конспект комплексного занятия по творчеству П. Бажова и дополнительный материал к нему
методическая разработка (2 класс) по теме

По данному материалу проводилось внеклассное мероприятие по творчеству П. Бажова в рамках конкурса "Классныый - самый классный". при написании сцценария было переработано море материала. мероприятие получилось очень интересным как для моих учеников, так и для членов жюри и педагогов нашей школы. в данном мероприятиии постаралась совместить почти все учебные дисциплины: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, рисование и технологию. фото с мероприятия можно посмотреть на моей страничке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий педагогический проект

«Уральской старины сказитель»

Автор проекта: учитель начальных классов высшей категории

МОУ «Бугровская СОШ»

Косухина Любовь Георгиевна

Адрес школы:   188660, с.п. Бугры Всеволожского района

Ленинградской области,

ул. Полевая, д. 3

Посёлок Бугры

2009 год

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

Проект реализовывается на основе предмета «Литературное чтение»

В реализации проекта был применён комплексный подход по нескольким предметам:

  1. Литературное чтение
  2. Русский язык
  3. Трудовое обучение
  4. Окружающий мир
  5. Изобразительное искусство
  6. Музыка

Проект реализован во 2-м классе (2 «Б» класс МОУ «Бугровская средняя общеобразовательная школа»).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование навыков поисково – исследовательской деятельности в группах на примере жизни и творчества П. П. Бажова.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Образовательные:

  1. Развитие памяти.
  2. Развитие связной речи.
  3. Знакомство с творчеством П.П.Бажова.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к чтению.
  2. Воспитание коммуникативности учащихся, умения работать в группах.

Развивающие:

  1. Развитие умения находить материал по теме.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Развитие различных видов одарённости детей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕКТА

Реализация проекта включает в себя несколько этапов.

1 этап. «Маршрутный лист»

СКАЗЫ

БИОГРАФИЯ

УРАЛЬСКИХ ГОР МИНЕРАЛЫ

ЗАГАДКИ

ПАВЕЛ

ПЕТРОВИЧ

БАЖОВ

СТИХИ

ВИКТОРИНЫ

СЛОВЕСНЫЕ ПОРТРЕТЫ

КРОССВОРДЫ

ПОДЕЛКИ

МУЛЬТФИЛЬИМЫ,

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ФИЛЬМЫ

2 этап «Поисково – исследовательская работа»

  1. Биография писателя
  2. Наследие П. П. Бажова.
  3. Коллекция камней.
  4. Рисунки.
  5. Поделки.

3 этап «Информационный сбор материала»

  1. Чтение сказов.
  2. Чтение стихов о П. П. Бажове и его героях.
  3. Викторины.
  4. Ребусы.
  5. Загадки.
  6. Кроссворды.

4 этап «Заочная видеоэкскурсия в «Музей Бажова». Экскурсии в Эрмитаж»

  1. Просмотр мультфильма «Подарёнка» (по мотивам сказа «Серебряное копытце»).
  2. Просмотр худодожественногог фильма «Каменный цветок» (по мотивам сказов П. П. Бажова).
  3. Просмотр отрывков документальных фильмов об Урале, драгоценных камнях, демонстрация презентации о П. П. Бажове (Интернет).

5 этап «Обобщающий»

  1. Выставки: «Мир камня» - выставка минералов.

«Мир героев П. Бажова» - выставка рисунков.

«Мы – мастера» - выставка поделок по сказам П. Бажова.

«Сокровища малахитовой шкатулки» - выставка книг.

  1. Презентации       «Биография»

«Урал – батюшка».

«Мир самоцветов».

«Новое звучание сказов»

  1. Театрализованный праздник «Уральской старины сказитель».

