Почему семья - ведущий институт воспитания?
статья (1 класс)

В статье рассматривается роль семьи в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему семья - ведущий институт воспитания?

Семья - самое главное в жизни каждого человека. Это самые родные и близкие нам люди, которых мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра, с кого берем пример и кому стремимся подражать. Отношения между людьми в семье самые прочные из всех человеческих отношений.

Семья является главным институтом воспитания. Ребенок, что приобретает в детские годы в семье, сохраняет это в течение всей своей жизни.

В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и длительное время воздействует на личность больше, чем какой-либо другой институт воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к семи годам он уже наполовину сформирован как личность.

Семья оказывает на ребенка положительное воздействие. Никто, кроме родных не любит его и не заботится о нем столько. Она обеспечивает ребенка необходимым минимум общения, без которого невозможно стать человеком и личностью.

Семья - это среда для развития личности в первичной стадии физического, речевого, эмоционального, духовно- нравственного, творческого становления.

Семейное общение охватывает все стороны жизни человека. Все члены семьи влияют друг на друга. Если взрослые служат для ребенком примером, образцом поведения, то что еще больше укрепляют в них чувство  ответственности.

Семья регулирует разнообразные отношения ребенка с окружающим миром. Прямо на ребенка, на его неокрепшую психику, нельзя обрушить требования действительности, иногда довольно жесткие. Родители смягчают эти требования, снимают стрессы ребенка.

Воспитательное воздействие семьи, тем не менее, ограничено. Оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей родственников, их уровня развития, интеллекта, культуры, условий жизни. Доверие и страх, уверенность и застенчивость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении и наоборот - все эти качества личность приобретает в семье.

В семье велико влияние личностного начала в воспитании. Живой пример, чувствительность к настроению и состоянию членов семьи имеет большое значение. У родителей есть возможность остаться наедине с ребенком и точно оказать на него необходимое воздействие.

Что касается других институтов воспитания, то следует выделить школу, средства массовой информации и личные контакты.

Школа оказывает влияние на ребенка с семи лет, т.к. он проводит в ней большое  количество времени. Воспитание в школе осуществляется через все: учебные предметы, учителей, классного руководителя, сверстников, специальные мероприятия. Этот процесс осуществляется специалистами. Но в школе невысокие возможности индивидуального  подхода к ребенку. Для педагогов, в отличие от родителей, нет различий между детьми, все они находятся в равном положении, им всем уделяется примерно равное внимание.

Коллектив сверстников - это особый общественный институт воспитания. Роль коллектива велика. Он помогает применять на практике формирующиеся у детей социальные установки и моральные нормы взаимоотношений с другими людьми.

Бывает коллектив не принимает ребенка, отвергает его; оказывает давление и ребенок скатывается до уровня членов коллектива. Члены коллектива  сохраняют свои отличия друг от друга. Это происходит вопреки влиянию на них коллектива.

Еще один институт воспитания - средства массовой информации. Часто дети ощущают на себе пагубное  влияние информации, предназначенной не для них. Влияние СМИ рассчитаны на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка.

Влияние семьи особо значимо в начальный период жизни ребенка, и оно во многом превышает все другие воспитательные  воздействия.

Успешность формирования личности  обуславливается семьей. Какая семья, такой и выросшей в ней человек.

Однако не стоит забывать, что семья может выступать как в роли положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В каждой семье складывается определенная система воспитания.

Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, заботы, сколько самые близкие и родные люди. И вместе с тем никакой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании  детей, сколько семья.

Семья - это ведущий институт воспитания. Она производит самое главное богатство общество - человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая рука, ведущая нога."

Методика определения у ребёнка ведущих глаза, руки, уха и ноги. Это необходимо для адекватной оценки возможностей ребёнка и выявления скрытых заболеваний....

Презентация к уроку "Семья - важнейший институт духовно-нравственного развития"

Условия существования семьи, составление семейного древа...

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения" ороли семьи в процессе воспитания подрастающего поколения....

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения". О роли семьи в процессе воспитания детей....

«Семья важнейший институт воспитания детей. Влияние семьи на становление личности»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского пове...