Индивидуальный образовательный маршрут "учитель - учитель"
материал
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Полтавского муниципального района Омской области
«Соловьевская средняя школа»
Дорожная карта к программе наставничества
«Учитель - учителю»
Составитель: Лазарева И.Ю.,
учитель начальных классов
2020 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Цель и задачи, ожидаемые результаты………………………..…………4
3. Основные мероприятия……………………………………………………7-9
Люди учатся, когда они учат.
Сенека
1. Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
ЦЕЛЬ:
Обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на школьном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
ЗАДАЧИ:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование (индивидуальное);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставника, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодого учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодого специалиста;
- повышение уровня закрепляемости молодого специалиста в образовательной организации.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Основные мероприятия
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителя является первый год работы в школе, но второй и третий год молодого специалиста также нельзя оставлять без поддержки.
Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.
Задачи наставника
Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:
- Указать на требования к организации учебного процесса;
- Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
- Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
- Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
- Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.
Молодой педагог может надеяться на то, что коллега-наставник поможет ему в таких вопросах, как:
- Разработка программы своего профессионального роста;
- Подготовка к первичному повышению квалификации;
- Выбор темы для самообразования;
- Подготовка к будущей аттестации;
- Ознакомление с современными тенденциями в педагогике.
Портфолио. Именно наставнику лучше позаботиться о том, чтобы его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Он может показать ему своё портфолио, обратить внимание на требования к нему, подсказать варианты оформления. Сегодня этой визитке педагога уделяется много внимания, и не зря, оно в какой-то степени отзеркаливает профессиональный имидж учителя, является показателем его статуса и достижений.
Подготовка памятки. Необходимо составить памятки для молодых учителей. Поначалу они будут носить их с собой, и ориентироваться по их пунктам, а дальше уже смогут работать по изученному алгоритму. Вот какие памятки понадобятся новичкам обязательно:
- Анализ и самоанализ урока;
- Обязанности классного руководителя;
- Организация работы с родителями;
- Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
- Организация работы с неуспевающими.
Занятия с молодым педагогом:
1.Рабочая программа учителя, тематическое планирование.
2.Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
3.Методические требования к современному уроку.
4.Соответствие методов обучения формам организации урока.
5.Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия,
формы и методы.
6.Школьная документация.
7.Организация индивидуальных занятий с одарёнными детьми.
8.Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) повышение квалификации молодого педагога;
2) закрепление и успешная деятельность молодого педагога;
3) включение молодого педагога в проектную, исследовательскую, научно-экспериментальную, организационно-методическую, творческую деятельность.
Программа наставничества молодого специалиста должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.
1 год | |
Срок | Что проводится |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Изучение Устава учреждения и локальных актов. Изучение программ, методических пособий. Изучение документов по ФГОС. Составление рабочих программ по предметам. Планирование воспитательной работы на год. Собеседование: «Особенности составления плана воспитательной работы». Практическое занятие: «Как вести классный журнал. Запись замены уроков», «Оформление учебной программы, пояснительных записок, личных дел учащихся». Взаимопосещение уроков. Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока. |
Октябрь | Современный урок, план урока и его анализ. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий. Заседание ШМО: «Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке». Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями. Практическое занятие: «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей». |
Ноябрь | Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти. Собеседование: «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся». Мастер-класс «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока». Обсуждение темы «Методика проведения классного часа, внеклассных мероприятий». Просмотр и обсуждение тем ЕМД: Тема №1 «Начинать надо с конца» (как обеспечить достижимость планируемых результатов)» Тема №3 «Мальчики и девочки учатся по–разному» Тема №5 «Технология Lesson Study в работе школьных команд» Тема № 7 «Поэтапность в формировании умственных действий: самые частые ошибки, допускаемые учителями. Стратегия «Я – мы – ты» Часть 1 Часть 2 Выбор молодым специалистом одной из тем ЕМД для реализации в образовательном процессе. |
Декабрь | Консультационная помощь в проведении самоанализа урока. Выступление молодого специалиста на заседании РМО начальных классов по теме «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» (по результатам просмотра материалов ЕМД). Консультация «Как вести протоколы родительских собраний». Просмотр и обсуждение тем ЕМД: Тема №9 Оценочные техники формирующего оценивания(№1) Тема №10 «Приемы поддержания дисциплины на уроке» Тема №11 «Оценочные техники формирующего оценивания (№2)» Тема №12 «Приемы мотивации обучающихся подросткового возраста» Тема №13 «Как стимулировать мышление. Искусство задавать вопросы» Тема №15 «Диагностика динамики изменений образовательных результатов слабоуспевающих обучающихся» Выступление наставника по теме ЕМД «Приемы поддержания дисциплины на уроке». |
Январь | Портфолио молодого специалиста. Взаимопосещение уроков. Обсуждение вопроса «Анализ ВПР, работа над типичными ошибками». Просмотр и обсуждение тем ЕМД: Тема №17 «Секреты мотивации: равные возможности на уроке (№1)» Тема №19 «Секреты мотивации: принимающая и корректирующая обратная связь (№2)» Тема №20 «Скорая помощь» при возникновении конфликта между обучающимися» Тема №21 «Секреты мотивации: внимание к личному опыту ученика. Индивидуальная помощь и позитивная обратная связь (№3)» |
Февраль | Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти. Консультация по составлению и заполнению ИППР. Просмотр и обсуждение тем ЕМД: Тема №23 «Индивидуальный образовательный маршрут: лучшие практики начальной, основной, средней школы» Тема №24 «Как улучшить психологический климат в классе» Тема №25 «Учет индивидуальных особенностей ученика при конструировании урока» Тема №26 «Как научить родителей помогать своему ребенку в учебе» Тема №27 «Приемы отбора содержания для создания КИМ» Тема №28 «Как сделать стиль деятельности учителя на уроке более эффективным» Тема №29 «Сетевая форма реализации программ как механизм привлечения внешних ресурсов». |
Март | Взаимопосещение уроков. Обсуждение темы «Инновационные процессы в обучении. Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы». Вопросы ВПР. |
Апрель | Консультация «Составление и разработка технологических карт к урокам». Подготовка к годовым контрольным работам. Знакомство с условиями аттестации на 1, высшую квалификационные категории. |
Май | Взаимопосещение уроков. Оформление документации: составление отчета. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). Мониторинг профессионального роста молодого специалиста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут учителя
Содержит мероприятия на школьном, муниципальном, региональном и Всероссийском уровне....

Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
индивидуальный образовательный маршрут учителя
Участие учителя в мероприятиях различного уровня....
индивидуальный образовательный маршрут учителя
Содержит школьный, муниципальный, региональный и Всероссийский уровни....

Индивидуальный образовательный маршрут учителя начальных классов
Тема самообразования: «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя.
Индивидуальный образовательный маршрут учителя начальных классов....