Психологическая поддержка первоклассников в период адаптации.
статья (1 класс) на тему

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                ВВЕДЕНИЕ

    Проблема подготовки обучающихся к жизни в новом социально-экономическом  и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи с возникающими в последние годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения.

     Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами.

     Возраст от 5 до 10 лет считается, с этой точки зрения, критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

     Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение – либо малым, либо чрезмерным.

     Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и многое другое.

     Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

     В нашем понимании адаптация – это часть сложного, противоречивого, динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на освоение социальных норм и ценностей.

     Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Такой же ответственный момент переживает учитель, встречающий ребенка в школе. Каким бы опытом работы и педагогическим мастерством он ни обладал, каждый класс новоявленных школьников требует от педагога новых подходов, новых решений. Того же требует от учителя время. Школа живет ожиданием новых стандартов в образовании, полный переход на которые планируется к 2013 – 2014 годам. Главной задачей образовательного учреждения становится не вооружение школьника определенным набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Объем информации, необходимой для жизни, стремительно увеличивается, поэтому невозможно за период обучения снабдить учащегося знаниями на всю жизнь. Совершенно очевидно, что человеку придется непрерывно учиться, переучиваться, повышать квалификацию. Школа должна подготовить ученика к будущей жизни, сделать его членом общества. Много внимания следует уделять таким формам обучения, где востребованы активность и инициатива ребенка, где поощряются поиск и творчество.

     Адаптация ребенка к школе может успешно реализовываться при учете ряда условий психологической поддержки. Это:

      - развертывание преемственной связи начала обучения с решением жизненных и теоретических (мировоззренческих) проблем, волнующих вчерашнего дошкольника;

      - сохранение имеющего место в дошкольный период интереса к индивидуальным суждениям каждого ребенка;

      - обеспечение активного личностного диалога всех участников образовательного процесса (сам ученик, педагоги, одноклассники);

      - декларирование права на ошибку как естественного и закономерного условия совершенствования человека.

     В первой части своей работы мне бы хотелось рассказать, как возможно обеспечить эти условия в рамках гуманистической парадигмы образования. Учет условий, способствующих адаптации первоклассников, и условий их психологической поддержки позволил сформулировать пути, которыми следует двигаться педагогу, обучая первоклассников в первые месяцы учебного года.

     Во второй части работы я предлагаю рекомендации дя учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня, направленные на включение первоклассников в свободную самостоятельную учебную деятельность в период адаптации к школе.

     Под свободной самостоятельной деятельностью подразумевается предоставление ребенку свободы в выборе содержания и способов учебной деятельности. Свободная самостоятельная учебная деятельность первоклассников в группе продленного дня может стать вариантом закрепления пройденного материала и самостоятельного знакомства с новой темой.

     Учащимся предоставляется возможность права работы в автономном режиме. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя цель деятельности, напрямую связывая ее с усвоением предметных знаний, осуществляет планирование своей деятельности и дает оценку полученным результатам. При этом доминируют методы самостоятельной работы со специально разработанным дидактическим материалом при минимальной консультационной помощи учителя.

     Свободная самостоятельная деятельность преследует следующие цели:

      - повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий;

      - самостоятельное частичное прохождение программного материала;

      - опережающее знакомство с программным материалом;

      - развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой;

      - создание положительной мотивации к учебной деятельности;

      -развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения;

      - развитие познавательного и творческого потенциала учащихся;

      -формирование рефлексивно – оценочной деятельности и навыка самопроверки.

     Предложенные занятия позволяют показать детям возможности самостоятельной учебной деятельности, закладыванию основ для формирования свободной самостоятельной учебной деятельности, выработки правил самостоятельной работы.

     В работе предложены разработки нестандартных классных часов (в форме рефлексивных кругов), которые проводятся с первоклассниками в адаптационный период.

     В процессе превращения дошкольника в ученика важна каждая минута, проведенная ребенком в школе. Игры, предложенные в работе, помогают организовать досуг первоклассников.

     Учителю важно с первых школьных дней научить ребенка учиться и полюбить этот труд. Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему – то научить, развить в нас какие – то способности, которые понадобятся в жизни». Важно учителю и ребенку вместе найти радость в их общем труде, и тогда вчерашние дошколята станут самыми настоящими школьниками, пытливыми, стремящимися к знаниям, успешными.

