Сказание о берестинке
творческая работа учащихся по теме
В исследовательской работе ребята доказали, что туесок - замечательный подарок. В этом качестве он сможет продолжить свою жизнь в нашем современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_konferenciya_nauchno.doc | 172.5 КБ |
rayonnaya_konferenciya_2.docx | 407.93 КБ |
Предварительный просмотр:
v районная конференция исследовательских работ
МОУ» Травниковская общеобразовательная школа»
СКАЗАНИЕ О БЕРЕСТИНКЕ
Исследовательская работа по художественно – прикладному искусству
Учеников 3 класса: Баравицкой Кати и Петуховой Даны Руководитель:
Куприкова Маргарита Антоновна 2011г.
Оглавление
*ПЛАН
I.Введение…………………………………………….4стр.
II Основная часть…………………………………..5стр. -11 стр.
III.Заключение……………………………………….12стр.
IV.Приложение……………………………………..
V. Литература……………………………………….13стр.
План
I.Введение.
1.1 Актуальность темы.
1.2 Цель.
1.3 Задачи.
1.4 Методы исследования.
II.Основная часть.
2.1 Сказание о берестинке. Берестяная грамота.
2.2 Из истории мастеров прорезной бересты.
2.3 Заготовка и подготовка бересты к работе.
2.4 Описание практической части работы.
III. Заключение.
IV. Литература.
I. Введение. Туесок в современном жилище.
С каждым годом остается все меньше и меньше берестяных мастеров.
Секреты работы только в их руках. Берестяное творчество гибнет. Гибнет фантазия, мастерство, затейливость - все, что было создано поколениями народных творцов. В сказках в раннем детстве мы сталкивались со словом туес, когда прохожий просил вынести туесок воды, но значение этого слова не знали. Сегодня этот распространенный в жизни народа предмет, стал лишь страницей истории прикладного искусства.
1.2 Цель исследования.
*Изучить состав и свойства коры березы и выяснить, какую роль играл туес в
жизни русского народа.
1.3 Задачи:
1) Изучить сведения по теме, используя научно - популярную литературу,
2) Изучить свойства и состав бересты,
3) Познакомиться с мастерами берестяных дел,
4) Овладеть простейшим способом изготовления туеска.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - БЕРЕСТЯНОЙ ТУЕСОК.
ГИПОТЕЗА - берестяной туесок должен обрести новую жизнь в современном жилище.
1.4 Методы работы:
1)поисковый материал,
2)анализ полученного материала,
3)исследование состава и свойств бересты.
Чтобы выяснить значение туеса в нашей жизни, мы изучили научно – популярную литературу. Из данных источников узнали о коре березы, о мастерах. Провели ряд занятий с мастером по изготовлению туеска и убедились, что он может обрести новую жизнь в современном мире.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Сказание о берестинке. Берестяная грамота.
На окружающем мире мы с учителем Куприковой М.А.изучали растения лесов Челябинской области. В нашей области преобладают березовые рощи. На экскурсии три раза в учебный год мы отправляемся в березовый лес, чтобы понаблюдать за сезонными изменениями. Основные выводы, какие мы сделали: березовый лес прозрачный, размножается из семян, от корней и даже от пней. У этих деревьев много особенностей. Расскажем об окраске ствола березы. Всем известно, что ствол дерева белый притом пачкающийся. Окраска ствола березы обусловлена тем, что в клетках бересты содержится особое вещество белого цвета - БУТУЛИН.
Береста – защитный покров дерева. Она защищает живые ткани ствола от высыхания. Береста непроницаема для воды и газов. Но в ней есть крупные темные черточки, которые идут поперек ствола. Это чечевички. Через них внутрь ствола в небольших количествах попадает кислород, необходимый для дыхания. На зиму чечевички замуровываются – пространства между клетками заполняются особым веществом. Но весной они вновь «открываются».
Однажды случайно попался на глаза ободранный ствол березки. Лоскут коры вздрагивал на ветру, вот-вот оторвется. Вот тогда и мелькнула у нас мысль: что можно сделать из бересты? Маргарита Антоновна сказала, что можно изготовить берестяной туесок, который необходим для прогулок в лес. Нам всем показалось незнакомым слово туес и захотелось научиться изготовлять его своими руками.