МОУ «Бугровская средняя общеобразовательная школа»

Всеволожского района Ленинградской области

Внеклассное мероприятие

«Уральской старины сказитель»

литературный праздник,

посвящённый 130 – летию Павла Петровича Бажова

Автор:         учитель начальных классов

Косухина Любовь Георгиевна

П. Бугры

2009

«Уральской старины сказитель»

Литературный праздник,

Посвящённый 130 – летию Павла Бажова,

Для учащихся 2-го класса

Оформление:

- портрет П. П. Бажова,

- выставка рисунков «Мир героев Бажова», иллюстрирующих сказы П. П. Бажова,

- выставка книг «Сокровища малахитовой шкатулки»,

- выставка минералов «Мир камня».

Место действия декорировано под полянку - завалинку.

Действо праздника сопровождается презентацией Power Point.

Ход мероприятия

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок». Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик

- Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети

- Это мы – ребята заводские… Это мы.

Старик

- Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка

- Прости, дедушка. Мы, дедушка, за сказками пришли

Старик

- За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик

- А это новая сказка?

Старик

- Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

Учитель

- Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова. Сегодня наш праздник посвящён 130 – летию сказочника Уральских гор.

Ученик

Читает стихотворение Е. Хоринской «Домик писателя» (см. Приложение).

Помощник

Презентация Power Point «Жизненный путь Павла Бажова» (биография).

Учитель

Сопровождает слайдшоу презентации рассказом.

Ученик

Читает стихотворение В. Радкевича  «Земля Бажова» (см. Приложение)

Учитель

- Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них своё богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю от холодного Карского моря на Севере до псечаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

     «Урал», по – башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда – то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

Помощник

Презентация Power Point «Урал - батюшка».

Ученик

- Более 800 различных миенралов хранятся в Уральских горах. Это…

Помощник

Презентация Power Point «Уральские самоцветы».

Ученик

- На нашей выставке «Мир камня» представлены горный хрусталь, яшма, оникс, змеевик и удивительный камень – малахит (рассказ сопровождается показом камней).

Ученик

Рассказ о малахите (см. Приложение).

Учитель

- Кто на Урале бывал, то знает: и люди, которые здесь живут – чисто камень – самоцвет – трудолюбивые да мастеровые. Именно таких и встречаем в Уральских сказах Павла Бажова.

Ученик

Читает стихотворение молодого рабочего – камнереза (см. Приложение).

Учитель

- Павел Бажов говорил: «Пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку».

Старик

- Э – хе- хе…Много сказов знает дед Слыш – ко. Вижу, и вы любите слушать и читать. Я не ошибся?

Дети

Отвечают

Старик

- Сейчас проверю. Вот шкатулка малахитовая с камнями – самоцветами. Да и ваши шкатулки хороши. За правильный ответ камушек – самоцвет получите. Кто больше самоцветов наберёт, тот и победил.

Помощник

Напевает за кулисами:

- Эй – ка, эй – ка,

  Голубая змейка!

  Объявись, покажись!

  Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик

- Кто появлялся, заслышав эту песенку?

Дети

Отвечают хором

Старик

- Это – Голубая змейка. «Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается.»

Голубая змейка

- По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Дети

Отвечают

Старик

- Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Дети

Отвечают.

Старик

- Это Бабка Синюшка – где она сидит, тут и богатство положено. Бабка Синюшка может обернуться и пригожей девушкой: глаза  - звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

Бабка Синюшка

- Проверю, сильны ли вы в математике. Сколько раз приходил ко мне на болотце Илюха?

Дети

Отвечают (3 раза).

Старик

- Молодцы! Не оплошали! А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

Дети

Отвечают.

- Это  - Огневушка – поскакушка - -вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг,  а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Огневушка

- Кого прозвали «Дед Золотая Редька»?

Дети

- Деда Ефима

Огневушка

- А кого дразнили Тюнька - Поскакушка

Дети

- Мальчика Федюньку

Ученик

- Огневушка – поскакушка, покажи, пожалуйста, как ты пляшешь!

