и компьютерной программы « Семейный наставник» - это набор обучающих программно – методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль – «Наставник» - предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Количество учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребенка на протяжении всего учебного года: 3 – 5 сеансов по 15 – 20 минут интенсивной работы каждую неделю.
В данной программе содержатся следующие разделы: диагностика, диктанты, коррекция, работа над ошибками, уроки и экзамены.
Компьютерное тестирование по русскому языку для учащихся 2 (1-4) классов.
В процессе тестирования ученику предлагались задания на проверку знания части речи «глагол». В работу были включены задания двух типов: на выбор ответа(да или нет ); на ввод ответа с клавиатуры.
Компьютерное тестирование проводилось в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения –индивидуальная. Время выполнения не более 15-20 минут. Всего заданий 21, режим тестирования –самоконтроль с поощрением. Если ученик отвечал не правильно, то этот ответ выделялся красным цветом (это значило, что ученик дал не правильный ответ и должен его сейчас же исправить).
Задание 1.
Какое слово обозначает действие предмета?
Стройка строительство строить строительный строитель
Задание2.
Какие слова обозначают действие предметов?
Походка проходить пешеход прохожий идет ходьба
Задание3.
какие слова обозначают действия предметов?
Цвести зацвел цветной цветок цветник
Задание4.
Есть ли среди слов пешеход, ходить, переход, выход те, которые обозначают действия предметов?
ДА НЕТ
Задание 5.
Есть ли среди слов украшение, украшать, украшенный те, которые обозначают действия предметов?
ДА НЕТ
Задание 6.
Подберите подходящий по смыслу глагол к слову «лягушка»
Квакать жужжать ухать выть чирикать каркать
Задание 7.
Поберите подходящий по смыслу глагол к слову «нож»
Писать пилить резать колоть пахать гладить ковать рубить
Задание 8.
Подберите подходящий по смыслу глагол к слову «топор»
Гладить писать вытираться пахать пилить резать ковать рубить
Задание 9.
Подберите подходящий по смыслу глагол к слову « соловей»
Кричать чирикать кукарекать петь каркать
Задание 10.
Есть ли среди слов грустный, грусть, взгрустнулось глаголы?
ДА НЕТ
Задание 11.
Есть ли среди слов дремучий, бестолковый, удивление глаголы?
ДА НЕТ
Задание 12.
Есть ли среди слов жалость, терпение, мучительный глаголы?
ДА НЕТ
Задание 13.
Есть ли среди слов отправиться, лес, зима глаголы?
ДА НЕТ
Задание 14.
Есть ли среди слов знаем, просьба, поговорка глаголы?
ДА НЕТ
Задание 15.
Есть ли среди слов нарушение, приказ, срочный глаголы?
ДА НЕТ
Задание 16.
Есть ли среди слов грех, грешный, грешник глаголы?
ДА НЕТ
Задание 17.
Есть ли среди слов грубость, грубиян, грубый глаголы?
ДА НЕТ
Задание 18.
Найдите глагол в предложении : Стоячая вода гниет.
Стоячая гниет вода
Задание 19.
Найдите глагол в предложении: С чужого добра не разживешься.
С чужого не добра разживешься
Задание20.
Если слово отвечает на вопрос что делает?, оно обозначает…
Действие двух и более предметов
Действие одного предмета
Задание 21.
В предложении глагол обычно является:
Второстепенным членом предложения
Сказуемым
Подлежащим
2.2 Обработка результатов тестирования по русскому языку.
Любой ответ в данном тестировании предполагал оценку «да / нет » либо нужно было выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ ученик поощрялся рисунком. В конце тестирования появляются результаты:
всего заданий, правильных, не правильных, ошибок в %, улучшились результаты или нет.
Учитель имел возможность получить статистику о выполнении теста. Тестирующую работу выполнило 10 учащихся малокомплектной начальной школы по системе 1- 4. Справились с работой 90% учащихся.
У детей наблюдалась положительная мотивация к процессу тестирования. Можно говорить о значительном интересе к нему. Такие же тесты можно провести и по другим пройденным темам.