                                                               Часть I

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ               

           ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

                       ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КРАТКАЯ

                                                          ХАРАКТЕРИСТИКА

                                                    I этап (апрель – май)

                                 Диагностика школьной зрелости

     Еще совсем недавно многих родителей не волновала подготовка ребенка к школе. Детям исполнялось 7 лет, и они автоматически становились школьниками.

     Сейчас, когда изменилось социально – экономическое пространство в стране, у родителей появилась возможность выбрать школу (либо государственную, либо частную), найти своему любимому чаду самую престижную.

     Многие, заранее обучив малыша чтению, письму и счету, искренне уверены, что их ребенок, бегло читающий и считающий до 100 и более, конечно же, готов к обучению.

     Учеба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребенка.

     Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится все более значимой, ибо от ее решения, без преувеличения, зависят человеческие судьбы.

     Готовность к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика, включающая в себя следующие компоненты:

      - психофизиологический (созревание организма);

      - педагогический (все, чему научили ребенка);

      - психологический (особенности развития и формирования).

     Какой из трех компонентов наиболее важен при определении школьной зрелости? Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

      - зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.);

      - эмоционально – волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость);

      - сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др.

     На этом этапе, на мой взгляд, необходимо проводить комплексное обследование ребенка в присутствии родителей. На каждого будущего ученика заполняется протокол психологического обследования. По его результатам проводится беседа с родителями о степени готовности ребенка к началу обучения, при необходимости обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребенка в школу. Обязательно даются рекомендации, как с ними справиться. Это могут быть предложения о целесообразности обучения ребенка по той или иной программе, рекомендации по консультированию со специалистами (психоневрологом, логопедом, невропатологом) до начала школьного обучения.

     Диагностика психологической готовности проводится не для осуществления отбора в школу, а для профилактики нежелательного психического развития ребенка и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии.

     После обследования необходимо провести качественный анализ результатов с представителями школьной администрации и педагогами.

                                                      II этап (август)

            Семинар – практикум для учителей первого класса

     Практика показывает, что если ребенок учится в доброжелательной атмосфере, если он доверяет педагогу, то ему легче преодолеть трудности и пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в развитии младшего школьника.

     Ключевой психологической особенностью младшего школьного возраста является авторитетность взрослого (прежде всего, учителя), вера в истинность всего, что он «несет», а также доверчивость и восприимчивость.

     Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать оскорблениями и двойками, а помогать ребенку.

     Формы и методы работы с учителем первоклассников:

      - диагностика и самодиагностика учителей. Составление психологического портрета (см. Приложение 4) помогает учителю найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем;

      - элементы тренингов (СПТ, аутотренинг, тренинг общения);

      - обмен информацией. Психолог информирует о том, что такое психологическое развитие, каковы его закономерности и возрастные особенности;

      - анализ прошлого опыта. Учителя делятся опытом своей работы с первоклассниками, анализируют, что удалось, какие были трудности, «находки», пожелания;

      - моделирование уроков. Детальное обсуждение методики проведения занятий, проигрывание каждого учебного дня, использование видеозаписей предыдущих тренингов.

                                                    III этап (сентябрь)

                  Курс – тренинг «Внимание! Первоклассник!»

     Главная цель курса – душевное здоровье, эмоциональное благополучие как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно творить, ни полноценно общаться.

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

     Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др.) В этот период в ребенке живут два желания – хочу учиться и хочу играть.

     Курс «Внимание! Первоклассник!» учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности.

     

Психологический аспект:

      - сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия;

      - формирование у ребенка представления о школе как о месте, где он будет принят со всеми своими чувствами, мыслями;

     Педагогический аспект:

      - формирование умения учиться;

      - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

     Курс – тренинг – это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. По форме, по манере общения курс «Внимание! Первоклассник!» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

                                   

                                    Программа курса – тренинга

                                            «Введение в школьную жизнь»

     День 1 – й.

Урок 1. Знакомство.

Урок 2. Режим дня школьника.

Урок 3. Схема класса.

     День 2 – й.

Урок 1. Школьные традиции.

Урок 2. Кто не против нас, тот с нами.

Урок 3. Оценка.

     День 3 – й.

Урок 1. Я и Мы.

Урок 2. Реакция на реплику.

Урок 3. Самооценка.

     День 4 – й.

Урок 1. Отработка ранее введенных знаков, правил.

Урок 2. Как надо и не надо спорить.

Урок 3. Разные критерии оценки.

