Индивидуальный образовательный маршрут "учитель - учитель"
материал

Лазарева Ирина Юрьевна

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iom_dorozhnaya_karta_nastavnichestva_uchitel_uchitelyu.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное   общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Соловьевская средняя школа»

                                                                             

        

                                                                     

Дорожная карта к программе наставничества

«Учитель - учителю»

                                           

                                                               

 Составитель: Лазарева И.Ю.,

                                                           учитель начальных классов

                                                                                             

2020 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

2. Цель и задачи, ожидаемые результаты………………………..…………4

3. Основные мероприятия……………………………………………………7-9


Люди учатся, когда они учат.

Сенека

1. Пояснительная записка

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 1 год


ЦЕЛЬ:

Обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на школьном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.

ЗАДАЧИ:

  1. Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  4. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности  педагога.
  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
  7. Способствовать планированию карьеры  молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование (индивидуальное);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставника, стажировки и др).

Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
  • участие молодого учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие портфолио у молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  •  повышение квалификации;
  •  достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодого специалиста;
  • повышение уровня закрепляемости молодого специалиста в образовательной организации.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Основные мероприятия

              Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителя является первый год работы в школе, но второй и третий год молодого специалиста также нельзя оставлять без поддержки.

              Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.

Задачи наставника

Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:

  • Указать на требования к организации учебного процесса;
  • Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
  • Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
  • Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
  • Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.

Молодой педагог может надеяться на то, что коллега-наставник поможет ему в таких вопросах, как:

  • Разработка программы своего профессионального роста;
  • Подготовка к первичному повышению квалификации;
  • Выбор темы для самообразования;
  • Подготовка к будущей аттестации;
  • Ознакомление с современными тенденциями в педагогике.

Портфолио. Именно наставнику лучше позаботиться о том, чтобы его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Он может показать ему своё портфолио, обратить внимание на требования к нему, подсказать варианты оформления. Сегодня этой визитке педагога уделяется много внимания, и не зря, оно в какой-то степени отзеркаливает профессиональный имидж учителя, является показателем его статуса и достижений.

Подготовка  памятки. Необходимо  составить памятки для молодых учителей. Поначалу они будут носить их с собой, и ориентироваться по их пунктам, а дальше уже смогут работать по изученному алгоритму. Вот какие памятки понадобятся новичкам обязательно:

  • Анализ и самоанализ урока;
  • Обязанности классного руководителя;
  • Организация работы с родителями;
  • Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
  • Организация работы с неуспевающими.

Занятия с молодым педагогом:

1.Рабочая программа учителя, тематическое планирование.

2.Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)

     3.Методические требования к современному уроку.

     4.Соответствие методов обучения формам организации урока.

     5.Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия,

        формы и методы.

6.Школьная документация.

7.Организация индивидуальных занятий с  одарёнными детьми.

8.Организация коррекционных занятий с  обучающимися с низкой учебной мотивацией.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1)  повышение квалификации молодого педагога;

2)  закрепление и успешная деятельность молодого педагога;

3)  включение молодого педагога в проектную, исследовательскую, научно-экспериментальную, организационно-методическую, творческую деятельность.

Программа наставничества молодого специалиста  должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.

1 год

Срок

Что проводится

Сентябрь

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Изучение Устава  учреждения  и локальных актов.

Изучение программ, методических пособий.

Изучение документов по ФГОС.

Составление рабочих программ по предметам.

Планирование воспитательной работы на год.

Собеседование: «Особенности составления плана воспитательной работы».

Практическое занятие: «Как вести классный журнал. Запись замены уроков», «Оформление учебной программы, пояснительных записок, личных дел учащихся».

Взаимопосещение уроков.

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока.

Октябрь

Современный урок, план урока и его анализ.

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий.

Заседание ШМО: «Мастер-класс. Эффективность урока  – результат организации активной деятельности учащихся на уроке». 

Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями.