Большинство учителей из других школ отметило удобство сбора и протоколирования результатов работы, адекватность выставления отметки за работу.
Подводя итог, нужно отметить, что в свое время имела место переоценка метода тестов, выразившаяся, в частности, в пренебрежении к другим методам измерения школьной успеваемости. На самом деле заданиям тестирующего характера присущи следующие положительные характеристики:
-возможность проверки усвоения учебного материала;
-проверка большого объема учебного материала;
-объективность оценки результатов выполненной работы;
-быстрота проверки выполненной работы;
-удобство обработки результатов работы;
-оценка достаточно большого количества учащихся и т.д.
Тестирование за компьютером во многом усиливает эти характеристики. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, запоминание правильного ответа, невозможность проследить логику рассуждения ученика и т.д.) тесты не могут служить основой формой контроля за качеством знаний учащихся. Сегодня говорят о тестировании с использованием компьютера как одной из возможных форм контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся, не умаляя достоинств традиционных форм контроля.
Таблица 1.
№ | Ф.И. учащихся | Всего заданий | Правильных ответов | Неправильных ответов | Ошибок % | Оценка |
1 | Евстифеева Лариса | 21 | 17 | 4 | 19 | 3 |
2 | Зубарев Антон | 21 | 16 | 5 | 23 | 3 |
3 | Костин Сергей | 21 | 18 | 3 | 14 | 4 |
4 | Климова Мария | 21 | 20 | 1 | 5 | 4 |
5 | Никитин Алексей | 21 | 18 | 3 | 14 | 4 |
6 | Новичкова Вероника | 21 | 19 | 2 | 10 | 4 |
7 | Лодвикова Кристина | 21 | 21 | 0 | 0 | 5 |
8 | Падерин Юрий | 21 | 20 | 1 | 5 | 5 |
9 | Смирнова Алина | 21 | 21 | 0 | 0 | 5 |
10 | Яковлева Светлана | 21 | 17 | 4 | 19 | 3 |
При выполнении выполнения тестирования учащиеся допустили следующие ошибки:
- - не смогли найти слова, которые обозначают действия предметов
(задания 1,2,3) - 6 человек
- - найти среди слов слова, которые обозначают действия предметов
(задание 4,5)- 3 человека
- -подобрать подходящий по смыслу глагол к словам
(задание 6,7,8,9) -3 человека
- -найти среди данных слов глаголы
(задание 10,11,12,13,14,15,16,17) -5 человек
- - не смогли найти в предложении глагол
(задание 19,20) -5 человек
- - ответить на вопрос, когда слово отвечает на вопрос что делает сколько оно действий обозначает (задание 20) – 2 человека
- - чем является глагол в предложении
(задание 21) -2 человека
Таблица 2.
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Евстифеева Лариса | 3 | 1 | + |
2 | + | ||
3 | - | ||
4 | + | ||
5 | - | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | - | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | - | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Зубарев Антон | 3 | 1 | + |
2 | - | ||
3 | + | ||
4 | - | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | - | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | - | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | - | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Костин Сергей | 4 | 1 | + |
2 | + | ||
3 | - | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | - | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Климова Мария | 4 | 1 | + |
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | - | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Никитин Алексей | 4 | 1 | - |
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | - | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | - | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Новичкова Вероника | 4 | 1 | + |
2 | - | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | - | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Лодвикова Кристина | 5 | 1 | + |
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Падерин Юрий | 5 | 1 | + |
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | - | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Смирнова Алина | 5 | 1 | + |
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Ф.И. ученика | Оценка | Задание | Допущенная ошибка |
Яковлева Светлана | 3 | 1 | - |
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | - | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | - | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + | ||
14 | + | ||
15 | + | ||
16 | + | ||
17 | + | ||
18 | + | ||
19 | + | ||
20 | + | ||
21 | + |
Вывод: Сравнивая проведенные уроки без применения компьютера и уроки с применением компьютера можно сказать о том, что уроки с применением компьютера более эффективны в том плане, что они больше стимулируют учащихся на усвоение нового материала, также учащимся больше нравится выполнять различные задания, тесты, писать диктанты, проверочные работы на компьютере, чем на бумаге, либо в тетрадях, так как здесь совмещается одновременно учеба и игра, а это очень нравится учащимся в особенности учащимся начальных классов.