     День 5 – й.

Урок 1. Когда непонятно, как надо действовать.

Урок 2. Ситуация недоопределенного правила.

Урок 3. Общая работа как сумма индивидуальных.

     День 6 – й.

Урок 1. Понятно ли мы говорим?

Урок 3. Различные стороны сотрудничества.

Урок 3. Адресность сообщения.

     День 7 – й.

Урок 1. Групповое взаимодействие.

Урок 2. Ловушка.

Урок. 3. Содержательное высказывание.

     День 8 – й.

Урок 1. Учимся доказывать.

Урок 2. Поиск выхода из ситуации. Обращение за помощью.

Урок 3. Понятность высказывания, точность информации, содержательность вопроса.

     День 9 – й.

Урок 1. Учимся аргументировать высказывание.

Урок 2. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего.

     День 10 – й.

Урок 1. Лесная школа.

Урок 2. Праздник «Рождение класса».

     Занятия курса способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, Стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер.

     Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно – познавательной мотивации.

     Учителя знают, как важно с первых же дней разъяснить детям, что от них требуется. Курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в соблюдении установленного распорядка.

     В школе, как известно, ставят отметки. Восприятие ребенком оценки его деятельности, в конечном счете, является для него оценкой его личности в целом. Этому способствует реакция родителей, которые встречают ребенка из школы вопросами: «Что ты получил? Какие у тебя отметки?».

     Задания и беседы в рамках данного курса играют психопрофилактическую и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо – и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

      Учитель имеет возможность уже в течение первых двух недель сделать «фотографию» класса, увидеть всех детей (лидеров и тех, кому нужно уделить больше внимания), отследить эмоциональное состояние каждого ребенка через «срезы» настроения в цвете, которые проводятся в конце каждого дня (основа – светопись Лутошкина).

     Также ежедневно учитель получает обратную связь от родителей, присутствующих на уроках. Они в «дневничках» ведут записи наблюдений за группами детей во время занятий, на переменах.

     Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю». Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями.

      Параллельно с созданием классного коллектива курс «Внимание! Первоклассник!» способствует формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни.

     Необходимо, чтобы и родители первоклассников приняли данный курс, поддержали его.

     В течение курса нужно систематически проводить анализ занятий. Обсуждать каждого ребенка, отмечать, кто был успешен, как вел себя, принимать конкретные решения, делать выводы.

                                                         Часть III

                               ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТОХЕ ЧАС

                               (50 ИГР ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ)

                                           ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

     «РУКОПОЖАТИЕ».

   Эта игра физически сближает учащихся друг с другом и вносит в работу элемент дружеских отношений. Она помогает снять напряжение в аудитории за счет прикосновения участников друг к другу.

     Ход упражнения: предложите участникам встать со своих мест, пройтись по комнате определенное количество времени и пожать руки как можно большему числу участников, говоря при этом простые слова: «Привет! Как дела?». Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем – либо из участников, нельзя освобождать свою руку до тех пор, пока другой рукой не начнете здороваться еще с кем – то. Иными словами, надо непрерывно быть в контакте с кем – либо из группы.

     Эта игра мобилизует внимание учащихся, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт – левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.

     «КЛУБОК НИТОК».

     Ведущий пускает по кругу клубок толстых ниток или пряжи. Получая клубок в руки, ребенок должен назвать свое имя и сказать несколько слов о себе. Потом клубок передается дальше, можно не обязательно соседу по кругу. Когда все представились, получится очень интересная фигура из нити, где все участники объединены вместе.

     «МЯЧ ПО КРУГУ».

     Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он громко называет свое имя, кидает мяч другому, а руки прячет за спину. Это значит, что у него мяч уже побывал и ему больше кидать нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучит имя каждого. После этого игра начинается сначала при одном условии, что мячик нужно будет кинуть тому же человеку, назвав его по имени. Игру можно повторить несколько раз. Причем для интереса взять два мяча или пустить мячик в обратном порядке.

     «ПОКРЫВАЛО».

     Участники делятся на две команды. Ведущий со своим помощником берут одеяло и перегораживают им часть комнаты. Команды располагаются по обе стороны покрывала так, чтобы участники не видели своих противников. Из каждой команды по одному молча подсаживаются на корточках к покрывалу. В это время надо покрывало резко опустить вниз. Участники должны назвать имя друг друга. Тот, кто назовет имя соперника первым, забирает его в свою команду. Выигрывает та команда, в которой будет больше количество человек на момент остановки игры.