Огневушка

- Покажу, а вы мне помогайте! (Все вместе танцуют под русскую плясовую)

Старик

- Молодцы! Этот сказ знаете, а следующий – нипочём не угадаете! «У большого камня женщина какая – то сидит: коса сизо – чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце - ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают, будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз – шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок – видимо – невидимо, и все разные: зелёные, голубые, некоторые в синеву отдают, а то как глина или песок с золотыми крапинками, одни как слюда блестят, а другие – узорами изукрашены». Кто это?

Дети

Отвечают (Хозяйка медной горы).

Старик

- Правильно. Это – Хозяйка медной горы – Малахитница, ящерки – её слуги. Она – хранительница и хозяйка горных богатств. Она знает секреты мастерства, её ученики – горные мастера. Есть у Хозяйки медной горы чудесный сад. Деревья там не такие, как в наших лесах, а каменные. Понизу трава – тоже каменная. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются,  как пляшут. На большой поляне кусты чёрные, как бархат, на них зелёные колокольцы малахитовые и на каждом – сурьмяная звёздочка. Огневые пчёлки над теми цветками сверкают, а звёздочки тонёхонько позванивают, ровно поют. А ещё под землёй у неё комнаты есть, стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками, на которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней, на Хозяйке – то, меняется. То оно заблестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна – медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает».

Хозяйка медной горы

- В каких сказах рассказывается обо мне и моих богатствах?

Дети

Отвечают («Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер»).

Старик

- Ай да молодцы! Порадовали старика! И последнее вам задание. «Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, рожки у него отменные: у простых козлов по две веточки,  а у него на пять веток, а ещё у него на правой передней ноге серебряное копытце». Кто это?

Дети

- Это козлик Серебряное копытце: в каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – там один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Об этом козлике рассказано в сказе «Серебряное копытце».

Серебряное копытце

- Хлопните, кто читал сказ обо мне. Вот вам вопросик, да не простой. Ответы искать будете, словно камни самоцветные собирать.

Дети

Работают по группам с тестом по сказу «Серебряное копытце» (см. Приложение)

Учитель

- Ребята, а кому мы предложим проверить ваши работы?

Дети

Предлагают кандидатуры. Пока работы проверяют, ребята выстраиваются в ряд.

Учитель

- Каким людям помогали фантастические герои сказов Бажова?

Дети

Отвечают

Учитель

- Дома вам было предложено придумать своё задание к празднику.

Мальчик

- Я приготовил игру «Чудесная шкатулка». Угадайте, чьи это вещи.

- малахитовые серьги (Танюшка, «Малахитовая шкатулка»)

- пёрышко (Илья, «Синюшкин колодец»)

- голубой платок (Огневушка – поскакушка)

- зеркальце (Таютка, «Таюткино зеркальце»)

- шапка с зелёными камнями (Кокованя, «Серебряное копытце»)

Учитель

- Также в качестве домашнего задания вам было предложено сочинить стихотворение на заданные рифмы

Дети

Читают свои стихотворения (см. Приложение)

Старик

- Пора камни –самоцветы считать. У кого больше?

Дети

Считают, отвечают

Учитель

Примите награду от деда Слыш-ко.

Награждение победителей (книги П. Бажова)

Ученик

- Евгений Пермяк писал: «Лучшие литературные произведения всегда получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Бажова.

Помощник

Презентация

Учитель

- В народе говорят: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – урок». Чему научили вас сказы Павла Бажова?

Дети

Отвечают

Учитель

- Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы много обсудили, каждый вынес для себя что – то важное. До новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

  1. П.П. Бажов. Малахитовая шкатулка. Москва, Просвещение, 1987.
  2. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам 2004 – 2005 год. Школьная библиотека, 2003 № 7.
  3. Газета «ПедСовет» 2005 год.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Стихотворение молодого рабочего – камнереза

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спаисбо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

  1. В. Радевич «Земля Бажова»

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

  1. Д. Румата «Лазурь и малахит»

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

А мы здесь были лишь мгновенье!