На сегодняшний день очень много компьютерных программ по различным предметам в начальной школе. Применяя их, можно очень интересно и эффективно построить любой урок, который будет интересен не только ученикам, но и самому учителю.
Заключение
Социальные и экономические изменения, происходящие в нашей стране, влияют на весь уклад жизни людей. Одним из следствий этих изменений является информатизация нашего общества, переход его на новый технологический уровень, использование новых средств коммуникации, хранения и обработки информации.
Педагогика, как наука о воспитании подрастающего поколения, не может оставаться в стороне от этих процессов, так как именно она ответственна за подготовку молодых людей к жизни в быстроменяющемся мире. Двигателем и источником развития педагогики, как и любой другой науки, является исследовательская работа, для успешного осуществления которой в современных условиях необходимо применение новейших информационных технологий. Ни одно педагогическое исследование не может обойтись сегодня без использования компьютера.
Подводя итог, можно сказать, что компьютер, как основное общедоступное средство применения информационных технологий в разных сферах жизни, может быть эффективно использован почти на всех стадиях педагогического исследований.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано, во-первых, с поиском литературы:
Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе: составления библиографии, реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования, перевода иностранной литературы.
На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также для обработки промежуточных и конечных результатов исследования.
Я считаю, что компьютер применим на данном этапе исследовательской работы:
во-первых, для фиксации информации о предмете.
- во-вторых, для обработки количественных данных полученных в ходе использования эмпирических, социологических и математических методов исследования, а также для построения диаграмм и виртуальных моделей.
Компьютер незаменим на этапе оформления результатов педагогического исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования компьютер. Он предоставляется возможность публиковать информацию о результатах исследования в Internet.
Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад, а также для создания печатных материалов информационного и иллюстративного характера.
В завершение необходимо отметить, что на выше перечисленном возможности применения компьютера в педагогическом исследовании не исчерпываются. Использование компьютера в педагогических исследования является обширным полем дальнейших поисков и экспериментов, которые должны происходить в тесном сотрудничестве программистов и педагогов-исследователей. Будущее безусловно принадлежит информационным технологиям.
Список использованной литературы
- Алексеев А., Евсеев Г., Мураховский В., Симонович С. Новейший самоучитель работы на компьютере. - М.: Десс, 1999. - 654 с.
- Армянинова Н.А. История развития и опыт применения математических методов в отечественной педагогики послевоенного времени. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербургский Государственный Университет – С.-Пт.,1999. - 22 с.
- Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. - 208 с.
- Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. - М.: Малип, 1996. - 168 с.
- Быкадоров Ю.А., Шалик Э.В. Компьютерные методы математической обработки психологической информации: Методические рекомендации / Белорусский государственный педагогический университет: Минск, 1999. – 34 с.
- Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов. – М.: Издательский центр АПО, 2003. – 41 с.
- Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.
- Гурин Н.И. Работа на персональном компьютере: Справ. пособие. - Мн.: Беларусь, 1995. - 224 с.
- Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. Технологии. – 2001. - №6. – С.174 –177
- Загвязинский В.И. Методология и методы психологических исследований. Учеб. пособие для пед. вузов. – М., Изд. Центр «Academia», 2001. – 206с.
- Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство ”Питер”, 2000.-640 с.
- Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. Трудов. – М., 1987.
- Качалко В.В. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики. – Мозырь: МГПИ им Н.К. Крупской, 2002. – 107с.
- Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-методическое пособие. – Могилёв: МГУ им А.А. Кулешова, 2001. – 112 с.
- Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. – Начальная школа 2005 г. № 1 - 23 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...
«Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школе»
Перечень основных мероприятий:1. проведение уроков с использованием презентаций2. работа с ресурсами Интернет3. использование го...
Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.
Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...
Эффективность использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе
С использовонием компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти измения коснулись также и образования. В большин...
Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе» в рамках программы повышения квалификаций учителей начальных классов
Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе»...
Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....
Статья.Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....