     «ТРАМВАЙЧИК».

     Участники игры сидят на стульях, расставленных по кругу. Есть один лишний стул, который находится рядом с ведущим. Ведущий пересаживается на пустой стул и произносит слова: «А я еду». Сидящий рядом с ведущим игрок пересаживается на освободившийся стул и произносит слова: «А я тоже». Следующий (третий человек) пересаживается на свободный стул и произносит: «А я зайцем!». Четвертый участник произносит фразу: «А я с…», называя имя любого играющего. Игрок, чье имя произнесли, пересаживается на свободное место.

     Игру продолжает тот, рядом с которым справа освобождается место.

     «ПАРОВОЗИК ЗНАКОМСТВ».

     Сначала тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая: «Чух – чух – чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому играющему со словами «Паровозик «чух – чух – чух», протянет руку для пожатия и назовет свое имя. Тот, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «паровозиком», а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с «вагоном», который стоит у него за спиной и обеими руками придерживает за талию, продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому другому человеку со словами «Паровозик «чух – чух – чух»», протягивает для пожатия руку, называет свое имя и имя своих «вагонов». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не включатся все ребята. Если «паровозик» сломается, то есть кто – то из детей забудет имя своего «вагончика», то игру лучше начать сначала.

                                   

                                               ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ

     «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ». 

     Все играющие читают текст и выполняют определенные движения.

                          Текст игры

             Сопровождающие действия

                                   1

                                    2

У оленя дом большой,

(Руками над головой сформировать крышу дома.)

Он глядит в свое окошко.

(Перед лицом руками показать окно.)

Заяц по лесу бежит,

(Руками имитировать бег зайца.)

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук, дверь открой -

(Правой рукой имитировать стук в дверь.)

Таи в лесу охотник злой».

(Большим пальцем правой руки показать назад за свое плечо.)

«Заяц, заяц, забегай,

(Правой рукой имитировать приглашение в дом.)

Лапу мне давай!»

(Левую руку вытянуть вперед, а правую положить на нее сверху, как будто здороваться.)

        Далее игра повторяется несколько раз с постепенным увеличением темпа.

«ЧАЙНИЧЕК». 

     Игра немного похожа на предыдущую.

                           Текст игры

             Сопровождающие действия

                                   1

                                     2

                           Чайничек

(Левую руку выставить в кулаке перед собой.)

                        с крышечкой,

(Открытой ладошкой правой руки прикрыть кулачок.)

                           Крышечка

(Вновь повторить второе движение.)

                        с шишечкой,

(Кулачок левой руки поставить на крышечку.)

                          Шишечка

(Повторить предыдущее движение.)

                         с дырочкой,

(Правой рукой сложить большой и указательный пальцы в кольцо и показать

«дырочку».)

                         Из дырочки

(Повторить предыдущее движение.)

                            пар идет.

(Указательным пальцем правой руки показать винтовыми движениями вверх, как идет пар.)

 

     Повторяем песню несколько раз и последовательно заменяем каждое слово на «ля – ля – ля» и показываем только движения. Играть до тех пор, пока все слова будут заменены.

     «МУРАВЕЙ НА КНИГЕ».

     Участники сидят спокойно за столом. Перед ними лежат книги. По команде учителя они закрывают глаза и проделывают следующее:

      - ощупывают контуры книги;

      - проводят пальцами по обложке книги.

     Затем учитель рассказывает историю. Дети соответственно данной истории с закрытыми глазами ощупывают пальцами книгу.

     Чтение рассказа ведущим.

     Муравей перелезает через уголок книги. Он осматривает и обдумывает, куда бы ему сейчас направиться, и быстро пробегает три шага вперед, чтобы потом снова остановиться. Взгляд налево, взгляд направо, и снова бежит, но уже к другому углу книги.

     Там он замедляет свой шаг и идет очень спокойно вдоль внешнего края книги. Подойдя к следующему углу книги и осмотрев противоположную сторону, он разворачивается, бегло осматривает край книги и бежит обратно.

     Это должно быть очень интересно, думает он, пройтись по самому краю книги прямо до следующего угла! Взволнованно вытягивает он одну ногу, потом вторую и начинает маршировать.

