"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.
методическая разработка по теме

Кочева Елена Евгеньевна

 

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.  Данное пособие позволяет осуществлять непосредственное участие детей в педагогическом процессе, повышать их потенциал для развития и творчества, что положительно влияет на качество знаний и на весь учебно-воспитательный процесс

Особое внимание уделено различным формам работы по сплочению классного коллектива и с календарем природы . Прослеживается тесная взаимосвязь предметов при организации различных форм работы с учащимися на уроках русского языка, чтения, истории, ИЗО и труда.  Представленный материал будет интересен учителям, использующим в своей практике принцип деятельности и гуманно-личностный подход к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_stena_ch.docx327.2 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное пособие. «Живая стена».

Автор: Е.Е. Кочева, учитель начальных классов,

Место работы:  НООШ «Почемучка», ИПС РАН; СОШ №1.

Город Переславль-Залесский.

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.

Данное пособие позволяет осуществлять непосредственное участие детей в педагогическом процессе, повышать их потенциал для развития и творчества, что положительно влияет на качество знаний и на весь учебно-воспитательный процесс.

Особое внимание уделено различным формам работы по сплочению классного коллектива и с календарем природы . Прослеживается тесная взаимосвязь предметов при организации различных форм работы с учащимися на уроках русского языка, чтения, истории, ИЗО и труда.

Представленный материал будет интересен учителям, использующим в своей практике принцип деятельности и гуманно-личностный подход к ребенку.


Наглядное пособие «Живая стена»

Автор Кочева Е.Е.

I        Цель создания и задачи

Цель: активизация деятельности детей в учебно-воспитательном процессе и повышение качества ЗУН.

 Задачи:

  1. создание информационного уголка, обеспечивающего единство и целостность школьных предметов и общественной жизни класса;
  2. повышение мотивации учебной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  3. предоставление возможности учащимся личностно самореализоваться, осознать самих себя. Создание сплоченного классного коллектива.

II        Актуальность создания пособия

Актуальность создания пособия состоит в комплексной реализации принципов оформления и общепедагогических принципов.

Основные общепедагогические принципы, используемые при создании пособия: педагогизация окружающей среды, единство обучения и воспитания, гуманно-личностный подход к ребенку (отсутствие прямого принуждения, применение косвенных требований через коллектив, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на свободный выбор, ставка на самостоятельность и самодеятельность детей).

III Основные принципы оформления стены: 

"4 сами" (сами придумываем и делаем, сами наблюдаем и изучаем, сами спрашиваем и отвечаем, сами ставим себе оценку), эстетичность. 

Календарь природы

  1. Ежедневно отмечаются наблюдения за изменениями в неживой и живой природе
  1. Начало каждого сезона отмечается выпуском странички (осенняя, зимняя и т.д.). Страничка выпускается каждым учеником под рубрикой «Листок из тетради». Требования к страничке:
  2. написать не меньше 5 слов или словосочетаний, характеризующих процессы, происходящие в природе, так же по желанию можно написать :

  1. загадки о природных явлениях,
  2. пословицы, поговорки,
  1. народные приметы,
  2. мини-сочинения или зарисовки.

Все это можно украсить рисунками, аппликацией.

  1. С целью расширения словарного запаса, на цветных облачках печатаются термины и слова, требующие запоминания (например, метеоролог, ледоход, паводок и т.п.).
  2. Эпизодически появляется доктор Градусник. Он напоминает о том, как сохранить здоровье в разное время года, как правильно одеваться, закаляться, питаться.
  3. Рубрика «Почемучкины вопросы»:

  1. вопросы солнечного лучика
  2. вопросы из зимнего (осеннего) леса
  3. вопросы с весенней грядки
  4. вопросы наших друзей

Учитель помещает в эту рубрику 2-3 вопроса, а затем ее продолжают дети: они задают и оформляют свой вопрос дома или в классе, а ответ получают на уроках природоведения, чтения, на внеклассных мероприятиях.

В конце четверти выбирается самый интересный, самый смешной или самый трудный вопрос.

  1. Жильцы города.

Рисунки сказочных человечков, поделки, вырезки из журналов, аппликации, фотографии. Появление жильцов сопровождается историями, которые рассказывают дети или взрослые. Каждый объясняет, зачем появился здесь этот герой.

  1. Флаг, эмблема и гимн города Почемучек. Появление этих атрибутов связано с конкурсом, в котором принимали участие и родители.
  2. Другие персонажи города.

Появление персонажей , которые благодарят детей за хорошие дела и добрые поступки в школе, классе, дома, во дворе и т.п.

Например, пчелки - за создание клумбы около школы (май), фея - за подготовку и участие в конкурсе сказок (апрель), говорящий портфель - за хорошее состояние учебников (ежемесячно), синички - за изготовление кормушек и т.д.

Русский язык, развитие речи, чтение

  1. Минутки чистописания и орфографические минутки. Для этого используются поговорки, пословицы, народные предметы из календаря природы.
  2. Написание сочинений. Сочинения красиво оформляются. Например,
  1. на тонированных кругах – сочинение – миниатюра «Слушая музыку»;
  2. на снежинках – «Летел, кружился белый снег»;
  3. на осенних листочках – сочинение об осени и т.п.

Все работы читаются детьми в классе, потом публикуются на стене, что бы можно было еще раз их перечитать, обсудить, рассмотреть и сравнить.

История 

  1. Составление и разгадывание кроссвордов.

Зрительный ряд ддополнятеся репродукциями картин, дающими возможность почувствовать эпоху прошлых веков. Например, виды Московского Кремля XVI – XIX вв., виды Переславских соборов, репродукции Веницианова, Касаткина, Мясоедова и т.д.

Художественное творчество детей на уроках ИЗО и труда

Зрительный ряд стены составляют рисунки и поделки детей, выполненные на уроках  ИЗО и труда.

На этих уроках также готовятся формы – заготовки для сочинений – миниатюр (снежинки, листочки и т.д.)

IV Результативность

- Повышается потенциал для развития и творчества детей,

- Повышается активность детей в любом виде деятельности; повышается их самостоятельность,

- Положительно отражается на формировании УУД,

- Классный коллектив становится более дружным; в классе исчезают отвергаемые дети, следовательно, становится больше предпочитаемых, и каждому предоставляется возможность быть лидером,

- Осуществляется возможность живого участия детей в педагогическом процессе, дети – не потребители готовой информации, а ее добытчики, исследователи и наблюдатели.

V Трудоёмкость осуществления

Оформление стены не является трудоемким. Уже со второй четверти первого класса ученики информационно подпитывают стену. Ограниченный в размере и вида материала – нет.

Работы располагаются свободно и могут перемещаться в пространстве стены.

Стена  становится декорацией к любому классному мероприятию, причём не притянутой искуственно, а сделанной  по вдохновению и отражающей  деятельность каждого. Эта стена очень информативна и для РОДИТЕЛЕЙ.

VI Возможность применения в массовой

практике

Создание стены возможно не только в начальной школе, но и учителями предметниками.

Фотоприложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

"Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы"

Тема:«Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы»1Цель:Изменение связей и отношений между учебной и внеучебной деятельностью учащихся через внедрение компетентностного подхода в пр...

Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....


 

Комментарии

Касьяненко Алла Васильевна

Здорово