Доклад " Активные методы обучения"
статья ( класс) на тему
В докладе описан опыт работы по использованию активных методов обучения на уроках начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hovalyg_l.s._aktivnye_metody_obucheniya.docx | 297.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ховалыг Людмила Сояновна
учитель начальных классов
МБОУ Сукпакская СОШ им Б.И.Араптана
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.
Особенности активных методов обучения:
- групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- использование деятельностного подхода
к обучению; - практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность учебного процесса;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- задействование в процессе обучения всех органов чувств;
- рефлексия процесса обучения его участниками
На своих уроках использую следующие активные методы обучения.
1. Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
(Показываю работы учащихся)
2.Метод «Зигзаг»
Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)
Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.
Этот метод удобно использовать на уроках литературного чтения.
Например, при чтении рассказа И. С. Соколова – Микитова «Звуки весны» детям давала следующее задание.
Дети самостоятельно знакомятся с текстом рассказа по данному плану:
1.Прочитай текст про себя.
2.Работай по содержанию.
3.Найди ключевые слова в тексте.
4.В тексте говорится о каких звуках весны?
5.Какова тема текста?
Каждый ученик самостоятельно работает с текстом своего абзаца.
1-ые номера читают только первый абзац
2 номера – 2 абзац
3 номера – 3 абзац
4 номера --4 абзац.
Потом дети объединяются по номерам и выполняют творческую работу. (Определяют ключевые слова, звуки весны, тему текста). Каждая группа защищает свою творческую работу.
Метод «Карусель»
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Например: «Имя существительное»
Дети отвечают на вопрос: Что такое имя существительное?
Примерный вариант ответов:
1.Часть речи.
2.Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
3.Это название предметов
4.Обозначает предмет
При чтении рассказа «Как рождаются снежинки» даны вопросы:
- Где рождаются снежинки?- 1-ый номер
- Что такое снежинка?-1-ой номер
- На что похож снег?- 3-й номер
- Почему назван рассказ «Где рождается снег?»- 4-й номер
Тут учитывается творчество учащихся в группе.
Метод «Синквейн»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах.
Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
При составлении синквейна на уроках:
повышается интерес к изучаемому материалу;
развивается образное мышление;
развиваются творческие способности учащихся;
совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
развивается мышление и воображение;
вырабатывается способность к анализу;
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Лето
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Весна
Весёлая, тёплая, звучащая
Звенит, журчит, поёт
Приходит после зимы
Время года. (Из урока литературного чтения)
Метод «Кластер»
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
- В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Список использованной литературы:
1.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000. 2.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.
3.Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.
4.Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры — Рига: АВОТС, 1989
5.«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный 6.Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Активные методы обучения"
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной...
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...
Доклад на тему: "Активные методы обучения младших школьников"
Активные методы обучения младших школьников. Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление е...
Доклад "Активные методы обучения"
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Перед учителем поставлены новые цели: формировани...
Доклад "Активные методы обучения"
Выступление на методическом объединении...
Доклад "Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе"
Методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....