     На следующем углу он начинает маршировать, поворачивается два раза вокруг себя и спешно бежит в середину. Там он поднимается на задние лапки и смотрит вверх. Потом, слегка приплясывая, ложится в уголок и засыпает.

     «ШУМ ДОЖДЯ».

     Эта игра поможет установить тишину. Учитель говорит примерно такие слова: «Дорогие ребята! Посмотрите в окошко! Вы видите, какие тучи на небе?! Сейчас пойдет дождик! Вот уже упала… Одна капелька (все хлопают по ладони одним пальцем). Две капельки (все хлопают двумя пальцами). Три капельки (все хлопают по ладони тремя пальцами). Четыре капельки (четырьмя пальцами). Пошел проливной ливень (бурные аплодисменты). Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (дождь прекращается).

     «ЧЕПУХА».

     Каждому раздается листок бумаги. Учитель задает вопросы, ответы на которые надо записывать. Кто? Когда? Где? Что делал? Кто видел? Что сказал?.. Вопросы могут быть и другими. Ответив на вопрос, надо передать свой листок соседу слева, при этом верхний край листка заворачивают, чтобы нельзя было прочесть написанное. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает получившееся.

                         ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

   

  «ФИГУРЫ».

     Все встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник…, квадрат…, ромб…» и т.д. Как вариант можно предложить перестроиться из круга, не держась за руки, в любую геометрическую фигуру, или букву, или птичий клин.

     «МОНЕТКА».

     Все делятся на пары. Один человек должен попасть пальцем в монетку, которая лежит на столе, но глаза у него закрыты. Помогает ему «поводырь»: он берет «слепого» за другую руку, водит ее вправо – влево, вниз – вверх, как бы сам пытаясь чужим пальцем дотронуться до монеты. «Слепой» должен хорошо чувствовать подсказки «поводыря» и другой рукой повторять все движения, пока пальцем не уткнется в монету. Потом пары меняются ролями.

     Спросите у учеников:

     - Как вы чувствовали себя «слепыми»?

     - А как – «поводырями»?

     Должен получиться интересный разговор. В этом упражнении участники переживают и чувствуют ответственность за других.

     «СТРОИМ МОСТ».

     Детям предлагается построить мост. Каждая команда должна построить половину моста. В конце игры обе половинки будут соединены и мост будет готов. Есть возможность понаблюдать, насколько деть могут работать в команде, кто берет на себя лидерство, как дети строят свою работу, могут ли решать возникающие конфликты и доводить дело до конца.

     Материалы: цветная и белая бумага, картон, линейки, клей, скотч – одинаковое количество каждой группе.

     Инструкция: команды должны работать в разных местах и не общаться. Обсуждение может происходить только между представителями от каждой команды. Представители могут встречаться на нейтральной территории максимум на три минуты. Всего может быть не более трех встреч. Когда представитель одной команды решит встретиться с представителем другой, ему следует обратиться к наблюдателю, проводящему игру, и сообщить о своем решении.

     Качество моста будет оцениваться по его устойчивости, красоте и творческому подходу к его созданию. Мост должен выдержать какой – то обговоренный заранее предмет, положенный на место соединения половинок моста.

     «КОВЕР МИРА».

     Эта игра предлагает хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров, слез, заменив их обсуждением назревших проблем.

     Материалы: кусок ткани размером 90 на 150 см или платок, плед, несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник такого же размера. Кроме того нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, блестки, бисер, ракушки и тому подобное.

     Инструкция: сядьте в круг. Можете ли вы сказать, о чем иногда спорите друг с другом? О чем вы спорите с товарищами в школе? Как вы чувствуете себя после спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения?

     Я принесла небольшой кусочек ткани, который может стать нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения проблемы.

     Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед, а на него книгу с красивыми картинками или какую – нибудь занятную игрушку.) Представьте, что Игорь и Коля хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они сядут на наш «ковер мира», а я рядом, чтобы помочь им решить эту проблему, если будет необходима моя помощь. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. У кого есть предложения, как можно поступить?

     После обсуждения предлагается детям написать на «ковре мира» имена всех ребят класса и украсить его.

     Всякий раз, когда разгорится спор, можно будет использовать «ковер мира» для разрешения возникшего конфликта. Со временем дети смогут применять «ковер мира» и решать назревшие проблемы без помощи посторонних.

     «АЛФАВИТ».

     Чем чаще ребята могут иметь опыт совместной работы, тем сплоченнее будет коллектив класса. Для этого им предлагаются различные задания. Например, такое.