  1. Е. Хоринская «Домик писателя»

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

  1. Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Что с каменной станется! Душно и мелко

Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.

Припала к стволу ошалевшая белка,

Трусливые зайцы расправили уши.

Хозяйка идёт. И в том её сила,

Что стоит ей только кивнуть головою –

И дерево вдруг упадёт вековое,

А в том, что Данилу домой отпустила.

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня.

  1. Стихи на заданные рифмы

Мастеру велит Хозяйка:

«Вскоре вазу мне подай –ка!

Чтобы ваза та была

Только у меня – одна!»

Сделал мастер чудо –

Каменный цветок,

Получил в подарок перстенёк,

Да Хозяйкино благословенье

На удачу и да на везенье.

(И. Блохин)

Ставила Дарёнка во дворе

С чистою водой корытце,

Чтоб олешек маленький

Мог воды напиться.

Топнул оленёнок

Серебряным копытцем

И оставил Дарьюшке на память

Самоцветных камушков

Целое корытце.

(Э. Кочанов)

Тёмной ночью у костра

Появляется она –

Мастерица петь, плясать,

Самородок указать.

Звали эту веселушку –

Огневушка – поскакушка.

(И. Блохин)

Медной горы Хозяйка

На камне сидит.

Горой управляет ,

Беды к ней не подпускает.

(Б. Чавдар)

Огневушка – поскакушка

Поплясала – поплясала

И в чаще лесной пропала.

(Б. Чавдар)

  1. Тест по произведению П. П. Бажова

«Серебряное копытце»

  1. Сколько лет было Дарёнке?

А) 8

Б) 6

В) 7

  1. Какого цвета была кошка Мурёнка?

А) серая

Б) белая

В) бурая

  1. Из скольких веточек были рога у козлика?

А) 5

Б) 2

В) 6

  1. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) левая передняя

Б) правая передняя

В) обе передние

  1. Какое полное имя у Дарёнки?

А) Дарья Григорьевна

Б) Дарёнка Григорьевна

В) Даша Георгиевна

  1. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

А) 5

Б) 3

В) 2

  1. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

А) зелёные

Б) фиолетовые

В) голубые

  1. Игра «Собери название сказки»

МЕДНОЙ

МАЛАХИТОВАЯ

ГОРЫ

ШКАТУЛКА

ХОЗЯЙКА

ТАЮТКИНО

ГОЛУБАЯ

ЗЕРКАЛЬЦЕ

ЗМЕЙКА

СИНЮШКИН

СЕРЕБРЯНОЕ

КОЛОДЕЦ

КОПЫТЦЕ

ГОРНЫЙ

КАМЕННЫЙ

ХРУПКАЯ

ВОЛОС

ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ

ПРО

КОШАЧЬИ

ВЕЛИКОГО

УШИ

ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ

ПОДОШВЫ

ЦВЕТОК

МАСТЕР

Для проведения этого конкурса необходимо заранее написать на полосках бумаги названия сказов Бажова – 2 экземпляра.

МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА

ОГНЕВУШКА – ПОСКАКУШКА

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

ТАЮТКИНО ЗЕРКАЛЬЦЕ

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ

ГОРНЫЙ МАСТЕР

ХРУПКАЯ ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ ВОЛОС

КОШАЧЬИ УШИ

ПРО ВЕЛИКОГО ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ ПОДОШВЫ

Полоски разрезаются на отдельные слова и перемешиваются. Каждой команде даётся по 3 минуты на то, чтобы составить правильное название сказок.

  1. «В ГЛУБИНАХ ГОР…»

Конкурс загадок и шарад

Отгадайте загадки, отгадки найдёте в сказах Бажова:

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная ….

(земля)

В глубинах гор, чудесных гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы?

(Уральские горы)

Путь его далёк и долог

Ищет залежи …

(геолог)

Он был когда – то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды.

