«Семья – важнейший институт воспитания детей» (из опыта работы)
материал
Выступление на методическом объединении воспитателей «Семья – важнейший институт воспитания детей» (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Выступление на методическом объединении воспитателей
«Семья – важнейший институт воспитания детей» (из опыта работы)
Подготовила:
Камышникова Наталья Владимировна,
воспитатель
2024-2025 учебный год
«Семья – важнейший институт воспитания детей» (из опыта работы)
По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - всё берёт начало в детстве.
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, особая роль отводится семейному воспитанию. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации.
Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей.
Сегодня необходимо духовно-нравственное возрождение семьи, возврат к семейным ценностям, к высокой морали и нравственности. Ситуация настоящего периода требует подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, учитывая изменившиеся социальные реалии. Это возможно только при условии тесного взаимодействия семьи, школы-интерната и социума. Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив интерната и родители – это нахождение взаимопонимания.
Во многих семьях наблюдается отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка. Часть отцов и матерей не проявляют необходимого заинтересованного и участливого отношения к жизнедеятельности своих детей. Следствием этого стало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.
Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений интерната проводится специальная воспитательная работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Родители могут оказать неоценимую помощь своему ребенку в развитии сильных сторон личности и коррекции отклонений. К сожалению, многие семьи не могут самостоятельно определить перспективы развития своих детей, консолидировать свои усилия.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что большая ответственность лежит на педагогах школы за организацию продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников. За годы работы сформировала свое видение роли воспитателя в организации взаимодействия семьи и школы. Именно воспитатель и классный руководитель имеет возможность хорошо изучить воспитательные ресурсы каждой семьи, познакомиться с ближайшим социальным окружением каждого своего воспитанника. Главное делать это максимально корректно, не разглашая частную информацию о семье, всегда исходить из интересов ребенка. У воспитателя есть уникальная возможность работать с детьми с первого класса до выпуска из школы. Постепенно и родители и дети будут доверять воспитателю все больше и больше, а значит и взаимодействие семьи и школы будет более эффективным.
Деятельность воспитателей по организации работы с родителями реализует следующие цели:
• просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
• консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных навыков;
• коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями включает два основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с помощью следующих форм работы с семьей: родительские собрания, общешкольные собрания и конференции, индивидуальные и тематические консультации.
Индивидуальной формы работы с родителями позволяют лучше узнать и познакомиться с условиями и индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей позволит более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в интернате.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя. Если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой, или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей.
В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.
Бывают и радости, которыми хочется поделиться с родителями, понимающими и разделяющими их. Кому, как не воспитателю, рассказать, что «Игорь самостоятельно аккуратно убрал свою постель», что «капризный Ваня стал спокойнее и послушнее». И даже если я знаю, что радость преждевременна и до полного исправления поведения ребенка еще далеко.
Телефонная связь с родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя, казалось бы незначительная, неформальная, но очень эффективная. В школе-интернате создан свой сайт, который поможет «продвинутым» родителям интересоваться жизнью своего ребёнка в интернате. Проводятся индивидуальные встречи с родителями.
Следующая форма работы с родителями это посещение семей. Основная цель посещения – знакомство с домашней обстановкой, в которой живет воспитанник (изучаю семейные обстоятельства и жилищно – бытовые условия). Посещение семьи ученика помогает лучше изучить ее влияние на ребенка, узнать сильные и слабые стороны семейного воспитания, знакомство с семьей помогает глубже проникнуть во внутренний мир детей.
Особенно осложнён процесс сотрудничества в тех семьях, где пьянство, иждивенство, полукриминальный образ жизни.
Взаимодействие воспитателей и родителей отражается в воспитательных планах такими формами работы, как конкурс творческих работ, в которых принимают участие и родители.
Формирование банка данных о семье и семейном положении проходят ежегодно все родители.
Традиционными стали общешкольные мероприятия с приглашением родителей: общешкольные родительские собрания, «Новогодние праздники», 8 Марта. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между воспитателями и родителями. Родители нашего класса всегда интересуются подготовкой детей к праздникам. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение родителей в коллективные дела класса. Дети с ОВЗ часто не могут довести до конца творческие работы. Иногда им не хватает волевых усилий, развития мелкой моторики и ручных навыков. В таких случаях я обращалась за помощью к родителям.
Большинство родителей общаются через социальные сети. Социальные сети позволяют организовать дистанционное взаимодействие с воспитанниками и их родителями. В любое удобное время можно отправить сообщение родителям памятку о безопасности, даже отправить видеоролик с выступлением ребенка, или с фотографиями воспитательских мероприятий, школьных выставок и концертов.
Хорошим помощником в налаживании дистанционного взаимодействия с семьей является «Ватсс Апп». Он позволяет не только сделать бесплатный звонок, написать сообщение, но и провести бесплатную дистанционную консультацию для родителей, объединив их в группу.
Большой опыт работы позволяет сделать вывод, что дистанционные технологии входят не только в практику обучения детей, но и в практику организации продуктивного взаимодействия с семьями детей. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения педагогов организовать продуктивное взаимодействие с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.
Семья является проводником между личностью и обществом, создаёт и сохраняет принятые в обществе взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.
Задача школы – помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики.
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей», - завещал В.А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Семья - важнейший институт духовно-нравственного развития"
Условия существования семьи, составление семейного древа...

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"
Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения" ороли семьи в процессе воспитания подрастающего поколения....

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"
Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения". О роли семьи в процессе воспитания детей....

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)
Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

"Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании детей" из опыта работы
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...

«Семья важнейший институт воспитания детей. Влияние семьи на становление личности»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского пове...
Почему семья - ведущий институт воспитания?
В статье рассматривается роль семьи в воспитании ребенка....