     Задание: сложить совместно весь алфавит от А до Я. Каждый получает по листку бумаги и должен написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв сложить весь алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если этого не получается с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока задание не будет выполнено. Задание можно выполнять молча.

     Признаками организованности группы как коллектива считаются качество, скорость выполнения задания и характер работы.

     Характер работы оценивается по системе следующих признаков, каждый из которых рассматривается как отдельная характеристика организованности:

      - возникновение в процессе работы органа самоуправления, координирующего работу всех членов коллектива, и определенной структуры их соподчинения;

      - отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов в системе межличностных отношений;

      - строгая дисциплина;

      - высокая деловая активность всех участников;

      - проявление инициативы и творчества в процессе работы всеми участниками;

      - демонстрация единства мнений и действий по существенным вопросам на всех этапах работы.

                                   ИГРЫ В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ

 

   «САЛАТ».

     Играющие стоят или сидят в кругу. В центре круга – водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто… (и называет какое – либо действие, например, «сегодня не завтракал» и т.д.). Те, кто действительно не завтракал, проходят через середину круга и меняются местами. Задача водящего – быстро занять чье – нибудь место. Тот, кому не хватило места, становится водящим, и игра продолжается. (Для удобства лучше играть, сидя на стульях, чтобы видеть свободные места0. Темп увеличивается.

   

      «ПУСТОЕ МЕСТО».

     Половина класса садятся на стулья по кругу, остальные встают к ним за спину и руки прячут за свою спину. Перед одним участником никто на стуле не сидит – «пустое место». Его задача – переманить кого – либо из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того и моргнув тому, кого хочешь к себе позвать. Если кто – то из участников увидел приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое место». Тот, кто стоит за спиной, должен удержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер удержал убегающего, то участник с «пустым местом» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача – переманить к себе какого – нибудь участника (также глазами), т.е. приобрести партнера, и т.д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

     «РУКИ ВВЕРХ!».

     В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на две команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до 10, а затем говорит: «Руки вверх!». Игроки команды, передавшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит «Руки вниз!» - и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды.

     «НАЙДИ ТО, НЕ ЗНАЯ ЧТО, СДЕЛАЙ ТО, НЕ ЗНАЯ ЧТО».

     Из группы играющих выбирается водящий, он покидает помещение. Игроки загадывают любой предмет, находящийся в комнате, и действие, которое с ним нужно сделать (например: тряпка, протереть подоконник). Приглашается водящий. Он ищет предмет, ориентируясь на силу аплодисментов. Если аплодисменты тихие, он далек от предмета, громкие – близок к нему. Шквал аплодисментов означает, что предмет найден верно. Таким же образом предстоит догадаться, что делать с предметом. Тихие аплодисменты – неверное действие, громкие – приближение к загаданному действию, шквал аплодисментов – угадано действие.

       «ЛУК, ЧЕСНОК, МАЛИНА».

      Выбирают водящего. Кто – то из игроков закрывает ему глаза, а все остальные игроки встают за спиной водящего. У водящего спрашивают: «Лук, чеснок, малина?». Водящий выбирает одно из предложенных слов, например, «малина». Ему отвечают: «Открываем половину!». После этих слов водящему открывают один глаз. Если водящий выбирает «чеснок», ему отвечают: «Посиди еще чуток». И опять задают вопрос. Последнее, что может выбрать водящий, - «лук». Как только он выбирает это слово, ему говорят: «По голове – стук», и кто – то из играющих тихо дотрагивается до его головы. Водящий оборачивается и должен угадать, кто его задел.

                           

                                                    ИГРЫ В КРУГУ

     «ЛАДОШКИ».

     Участники сидят в кругу, их руки находятся на коленях своих соседей справа и слева так, что получается перекрестие рук. Игроки начинают хлопать по очереди друг друга по коленям так, чтобы этот процесс шел строго по очереди в кругу. Кто ошибся, убирает свою ладошку. Кто же будет самым внимательным?

     «ПОЧТА».

     Дети встают в круг, взявшись за руки. Ведущий – в середине круга. По его выбору кто – то из детей произносит фразу: «Я передаю письмо…» (и называет имя одного из детей, стоящих в круге). После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: «Письмо получил». Только после этого он получает право передать письмо. Ведущий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: «Здесь». Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится ведущим, а прежний занимает его место и получает право передать письмо.

