«Имидж Учителя XXI века»
материал по теме
Предварительный просмотр:
«Имидж Учителя XXI века»
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить (Лизинский В. М.).
Учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и не успешности работы.
Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.
Личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность.
В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
2. Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
1. Эмоциональность.
В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
2. Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
3. Творческое начало личности.
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни в непредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
4. Организаторские способности.
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора.
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.
6. Настойчивость, дисциплинированность.
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью я понимаю способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Становление профессиональной культуры будущего учителя зависит от уровня овладения им теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии, педагогики и специальных наук, которые включает в себя:
- владение достаточным уровнем специальных знаний и современными образовательными технологиями;
- способность к личностному и профессиональному саморазвитию (целеустремлен и энергичен, интересен для детей и коллег как личность);
- знание и понимание особенности современной общеобразовательной и многопрофильной школы;
- наличие такта, эмпатии, терпения и толерантности в отношениях с учащимися; готовность принять и поддержать их, а если нужно – то и защитить;
- понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития учащегося, особенности психологии каждого ребенка;
- способность взаимодействовать с детьми и взрослыми, умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, уладить конфликты в детском сообществе и др.
Учитель XXI века :
Владеет различными стратегиями образования; разрабатывает собственную педагогическую стратегию или ее элементы. Владеет фундаментальной системой профессиональных знаний и умеет их использовать в решении профессионально- педагогических задач.
Знает государственную стратегию обучения и воспитания. Владеет стандартной системой знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность: умеет их использовать при решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель, ситуация и действия по ее решению.
Знает различные стратегии обучения и воспитания. Владеет стандартной и дополнительной системами знаний и методов включения учащихся в учебно познавательную деятельность, умеет их использовать в решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель и ситуация.
Учитель должен обладать профессионально-педагогической культурой. Превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.
Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имидж учителя.
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально но...
Слагаемые профессионального имиджа учителя
Доклад на педсовет...
Публичная лекция "Имидж учителя"
выступление на конкурсе "Педагогический дебют - 2012"...
Имидж учителя
имидж учителя...
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Имидж учителя
Современное образование ставит своей целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с оружающим миром, живущей ощущениями современности, гибко ориентирующейся в новых усло...
Имидж учителя начальной школы.
Имидж учителя начальной школы....