(каменный уголь)

А этот – прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки

Он службу большую несёт.

Высоко – высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка –

Прозрачная тонкая льдинка.

(горный хрусталь)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного…

(малахита)

Я увидел свой портрет,

Отошёл – портрета нет.

(зеркало)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка,

Брать её опасно – укусит.

Ясно?

(змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь.

(ящерица)

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

(лиственница)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.

(ящерица)

Вся махонькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.

(кошка)

Кто на своей голове лес носит?

(олень)

Деревянная шея,

Железный клюв.

Кричит «Тук – тук - тук!»

(молоток)

Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел!

(змея)

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою,

Но когда я на охоте –

Неленива я в работе.

(кошка)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана.

Овцу в нём видела овца

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(зеркало)

Сам он худ,

Голова с пуд.

Как ударит –

Крепко станет

(молоток)

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

(олень)

Стоит корытце полно водицы.

(колодец)

Кто родится с усами?

(кошка)

  1. Информация дополнительная

На празднике, который проходил в библиотеке ЦРТДЮ им. А. В. Косарева, была организована выставка горных пород, с рассказом выступил педагог Эколого – краеведческого отдела, кандидат наук Ю. Л. Косарев. Приводим далее текст его выступления.

- Ребята! Хотите, мы сейчас, прямо здесь, сделаем открытие? (ответы детей: да хотим). Кто из вас знает поговорку про сказки? «Сказка – ложь…» (дети продолжают: «да в ней – намёк, добрым молодцам – урок»). Правильно. А что это означает? Это означает, что в каждой сказке есть доля правды. Вот мы сейчас с вами и определим, какая же правда есть в сказках Павла Бажова. Скажите, Хозяйка медной горы, или Малахитница – это реальное, живое существо? (ответы детей: нет, это сказочный персонаж).

А кто знает, что такое малахит? (Дети или молчат, или отвечают: камень, больше ничего не знают). Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины. Суть этого явления такова: железо при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому образуется ржавчина – результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется – так и образуется малахит. Но есть и другая разновидность окиси меди – лазурит. И малахит, и лазурит являются ценными поделочными камнями. Возможно, вы слышали, что есть такое ядовитое вещество – медный купорос, он употребляется в качестве отравы для уничтожения вредителей культурных растений в садах, огородах, на полях. Так вот, медный купорос – это как бы порошок малахита. В природе такой порошок уплотняется с течением времени, отсюда – камень малахит. Таким образом, если где-то на поверхности люди находят малахит – это значит,  что где – то на глубине обязательно есть медная руда. Вот почему в сказке Бажова сказочное существо Малахитница называется Хозяйкой Медной горы. Теперь вам ясно, почему Хозяйка называется Малахитницей, хотя Данила – мастер брал в этой горе не медь, а малахит.

В сказах Бажова постоянно отмечается, что места на Урале, где добываются драгоценные и красивые поделочные камни, отличаются от окружающей местности другим, особым характером растительности и животного мира.

Кто приведёт такие примеры? (ответы детей). А почему так? А вот почему. Дело в том, что в почве над различными месторождениями неизбежно наблюдается повышенное содержание этих элементов. Скажем, на месторождении меди в почве – повышенное содержание элементов меди, а на месторождении марганца – соответственно марганца и т.д. Вы знаете, что растения берут для своего роста питательные вещества из почвы. А, значит, и в самих растениях и в их плодах тоже наблюдается повышенное содержание этих веществ. Ну и, конечно, в тканях животных, которые питаются этими самыми растениями. Внешний вид растений в таких случаях меняется, они приобретают либо гигантский вид, либо угнетённый, низкорослый. Изменяется и их цветовая гамма. Это отражается и на животных. Помните, у Бажова ящерки у медной горы ярко – зелёные, необычно красивые. Вот по таким признакам раньше, когда ещё не было учёных – геологов, люди, обладавшие наблюдательностью, находили месторождения различных руд. Таких людей так и называли – рудознатцами.