Оторвали мы болтающийся лоскут, принесли его в школу. Мы исследовали кору бересты, заметили, что она слоистая. Отдельный слой чуть тоньше листа бумаги и плотно соединен со своими соседями. Береста несколько напоминает книжку со своими слипшимися страницами. Каждая такая «страница» вырастает в течение одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола. Самые молодые – в глубине. В процессе работы мы наткнулись в газетной статье на берестяной туесок, сделанный каким – то мастером.
2.2 Из истории мастеров узорной прорезной бересты
Изучив литературу народных мастеров, мы узнали, что береста широко использовалась нашими предками. На бересте писали. Древние новгородцы, да и вообще северные народы пользовались для письма берестой - бумаги тогда не было. Берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде, пролежавшие в земле многие века, прекрасно сохранились. На бересте художники рисовали, путем вдавливания разные исторические рисунки.
Бересту окрашивали красками, придавая ей праздничный вид. А мы заинтересовались умельцами, которые использовали в своей работе бересту природную, неокрашенную. Из литературы мы познакомились с творчеством
Предварительный просмотр:
Мартына Фатьянова и династией Петуховых. Они являлись мастерами узорной прорезной бересты.
Мартын Филиппович Фатьянов поэтичным и добрым видит мир старый мастер. Он чувствует жизнь в бесконечном движении солнца, в радости. На «рубашках» туесов, стенках и крышках лукошек оживают охотничьи рассказы Фатьянова. Поделки мастера рассказывают о встрече с медведем, о погоне за рысью, об глухариных токах. Обычный бытовой предмет в руках М.Фатьянова не теряет своего значения. Посуду из бересты Фатьянов создавал по заказам своих деревенских соседей. А вот династия Петуховых (отец и два его сына) создавали такие туеса для красоты, что бы людей радовать, будить в них добрые чувства.
Много лет работал Петухов лесником в хозяйстве. Незаметно к лесу и сыновей приобщил. Сколько километров исхожено ими с отцом, заготавливая материал для домашних поделок?
Еще один мастер берестяных дел, который проживает у нас в городе Чебаркуле – Владимир Николаевич Парфенов. Человек очень добрый по натуре, талантливый. Он долгое время занимался гравюрой по металлу, умело овладел берестяной грамотой. В его коллекции несчетное количество поделок: шкатулки, туески, кружки. Он мастер в третьем поколении. Берестяное ремесло – исконно русское. Оно не требует суеты. Для подбора композиции необходимо создать тему. Затем тема воплощается в работах. Немало важно для работы инструменты, с которыми работает мастер, но немало важны и традиции и секреты деда в работе. На первый взгляд хрупкий неподатливый материал, превращается в произведение искусств. Сейчас такими предметами мы не пользуемся, по словам мастера, но они нужны для интерьера, красоты.
За много лет работы с берестой у Н.И. Парфенова не скопилось дома его поделок, все что делается, раздается или дарится детям.
(Владимир Николаевич Парфенов, Мартын Фатьянов и Петухов)
В. Парфенов М.Фатьянов
А.Петухов
2.3 ЗАГОТОВКА И ПОДГОТОВКА БЕРЕСТЫ
Березу все знают как дерево белое. На самом деле это не так. Береста внутри может быть розовой, желтой, коричневой, сиреневой, фиолетовой. Но для того, как готовить материал к работе, нужно иметь его…
Обижать березу нельзя. Срезать кору с живого дерева это жестоко. Некоторые ошибочно думают, что оставить часть коры на стволе, значит, она не засохнет. Заблуждение, в рану могут попасть микробы, которые послужат загниванию дерева. Мы кору набрали со спиленных деревьев, ранней весной.
Делаем на бревне надрез ножом, потом этим же ножом подлезаем под кору и осторожно начинаем отслаивать, чтобы береста не порвалась. Потом снятые лоскуты распрямляем – не даем им скручиваться и кладем под пресс. Таким прессом может служить и фанера с утюгом. Под прессом береста может храниться очень долго. Перед работой с берестой ее обрабатываем: осторожно снимаем верхний слой, белый - это береза выгорела на солнце, а затем продумываем какой формы сделать туесок, как его украсить.
