Роль проектной деятельности для учащихся начальных классов
статья по теме
На современном этапе проектная деятельность играет большую роль в воспитании и развитии учащихся младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_proektnoy_deyatelnosti_dlya_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
ГБОУ школа № 536
Мухина Н.П.
«Роль проектной деятельности для учащихся начальной школы»
«То, что дети могут сегодня сделать
только вместе, завтра они в состоянии
сделать самостоятельно»
Л.С.Выготский
На современном этапе развития общества и производства возникает необходимость формирования у учащихся навыков проектной деятельности, ведь именно проектность носит личностный и социальный характер и имеет определяющее значение в современной жизни во всех ее основных направлениях, связанных с творческой деятельностью человека. Введение метода проектов в учебную деятельность с младшего школьного возраста – это подготовка к взрослой жизни, социальная адаптация детей, т.к. ее результатом становится создание общественного продукта и его представление (презентация) окружающим.
Очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. А при переходе детей на следующую ступень образования педагоги часто сталкиваются с такими проблемами, как низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Для решения этих и некоторых других проблем необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались бы в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Здесь как нельзя лучше подходит методика проектной деятельности, которая позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.
Из моего опыта реализации метода проектных задач хочу поделиться проектом по теме « Фразеологизмы в литературе и среди нас».
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с особенностями фразеологизмов, углубить
познания о сферах их употребления.
2. Стимулировать познавательный интерес, развивать умение
классифицировать, обобщать, систематизировать информацию.
3. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной
литературой, расширять кругозор.
4. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и
рассказам других детей, личную ответственность за выполнение
коллективной работы.
5. Формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
Любая проектная деятельность подразумевает пять «п»:
- проблема;
- проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт;
- презентация
Какую же деятельность осуществлял каждый участник на каждом этапе?
1 этап. Представление проблемной ситуации.
учитель учащиеся
- создает проблемную ситуацию; - осуществляют личностное присвоение
- формулирует тему проблемы;
- вживаются в ситуацию
2 этап. Проектирование (планирование).
- организует деятельность; - осуществляют разбивку на группы;
- предлагает организовать - распределяют роли в группе;
группы; - планируют работу
- распределяет амплуа в
группах
3 этап. Поиск информации.
не участвует, но - работают активно и самостоятельно;
- консультирует учащихся по - «добывают» недостающие знания;
необходимости; - готовятся представить продукт
- ненавязчиво контролирует;
- дает новые знания (сам стано-
вится источником информации,
когда у учащихся возникает в этом
необходимость
4 этап. Продукт.
- принимает представленный - представляют продукт своей
продукт деятельности
5 этап. Презентация.
- подводит итоги; - демонстрируют продукт своей
- оценивает умения: общаться, деятельности;
слушать, обосновывать свое - дают взаимооценку деятельности и
мнение; ее результативность
- акцентирует внимание на воспита-
тельноммоменте: умении
работать в группе на общий резуль-
тат
Были сформированы следующие творческие группы: «Исследователи»,
«Историки», «Аналитики», «Затейники», «Актеры».
Группа «Исследователи» провела большую исследовательскую работу по теории фразеологизмов, заложенную в начале 20 века, и которую стал в России развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Ребята рассказали о группах фразеологизмов, которые характеризуют человека: его характер, действия, психологическое состояние.
Фразеологизмы, характеризующие действия человека на основе его взаимоотношения с окружающей средой, коллективом: «Ходить на задних лапках» (угодничать, прислуживать), «Мылить голову» (сильно ругать).
Фразеологизмы, характеризующие отношение человека к работе и делу: «Засучив рукава» (усердно, старательно что-либо делать), «Бить баклуши» (бездельничать).
Фразеологизмы, характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне в его поведении: «Надувать губы» (сердиться, обижаться), «Дрожать, как осиновый лист» ( трястись от волнения и страха)
На основании наблюдений за повадками и поведением животных появились такие фразеологизмы, как: «Труслив как заяц», «Волка ноги кормят», «Как волка ни корми, а он все в лес смотрит», «Держать ушки на макушке». Такие фразеологизмы называются зооморфизмами.
Также ребята привлекли внимание других творческих групп к фразеологическому словарю.
Группа «Историки» изучала историю происхождения фразеологических оборотов. Учащиеся нарисовали рисунки, в которых зашифровали фразеологизмы, и предложили другим творческим группам их отгадать. После этого рассказывали историю происхождения данного фразеологизма.
Группа «Затейники» собирала занимательный материал, связанный с фразеологизмами, и подготовили для других творческих групп различные конкурсы.
Группа «Аналитики» провела опрос среди учителей нашей школы и родителей. Учащиеся просили назвать любимый фразеологизм. Собрав все полученные сведения и обработав их, группа составила диаграммы и представила их.
Продуктом деятельности группы «Актеры» стала сценка «Кашу маслом не испортишь», которую они подготовили и разыграли. В этой сценке встретилось большое количество фразеологических оборотов. Остальные творческие группы должны были назвать фразеологизмы, которые они услышали.
В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели:
1. Интеллектуальные умения:
- планирование;
- моделирование
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение выдвигать гипотезы
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействия с членами группы;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Коммуникативные умения:
- умение инициировать взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог,
задавать вопросы;
- умение отстаивать свою точку зрения
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения
В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектная деятельность дает хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Анализ анкетирования, проведенного с учащимися, показал, что интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 89% школьников ответили, что интересно потому, что работали лишь при небольшой помощи взрослых.
По итогам выполнения 73% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
Но самое главное, о чем хочется в заключение сказать, это то, что при осуществлении проектной деятельности, педагог не должен забывать о том, что проектная деятельность с точки зрения учащихся – это деятельность, позволяющая ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Проектные...
Родительское собрание Организация проектной деятельности с учащимися 2 класса
Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим родителям...
Внеклассное мероприятие по родиноведению , проведённое в рамках школьной проектной деятельности с учащимися начальных класов
Почти все дети нашего класса принимают активное участие в русском празднике - Масленице: пекут блины, веселятся, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника. Поэтому мы решили подготовить...
Проектная деятельность с учащимися 1 класса по теме "Животные рядом с нами".
В презентации описаны этапы работы с учащимися 1 класса над проектом....
Особенности организации проектной деятельности с учащимися 1 класса
Выступление на заседании МО...
Программа "Мир логики" для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов(4 класс).
Внеурочная деятельность по математике....
Навыки проектной деятельности у учащихся начальной школы.
В данной статье рассказывается о значении навыков пректной деятельности для успешного обучения учащихся начальной школы, даются конкретные рекомендации по выработке навыков этой деятельности....