Практическое занятие: «Как работать с тетрадями учащихся.  Выполнение единых требований к ведению тетрадей».

Ноябрь

Беседы с молодым педагогом  по результатам первой четверти.

Собеседование: «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся».

Мастер-класс «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока».

Обсуждение темы «Методика проведения классного часа, внеклассных мероприятий».

Просмотр и обсуждение тем ЕМД:

Тема №1 «Начинать надо с конца» (как обеспечить достижимость планируемых результатов)»

Тема №3 «Мальчики и девочки учатся по–разному»

Тема №5 «Технология Lesson Study в работе школьных команд»

Тема № 7 «Поэтапность в формировании умственных действий: самые частые ошибки, допускаемые учителями. Стратегия «Я – мы – ты»   Часть 1        Часть 2

Выбор молодым специалистом одной из тем ЕМД для реализации в образовательном процессе.

Декабрь

Консультационная помощь в проведении самоанализа урока.

Выступление молодого специалиста на заседании РМО начальных классов по теме «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» (по результатам просмотра материалов ЕМД).

Консультация «Как вести протоколы родительских собраний».

Просмотр и обсуждение тем ЕМД:

Тема №9 Оценочные техники формирующего оценивания(№1)

Тема №10 «Приемы поддержания дисциплины на уроке»

Тема №11  «Оценочные техники формирующего оценивания (№2)»

Тема №12 «Приемы мотивации обучающихся подросткового возраста»

Тема №13 «Как стимулировать мышление. Искусство задавать вопросы»

Тема №15 «Диагностика динамики изменений образовательных результатов слабоуспевающих обучающихся»

Выступление наставника по теме ЕМД «Приемы поддержания дисциплины на уроке».

Январь

Портфолио молодого специалиста.

Взаимопосещение уроков.

Обсуждение вопроса «Анализ ВПР, работа над типичными ошибками».

Просмотр и обсуждение тем ЕМД:

Тема №17 «Секреты мотивации: равные возможности на уроке (№1)»

Тема №19 «Секреты мотивации: принимающая и корректирующая обратная связь (№2)»

Тема №20 «Скорая помощь» при возникновении конфликта между обучающимися»

Тема №21 «Секреты мотивации: внимание к личному опыту ученика. Индивидуальная помощь и позитивная обратная связь (№3)»

Февраль

Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти. 

Консультация по составлению и заполнению ИППР.

Просмотр и обсуждение тем ЕМД:

Тема №23 «Индивидуальный образовательный маршрут: лучшие практики начальной, основной, средней школы»

Тема №24 «Как улучшить психологический климат в классе»

Тема №25 «Учет индивидуальных особенностей ученика при конструировании урока»

Тема №26 «Как научить родителей помогать своему ребенку в учебе»

Тема №27 «Приемы отбора содержания для создания КИМ»

Тема №28 «Как сделать стиль деятельности учителя на уроке более эффективным»

Тема №29 «Сетевая форма реализации программ как механизм привлечения внешних ресурсов».

Март

Взаимопосещение уроков.

Обсуждение темы «Инновационные процессы в обучении.

Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы».

Вопросы ВПР.

Апрель

Консультация «Составление и разработка технологических карт к урокам».

Подготовка к годовым контрольным работам.

Знакомство с условиями аттестации на 1, высшую квалификационные категории.

Май

Взаимопосещение уроков.

Оформление документации: составление отчета.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы).

Мониторинг профессионального роста  молодого специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут учителя

Содержит мероприятия на школьном, муниципальном, региональном и Всероссийском уровне....

индивидуальный образовательный маршрут учителя

Участие учителя в мероприятиях различного уровня....

индивидуальный образовательный маршрут учителя

Содержит школьный, муниципальный, региональный и Всероссийский уровни....

Индивидуальный образовательный маршрут учителя начальных классов

Тема самообразования: «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя

Индивидуальный образоватльный маршрут учителя...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя начальных классов....