Вот, например,  вы знаете, что такое чага? Его ещё называют берёзовый гриб чага. Он целебный. И действительно «растёт» на стволе берёзы. Но вот учёные – биологи до сих пор не знают, что это такое. На гриб – трутовик он не похож. Это какое  - то инородное образование с целым спектром микроэлементов и, в первую очередь, марганца. Так вот, чага образуется на берёзе в том случае, если в почве, на которой растёт дерево, наблюдается повышенное содержание марганца. Таким образом, в природе всё взаимосвязано и надо обязательно развивать в себе наблюдательность. На всё необычное надо обращать внимание, задавать вопрос: «А почему так?» и уметь отвечать на него, анализировать. Если вы заметите что – то необычное и не сможете сами объяснить, приходите ко мне, вместе разберёмся».

Примечание: часть праздника, например, разгадывание загадок, кроссвордов и проч., может стать конкурсом или соревнованием двух команд.

  1. Кроссворды

СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА

5

2

11

3

7

12

1

9

10

14

16

4

6

8

13

15

С

К

А

З

Ы

П

А

В

Л

А

Б

А

Ж

О

В

А

По вертикали: дополни слово в название сказа Бажова:

  1. «Огневушка - …»
  2. «Две…»
  3. «…лебеди»
  4. «…след»
  5. «…цветок»
  6. «Приказчиковы …»
  7. «…шкатулка»
  8. «Хрупкая …»
  9. «…змейка»
  10. «… ходок»
  11. «… копытце»
  12. «… уши»
  13. «… в деле»
  14. «Медной горы …»
  15. «Про … Полоза»
  16. «… гора»

БОГАТСТВА УРАЛА

4

5

2

7

9

14

1

10

12

13

8

11

3

6

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

А

У

Р

А

Л

А

Угадай, как называются сокровища Урала, если буквы в названиях переставлены:

1.БУНИР

2.ТОНИДОР

3.И 4 НОРГЫЙ ЛЬТУРСАХ

5.ОТОЗОЛ

6.ЛОСЬ (НАМЕНКАЯ)

7.ТАПИНАЛ

8.РАНАВЮТИН

9.ХАЛИТАМ

10.МИЗУДУР

11.ЦОЛЕР

12.РАМРОМ

13.ЛАТЬК

14.ШАЯМ

  1. ШАРАДЫ

В игре, что требует уменья,

Начало наше ты прочтёшь,

К нему прибавь местоименье –

И сразу место назовёшь,

Где добывают руды, уголь, камни.

(шах – ты)

К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг.

(ура – л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "В гостях у Гнома" для детей средней группы

Конспект комплексного занятия "В гостях у Гнома" для детей средней группы позволяет выполнить следующие цели и задачи:  ·   закрепить знание количественного счета в пределах четырех, ум...

Конспект комплексного занятия (математика, грамота) в подготовительной к школе группе

Закреплять у детей названия геометрических фигур, навыки порядкового обратного счета, учить видеть количество предметов и обозначать цифрами, отражать в речи. Упражнять детей в решении логических зада...

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Праздник доброты и вежливости»

Программное содержание:- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание...

Конспект комплексного занятия по лепке и аппликации с использованием необычных материалов (макаронные изделия, крупа)

Использование разных материалов, расширяют возможности изобразительной деятельности детей. Первые успехи в работе вызывают у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взро...

Конспект комплексного занятия "Мама, мамочка моя" в старшей группе.

Обобщить знания детей о международном празднике "День матери". Воспитывать уважение и заботу к самому дорогому и близкому человеку....

Конспект комплексного занятия на тему «Гербы»

Конспект комплексного занятия на тему «Гербы»План занятия:1)        Беседа на тему «Гербы» (использован был следующий материал - К...

Конспект комплексного занятия "Ёлка"

Данное занятие состоит из теоретической части и мастер-класса...