"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.
методическая разработка по теме
Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет. Данное пособие позволяет осуществлять непосредственное участие детей в педагогическом процессе, повышать их потенциал для развития и творчества, что положительно влияет на качество знаний и на весь учебно-воспитательный процесс
Особое внимание уделено различным формам работы по сплочению классного коллектива и с календарем природы . Прослеживается тесная взаимосвязь предметов при организации различных форм работы с учащимися на уроках русского языка, чтения, истории, ИЗО и труда. Представленный материал будет интересен учителям, использующим в своей практике принцип деятельности и гуманно-личностный подход к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_stena_ch.docx | 327.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное пособие. «Живая стена».
Автор: Е.Е. Кочева, учитель начальных классов,
Место работы: НООШ «Почемучка», ИПС РАН; СОШ №1.
Город Переславль-Залесский.
Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.
Данное пособие позволяет осуществлять непосредственное участие детей в педагогическом процессе, повышать их потенциал для развития и творчества, что положительно влияет на качество знаний и на весь учебно-воспитательный процесс.
Особое внимание уделено различным формам работы по сплочению классного коллектива и с календарем природы . Прослеживается тесная взаимосвязь предметов при организации различных форм работы с учащимися на уроках русского языка, чтения, истории, ИЗО и труда.
Представленный материал будет интересен учителям, использующим в своей практике принцип деятельности и гуманно-личностный подход к ребенку.
Наглядное пособие «Живая стена»
Автор Кочева Е.Е.
I Цель создания и задачи
Цель: активизация деятельности детей в учебно-воспитательном процессе и повышение качества ЗУН.
Задачи:
- создание информационного уголка, обеспечивающего единство и целостность школьных предметов и общественной жизни класса;
- повышение мотивации учебной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе;
- предоставление возможности учащимся личностно самореализоваться, осознать самих себя. Создание сплоченного классного коллектива.
II Актуальность создания пособия
Актуальность создания пособия состоит в комплексной реализации принципов оформления и общепедагогических принципов.
Основные общепедагогические принципы, используемые при создании пособия: педагогизация окружающей среды, единство обучения и воспитания, гуманно-личностный подход к ребенку (отсутствие прямого принуждения, применение косвенных требований через коллектив, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на свободный выбор, ставка на самостоятельность и самодеятельность детей).
III Основные принципы оформления стены:
"4 сами" (сами придумываем и делаем, сами наблюдаем и изучаем, сами спрашиваем и отвечаем, сами ставим себе оценку), эстетичность.
Календарь природы
- Ежедневно отмечаются наблюдения за изменениями в неживой и живой природе
- Начало каждого сезона отмечается выпуском странички (осенняя, зимняя и т.д.). Страничка выпускается каждым учеником под рубрикой «Листок из тетради». Требования к страничке:
- написать не меньше 5 слов или словосочетаний, характеризующих процессы, происходящие в природе, так же по желанию можно написать :
- загадки о природных явлениях,
- пословицы, поговорки,
- народные приметы,
- мини-сочинения или зарисовки.
Все это можно украсить рисунками, аппликацией.
- С целью расширения словарного запаса, на цветных облачках печатаются термины и слова, требующие запоминания (например, метеоролог, ледоход, паводок и т.п.).
- Эпизодически появляется доктор Градусник. Он напоминает о том, как сохранить здоровье в разное время года, как правильно одеваться, закаляться, питаться.
- Рубрика «Почемучкины вопросы»:
- вопросы солнечного лучика
- вопросы из зимнего (осеннего) леса
- вопросы с весенней грядки
- вопросы наших друзей
Учитель помещает в эту рубрику 2-3 вопроса, а затем ее продолжают дети: они задают и оформляют свой вопрос дома или в классе, а ответ получают на уроках природоведения, чтения, на внеклассных мероприятиях.
В конце четверти выбирается самый интересный, самый смешной или самый трудный вопрос.
- Жильцы города.
Рисунки сказочных человечков, поделки, вырезки из журналов, аппликации, фотографии. Появление жильцов сопровождается историями, которые рассказывают дети или взрослые. Каждый объясняет, зачем появился здесь этот герой.
- Флаг, эмблема и гимн города Почемучек. Появление этих атрибутов связано с конкурсом, в котором принимали участие и родители.
- Другие персонажи города.
Появление персонажей , которые благодарят детей за хорошие дела и добрые поступки в школе, классе, дома, во дворе и т.п.
Например, пчелки - за создание клумбы около школы (май), фея - за подготовку и участие в конкурсе сказок (апрель), говорящий портфель - за хорошее состояние учебников (ежемесячно), синички - за изготовление кормушек и т.д.
Русский язык, развитие речи, чтение
- Минутки чистописания и орфографические минутки. Для этого используются поговорки, пословицы, народные предметы из календаря природы.
- Написание сочинений. Сочинения красиво оформляются. Например,
- на тонированных кругах – сочинение – миниатюра «Слушая музыку»;
- на снежинках – «Летел, кружился белый снег»;
- на осенних листочках – сочинение об осени и т.п.
Все работы читаются детьми в классе, потом публикуются на стене, что бы можно было еще раз их перечитать, обсудить, рассмотреть и сравнить.
История
- Составление и разгадывание кроссвордов.
Зрительный ряд ддополнятеся репродукциями картин, дающими возможность почувствовать эпоху прошлых веков. Например, виды Московского Кремля XVI – XIX вв., виды Переславских соборов, репродукции Веницианова, Касаткина, Мясоедова и т.д.
Художественное творчество детей на уроках ИЗО и труда
Зрительный ряд стены составляют рисунки и поделки детей, выполненные на уроках ИЗО и труда.
На этих уроках также готовятся формы – заготовки для сочинений – миниатюр (снежинки, листочки и т.д.)
IV Результативность
- Повышается потенциал для развития и творчества детей,
- Повышается активность детей в любом виде деятельности; повышается их самостоятельность,
- Положительно отражается на формировании УУД,
- Классный коллектив становится более дружным; в классе исчезают отвергаемые дети, следовательно, становится больше предпочитаемых, и каждому предоставляется возможность быть лидером,
- Осуществляется возможность живого участия детей в педагогическом процессе, дети – не потребители готовой информации, а ее добытчики, исследователи и наблюдатели.
V Трудоёмкость осуществления
Оформление стены не является трудоемким. Уже со второй четверти первого класса ученики информационно подпитывают стену. Ограниченный в размере и вида материала – нет.
Работы располагаются свободно и могут перемещаться в пространстве стены.
Стена становится декорацией к любому классному мероприятию, причём не притянутой искуственно, а сделанной по вдохновению и отражающей деятельность каждого. Эта стена очень информативна и для РОДИТЕЛЕЙ.
VI Возможность применения в массовой
практике
Создание стены возможно не только в начальной школе, но и учителями предметниками.
Фотоприложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы
Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....
Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....
Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы
Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.
В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....
"Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы"
Тема:«Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы»1Цель:Изменение связей и отношений между учебной и внеучебной деятельностью учащихся через внедрение компетентностного подхода в пр...
Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы
Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....
Комментарии
Здорово
Здорово