Слагаемые профессионального имиджа учителя
материал по теме
Предварительный просмотр:
Слагаемые имиджа педагога
Бурова Марина Васильевна, учитель математики
Статья отнесена к разделу: Социальная педагогика
Современное образование ставит главной целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в обществе.
В настоящее время велико осознание человеком ценности профессионального и общественного признания. Практически это проявляется в профессиональном росте, в расширении коммуникационных связей с людьми.
Положительный имидж профессионала сегодня – это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности. Проблема создания имиджа учителя общеобразовательной школы приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества.
В работах А.С. Егорова, В.М. Раздобудько, Н.Ф. Федотовой и других ученых раскрыто влияние приобретенной человеком профессии на восприятие им других людей. В трудах А.А. Бодалева, В.Н. Куницыной, В.Н. Лозовцевой, В.М. Сенченко выявлены условия, облегчающие или замедляющие складывание у человека эталонов и возрастных профессиональных стереотипов, которые воздействуют на восприятие внешнего облика других людей.
Появился целый цикл работ, раскрывающих содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности (С.В.Яндарова), а также изучаются структура, особенности восприятия и технологии формирования имиджа учителя (Н.М. Шкурко).
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал недостаточную разработанность проблемы формирования профессионального имиджа учителя как фактора эффективной профессиональной деятельности.
Актуальность темы. Цели и задачи исследования.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.
Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя.
Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я – концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений.
Объект исследования – профессиональный имидж учителя.
Предмет исследования – профессиональный имидж.
Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа учителя, анализ теоретических и научно-практических основ развития имиджа учителя и технология его реализации в учебной деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся анализ педагогической, социально-психологической, культурологической литературы по проблеме исследования. Методы экспериментального исследования включали в себя: устный и письменный опросы, методы обработки данных интервьюирования и анкетирования.
Понятие и структура имиджа.
По мнению П. Берда, “имидж – это наша визитная карточка, общая картина нашей личности в глазах окружающих, которая складывается из многих компонентов: что мы говорим, как мы смотрим, одеваемся и действуем. Имидж рассматривается как внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других, а также как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему .
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.
“Педагогический словарь” дает нам определение имиджа преподавателя как “эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими”.
Кроме того, имидж влияет на формирование внутреннего “ образа – Я ”, а значит, на самооценку и самоуважение индивида.
В настоящее время не существует единого подхода к определению структуры имиджа.
В структуре имиджа, одни выделяют: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос); другие – профессионализм, компетентность, нравственную надежность, гуманитарную образованность; третьи– внутренний образ (темперамент, настроение, личностные качества) и менталитет (духовная практика, интеллект).
Иные компоненты в структуре имиджа выделяет В.В. Бойко:
1) аудиовизуальную культуру личности (речь, манера держаться, одежда, прическа, соответствующие ожиданиям большинства или определенной группы людей);
2) стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический);
3) внутреннюю философию, систему ценностей человека (жизненные установки, нравственное кредо, система отношений), что накладывает отпечаток на внешность и манеру поведения;
4) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности (обстановка офиса, машина и так далее);
5) психогигиенический “ Я – образ ” (в целом притягательный психогигиенический образ партнера таков: он внешне и внутренне спокоен, активен, доброжелателен, миролюбив и так далее).
Интересной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы качеств, определяющих индивидуальный имидж:
1) Природные качества: коммуникабельность, рефлексивность, красноречивость. Эти качества В.М. Шепель обозначает общим понятием “умение нравиться людям”.
2) Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором технологий, таких как межличностное общение, упреждение и преодоление конфликтов и т. д.
3) Характеристики личности, определяемые ее жизненным и профессиональным опытом.
Таким образом, единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как “маску”. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное “быть, а не казаться”. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.
Имидж педагога. Исторический аспект вопроса.
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Что такое хороший учитель?
Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.
В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.
Среди черт характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.
В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.
О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям... пятиклассников были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.
Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.
5 правил для учителя. Будь опрятным! Соответствуй! Следи за речью! Будь общительным и доброжелательным! Самосовершенствуйся!
Слагаемые педагогического имиджа.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.
Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
визуальная привлекательность;
вербальное поведение;
невербальное поведение;
манеры, этикет;
соответствие необходимому образу;
обаяние.
Визуальная привлекательность. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность– это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас.
Вербальное поведение. Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.
Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
Этикет. Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Первая установка – высокая самооценка.
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” – позиция “победителя”.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Профессионализм – это совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, к которому предъявляются следующие требования:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В комплексе профессионально обусловленных требований к учителю ведущее место занимает профессионально-педагогическая, социально-нравственная и познавательная направленность личности педагога.
Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.
Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слагаемые профессионального имиджа педагога
В статье раскрывается сущность понятия "имидж", характеризуются основные составляющие педагогического имиджа, предлагаются рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога....
Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)
Профессиональный имидж современного педагога. В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...
Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...
«Слагаемые профессиональной компетентности учителя»
Презентация по теме : "Слагаемые профессиональной компетентности учителя", использованная для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....
Слагаемые профессионального имиджа педагога.
Выступление на зональной научно-практической конференции "Культура речи как основа профессилнальной деятельности педагога" (в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения 18.02.2014г...
Разработка урока математики школьного этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2021" на тему:"Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида + 5,+6,+7,+8,+9"
Урок по математике был проведён учителем во время школьного этапа конкурса "Учитель года 2021" 27 января 2021 года...
Коммуникативный тренинг «Знакомство. Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Снятие эмоционального напряжения. Формирование дружеских взаимоотношений, сплочение молодых специалистов....