2. 4 ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
Толковый словарь русского языка С.И.Ожигова объясняет значение слова туес: цилиндрический берестяной короб, короб с плотно прилегающей крышкой. Широко использовался нашими бабушками и дедушками в качестве посуды для хранения питья и еды. Мастер, выросший в крестьянской семье, мог не раз видеть простой способ изготовления туеса.
Мы выбрали самый простой способ изготовления туеска. Для работы необходимы материалы и инструменты:
*береста
*копировальная бумага
*клей «Момент»
*карандаш
*лобзик
*инструменты для вырезания: резаки, лобзики, пробойники.
Выбираем два-три листа мягкой и упругой бересты размером 15-25сантиметров. Дно и крышку выпиливаем лобзиком из фанеры. Выполняем внутреннюю часть туеска. Наносим на кору линии для соединения бересты, они называются «клин» или «змейка». Затем выполняем «рубашку». Прием работы такой же, только шов уходит внутрь «рубашки». Рубашку туеска закрепляем берестяными ободками сверху и снизу. Для этого используем шитье берестой. Предварительно обработано воском или мылом (для лучшего скольжения, секреты дедушки). Существует несколько видов такого шитья: «косичка», «ступенька», «елочка». Мы применили клей и склеили ободки.
Для рисунка выбрали тему, перевели на кальку, с кальки на берестяную кору. С помощью ножа вырезали рисунок и поместили его на черный фон, затем приклеили к рубашке туеска.
СБОРКА ДЕТАЛЕЙ
Изготовили из бересты 2 заготовки: внутреннюю часть и «рубашку» туеска .
Вставили внутреннюю часть в «рубашку». Поместили дно туеска, оно должно быть на 2-3мм больше цилиндра. Смазали дно клеем, затем надели ободки снизу и сверху. Они служат для скрепления цилиндров.
Приспосабливаем крышку, она должна плотно прилегать к верху туеска. В крышку вставляем ручку и туесок готов (рисунок).
III.Заключение.
В данной исследовательской работе мы выяснили много полезных сведений о туеске:
* уникальность природного материала;
* многогранность его использования;
*исследование показало, что этот предмет исконно – русский;
*выяснили, как можно изготовить туесок своими руками;
Мы не все хорошо научились мастерски владеть инструментами, наши работы отличаются от работ мастера, но та нить традиций, протянувшая из древности к нашим дням, обрела новую жизнь. Туесок – замечательный подарок сувенир. В этом качестве, мы уверены, он сможет продолжить свою жизнь в нашем современном жилище.
С такими туесами сельские жители не только за грибами ходили, но и в них хранили соленые грибы, рыбу, мясо. Нередко правильно сделанный туес людям заменял холодильник. Продукты в нем долго не портились. Вода оставленная в туеске была очень чистая и надолго оставалась холодной. IV.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Сапожникова, Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.
/Т. Сапожникова//Искусство.-№20-2006
2.Народные мастера. Традиции школы. Москва.1985
3.М.Фатьянов и династия Петуховых - мастера узорной бересты стр.108
4.Беседа с Парфеновым Владимиром Николаевичем
5.Толковый словарь Ожегова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказанное слово, выпущенная стрела
Классный час...
классный час "Легенды и сказания о цветах" 2 класс
Дать представление о разнообразии и красоте цветов;Познакомить с различными легендами, сказаниями о цветах.Прививать любовь к природе и цветам....
Внеклассное мероприятие "Сказание о Рождестве Христовом"
1. Вступительное слово 2. Беседа о зимних православных праздниках 3. Сценка 4. Мультфильм 5. Украшение Рождественской ели 6. Заключение Данное мероприятие направлено на становление духовно-нравс...
Презентация к уроку "Сказание о Рождестве Христовом"
Презентация к разработке внеклассного мероприятия "Сказание о Рождестве Христовом"...
СКАЗАНИЕ О РОЖДЕСТВЕ.
Создание представления у детей о празднике Рождества Христова и зимних Святках....
Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития".
Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития" в 4 классе "Школа России"....
Сказание о хлебе насущном
Внеклассное мероприятие в начальной школе...