     «КУРОЧКА».

     Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер, так как перед началом игры все должны в кругу перемешаться. Ведущий стоит в центре круга, у него тоже есть свой номер. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам со словами: «Куда? Куда?» и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.

     «САНТИКИ – ФАНТИКИ».

     Дети встают в круг. Ведущий закрывает глаза. Дети выбирают заводилу, который показывает движение. Все произносят слова: «Сантики – фантики – лимпопо» и повторяют показанное движение. Ведущий открывает глаза, находясь в центре круга, наблюдает за игроками. Заводила постепенно незаметно меняет движения, и все за ним повторяют. Если ему это удается, он становится игроком, а заводила – ведущим. Дети выбирают нового заводилу.

     «СЕБЕ – СОСЕДУ».

     Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова «себе» дети правой рукой как будто что – то вкладывают в свою лавую руку. На слова «соседу» - правой рукой делают движение, как будто вкладывают что – то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: «Себе – соседу» и выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др.). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

                                     

                            ИГРЫ В ШКОЛЬНОМ КОРИДОРЕ

   

   «Я – ЗМЕЯ, ЗМЕЯ, ЗМЕЯ».

     Участники игры становятся в круг. Начинает ведущий. Он подходит к кому – нибудь и спрашивает: «Я – змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Будешь ты моим хвостом?». Если ответ положительный, проползает под его ногами и становится за ним, положив руки ему на плечи. Таким образом, с каждым разом длина «змеи» становится все больше, пока все не присоединятся друг к другу.

   

      «КИТАЙСКИЙ ФУТБОЛ».

     В этот футбол играют руками, а ноги изображают ворота. Сколько игроков, столько и ворот, каждый защищает свои ворота. Играющие становятся в круг и ставят ноги на ширине плеч. Ступни соседей должны соприкасаться – это и есть ворота. Ударом руки игроки перекатывают мяч по полу, стараясь попасть в чьи – то ворота. Каждый защищает свои ворота руками, но при этом нельзя сводить колени и садиться на корточки. Если кто – то пропустил гол в свои ворота, то остается играть, но поворачивается в круг спиной. Если он пропустил гол в свои ворота еще раз, то выходит из игры. Игра заканчивается, когда останется один победитель.

     «РАСКОЛДУЙТЕ МЕНЯ – ВОРОНОГО КОНЯ».

     Один догоняет. Тот, до кого он дотронется рукой, останавливается, ставит ноги и руки в стороны и говорит: «Расколдуйте меня – вороного коня!». Любой незаколдованный может расколдовать его, если проползет у него под ногами. Игра заканчивается тогда, когда все будут расколдованными. Тот, кто дольше всех продержался, становится догоняющим.

     «РЕВУЩИЙ МОТОР».

     Среди ребят можно организовать что – то похожее на настоящие автомобильные гонки по кругу. Один человек начинает произносить «р – р – р», поворачивая голову направо или налево. Его сосед тут же вступает в гонку со звуком «р – р – р», передавая эстафету поворотом головы следующему. Но у машины есть и тормоза «вж – и – ик!». Когда кто – либо скажет это слово, машина разворачивается в другую сторону. Любой из играющих в любую минуту может остановить автомобиль, но не более двух раз.

     «ЗАЯЦ, ЗАЯЦ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?».

     Игроки выбирают ведущего. Участники располагаются на значительном расстоянии от него и начинают хором произносить слова:

                                               

                                               Заяц, заяц, сколько времени?

                                               Я спешу на день рождения.

                                               У меня часы стоят,

                                               Ничего не говорят.

     После этих слов ведущий – заяц просит игроков по очереди дойти до него, выполнив при этом столько шагов, сколько он просит. Но шаги эти необычные, а принадлежат каким – либо животным или предметам, например, муравьям, зонтикам, верблюдам и т.д. Ведущий говорит примерно так: «Сделай три кирпичика, пять муравьиных шагов и два гигантских». Кто первым доберется до зайца, тот выиграет и становится ведущим.

     

                                       

                                        ИГРЫ В ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ

     «ШТАНДЕР».

     На земле чертится круг, куда встают все играющие. Водящий бросает мяч вверх и одновременно выкрикивает имя одного из игроков со словами: «Штандер, штандер…!». После этих слов все выбегают из круга в разные стороны, а тот игрок, чье имя было названо, должен подхватить мяч, пока он не коснулся земли. Если он сделает это, то вновь подбрасывает мяч и выкрикивает имя другого игрока. Если же мяч не был пойман сразу, то ловивший берет его, бежит в круг и кричит: «Стоп!».

     Затем он смотрит, до кого может докинуть мячом, сделав не больше десяти шагов. Делает эти шаги и кидает. После этого все играющие срываются со своих мест и бегут в круг, а тот, в кого кидали, хватает мяч и старается засалить им другого, кто еще не успел забежать в круг, иначе он станет новым ведущим и игра начнется с начала.

     «ЧАСЫ ПРОБИЛИ РОВНО…».

     Двое ведущих крутят скакалку и говорят:

     - Часы пробили ровно час. И так далее.

     Участники по очереди должны при каждом «часе» перепрыгивать скакалку ровно столько раз, сколько назовут ведущие. Игроки не должны сбиваться со счета и запутываться в скакалке. У кого не получилось – тот меняет одного из крутящих скакалку.

     

     «ТАРЕЛОЧКА, РАСКОЛИСЬ!».

     Все играющие встают лицом в круг, взявшись за руки. Одна пара поднимает руки вверх, образуя «ворота». Остальные играющие проходят через «ворота», не размыкая рук. При этом действии круг получается «навыворот», т.е. все играющие встают спиной в круг. Все говорят слова: «Тарелочка, расколись!» Раз, два, три!». Круг играющих начинает раскручиваться, все бегут в одну сторону, ускоряя шаг, при этом все стремятся удержать друг друга за руки. Если кому – то это не удается, круг разрывается и из игры выбывают два или более человек. Игра возобновляется с самого начала. Эту игру лучше проводить на ровной земляной площадке.

     «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА».

      Двое ведущих становятся лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают их вверх – это «ворота».

     Остальные игроки образуют цепочку, крепко взявшись за руки.

     «Ворота» произносят считалку:

                        Тра – та – та, тра – та – та,

                        Отворяем ворота.

                        Золотые ворота,

                        Поспешим мы все сюда.

                        Пропускаем раз,

                        Пропускаем два,

                        А на третий раз не пропустим вас!

   

     Есть и другой вариант считалки:

                        Золотые ворота

                        Пропускают иногда:

                        Первый раз – прощается,

                        Второй раз – запрещается,

                        А на третий раз не пропустим вас!

     Цепочка игроков в то время, пока ведущие произносят слова, должна быстро пройти сквозь «ворота». Проходить через ворота игроки должны, пока не закончились слова.

     После произнесения последних слов считалки, «ворота закрываются» - резко отпускают руки. Те игроки, которые, оказались внутри, «укрепляют ворота» - покидают своих друзей и начинают вместе с ведущими ловить оставшихся участников. Постепенно количество участников в воротах увеличивается, а цепочка становится все меньше и меньше. Два игрока, оставшихся последними, - победители – они и станут новыми «воротами».

     «ЛЬДИНА».

     На площадке чертят большой круг. Это – «полынья». Участники становятся на тонкой черте – это «льдина», в разных местах, а водящий – внутри круга. Игроки перебегают через круг. А водящий должен запятнать перебежчиков.

     Когда играющий добегает до черты, он уже не уязвим и оповещает водящего криком: «Я на льдине!» Здесь ловить его нельзя. Однако, если он не встанет точно на черту и выбежит за ее пределы, то становится водящим. Водящим становится и тот, кого «запятнали».

     Совет: трудно рассчитать свои силы так, чтобы остановиться именно на тонкой черте.

     

                       

     

     

         

     

     

     

                                     

     

     

     

     

                                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмо­циональное благополучие, ощущение психологического ком­форт...

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....

Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни

проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни...

Психологическая поддержка ребенка в период адаптации к школе

Советы родителям как подержать первоклассиников в период адаптации к школе...

Статья "Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни".

В статье рассказывается о формах и методах, используемых учителем для адаптации первоклассников....

Психологическая поддержка первоклассника в период адаптации

Рекомендации психолога родителям первоклассников...

Социально-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к школе

В статье рассматриваются факторы, способствующие  социальной адаптации ребенка к школе, или же наоборот, замедляющие ее....


 

Комментарии

Гусева Елена Геннадьевна

Ольга Борисовна! Большое спасибо за полезный материал!
Кудряшова Татьяна Александровна

Интересный материал. Спасибо!!!