Особенности процедуры оценивания в безотметочном обучении
методическая разработка (1 класс)

Шмидт Анна Владимировна

Статья посвящена концепции безотметочного обучения в начальной школе, которая нацелена на преодоление недостатков традиционной системы оценивания. В отличие от привычного подхода, основанного на ставлении отметок, безотметочное обучение фокусируется на качественной оценке учебного процесса, индивидуализации и гуманизации образовательного опыта. Основная идея заключается в том, что отсутствие отметок способствует повышению учебной мотивации, формирует оценочную самостоятельность учащихся и позволяет проводить более эффективный контроль результатов обучения.

Ключевые принципы безотметочного обучения включают дифференцированный подход к оцениванию, критериальность, приоритет самооценки, непрерывность, гибкость и вариативность инструментов оценивания. Эти принципы пересматривают саму сущность оценивания, предлагая альтернативные формы, такие как «Папка индивидуальных учебных достижений» и «Листы индивидуальных учебных достижений». Эти инструменты предлагают учащимся возможность не просто получать отметки, а документировать и осмысливать свой учебный прогресс.

Статья акцентирует на необходимости создания комфортной, не стрессовой среды для оценивания, где ученики могут свободно выражать свои мысли и переживания. Важным аспектом является интеграция самооценивания, которая требует от учащихся анализа своих работ и переноса акцента с простого получения оценки на понимание своего образовательного роста.

Таким образом, безотметочное обучение представляет собой инновационный подход, который меняет педагогическую парадигму и способствует развитию критического мышления, самостоятельности и уверенности у младших школьников. Развитие навыков самооценки и совместного контроля в классе формирует более гуманистическую и конструктивную образовательную среду, что, в конечном счете, создает условия для полноценного личностного и интеллектуального роста ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности процедуры оценивания в безотметочном обучении

Слайд 2

Принципы безотметочной системы оценки достижения планируемых результатов : Критериальность сочетание качественной и количественной составляющих оценки Дифференцированный подход Приоритет самооценки Гибкость и вариативность форм оценивания результатов Непрерывность

Слайд 3

Цель безотметочного обучения заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Слайд 5

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания , которые, с одной стороны , позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны , не провоцируют учителя на сравнение детей между собой , ранжирование учеников по их успеваемости .

Слайд 6

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

Слайд 7

«Лесенка» «Оценочный лист» Этапы урока понятно Нужна помощь Не понятно

Слайд 8

Текущая оценка учебных достижений «Волшебная линеечка»

Слайд 9

«Светофор» Я не могу, я не понял; Я смогу, но нужна помощь; Я все понял и легко справлюсь.

Слайд 10

Оценка высших достижений ребенка

Слайд 11

Что же в результате? В результате работы с каждым учеником в конце года накапливается и создается «Папка индивидуальных учебных достижений» является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

Слайд 12

В состав папки входят: «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) 2. Подборка детских работ 3. Систематизированные материалы текущей оценки

Слайд 13

«Листы индивидуальных учебных достижений»

Слайд 14

Умения Старт 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Умею различать: звуки и буквы гласные и согласные твёрдые и мягкие согласные звуки глухие и звонкие согласные звуки слово и предложение Умею составлять модель слова Умею списывать печатный текст и письменный Знаю алфавит Умею делить слова для переноса Умею ставить ударение в слове ударение Умею записывать транскрипцию слов Умею задавать вопросы к словам, называющим: предметы действие признак Нахожу корень в группе однокоренных слов Умею определять «опасные» места в словах Знаю и умею правильно писать орфограммы: буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу оформлять предложение непроверяемые буквы в словах (словарные слова 1 класса) Заглавная буква в именах собственных грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова, (где орфоэпия и орфография совпадают) Количество баллов Уровень Лист индивидуальных достижений по русскому языку

Слайд 15

№ Универсальные Учебные Действия 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Познавательные УУД 1. Подготовка дополнительной литературы к урокам всегда редко никогда 2. Проявление познавательного интереса часто редко почти никогда Регулятивные (организационные) УУД 3. Умение организовывать и контролировать деятельность на уроке всегда иногда редко 4. Самостоятельность в учебной деятельности всегда самостоятелен нуждается в помощи 5. Понимание смысла учебной деятельности формирует цель формирует цель с помощью учителя не умеет формировать цель Лист индивидуальных достижений по формированию Универсальных Учебных Действий

Слайд 16

Подборка детских работ: выборка письменных работ по предметам; дневники читателя выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам

Слайд 17

Дата Кол-во слов Способ чтения Выразительность Правильность Осмысленность Оцени себя С результатами ознакомлен слог слог + слово слово выразительно невыразительно без ошибок неправильное ударение пропуск и замена букв повтор слов и слогов понимает не совсем понимает не понимает Лист индивидуальных достижений по технике чтения

Слайд 18

Требования стандарта 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Рубеж Итог года Рубеж Итог года Рубеж Итог года Рубеж Итог года Умею читать в соответствии с литературными нормами; Пользуюсь разными видами чтения: сплошным; выборочным; по ролям; Пользуюсь справочным аппаратом учебника; Умею самостоятельно составить: простой план; схему; таблицу; Различаю основные элементы книги; Даю оценку прослушанному или прочитанному; Умею находить в тексте нужную информацию; Умею воспроизводить содержание прочитанного или услышанного; Умею работать со словарём и др. справочной литературой; Умею ориентироваться в каталожной карточке; Умею самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику. Лист индивидуальных достижений по работе с информацией

Слайд 19

Исследовательский проект: « Как приручить радугу» Исследовательский проект: « От Фиксиков до шпионов»

Слайд 20

Контрольные карты, диагностические листы, итоговые листы индивидуальных достижений.

Слайд 21

Период Количество баллов Уровень Диагностическая карта

Слайд 22

Диктант Контрольное списывание Словарный диктант Тест дата уровень отметка дата уровень отметка дата уровень отметка дата уровень отметка (1 четверть) С результатами ознакомлен: Контрольная карта

Слайд 23

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс старт рубеж итог года рубеж итог года рубеж итог года рубеж итог года Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Итоговый лист индивидуальных достижений

Слайд 24

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»  (в последней редакции от 17 07.2009).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  4. Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  5. Планируемы результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  8. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.
  9. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  11. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
  12. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.
  13. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13
  14. Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008.
  15. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч., Ч. 1 . М.: Просвещение, 2009.
  16. Т.И.Тюляева. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: Сборник/ Автор-составитель Тюляева Т.И. - М.: Вентана-Граф.-2008.
  17. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.
  18. Г.Ю.Ксензова. Оценочная деятельность учителя. Учебно - методическое пособие. -М.:Педагогическое общество России, 1999.
  19. М.М. Поташник. Управление качеством образования в школе. - М., 1996.
  20. С.Е.Шишов, В.А.Кальней. Школа: мониторинг качества образования.- М.:Пед.об-во России, 2000.
  21. И. Ю. Гутник. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): учебное пособие / И. Ю. Гутник. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  22. Л. М. Голубева, Н. Л. Солянкина, Р. С. Кандаурова [и др.]. Результаты мониторингового исследования качества учебных достижений выпускников начальной школы, обучающихся в разных образовательных системах и по разным образовательным программам. Красноярск: Издательство Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, 2004.
  23. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5.

Приложение №1

Условные обозначения:

-  заполняет ученик

- заполняет учитель - заполняют вместе

   Лист индивидуальных достижений по русскому языку 

Умения

Старт

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Умею различать:                                              звуки и буквы

гласные и согласные

твёрдые и мягкие согласные звуки

глухие и звонкие согласные звуки

слово и предложение

Умею  составлять модель слова

Умею списывать печатный текст и письменный

Знаю алфавит

Умею делить слова для переноса

Умею ставить ударение в слове ударение

Умею записывать транскрипцию слов

Умею задавать вопросы к словам, называющим:

предметы

действие

признак

Нахожу корень в группе однокоренных слов

Умею определять «опасные» места в словах

Знаю и умею правильно писать орфограммы:

буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу

оформлять предложение

непроверяемые буквы в словах (словарные слова 1 класса)

Заглавная буква в именах собственных

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова, (где  орфоэпия  и  орфография совпадают)

Количество баллов

Уровень

Лист индивидуальных достижений по формированию Универсальных Учебных Действий

Универсальные Учебные Действия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

                 Познавательные УУД

1.

Подготовка дополнительной литературы к урокам

всегда

редко

никогда

2.

Проявление  познавательного интереса

часто

редко

почти никогда

        Регулятивные (организационные) УУД

3.

Умение организовывать и контролировать деятельность  на уроке

всегда

иногда

редко

4.

Самостоятельность в учебной деятельности

всегда самостоятелен

нуждается в помощи

5.

Понимание смысла учебной деятельности

формирует цель

формирует цель с помощью учителя

не умеет формировать цель

                            Личностные УУД

6.

Отношение к учебе в целом

положительное

негативное

7.

Темп работы на уроке

опережает темп работы с класса с высоким качеством

опережает темп с работы с недостаточным качеством

соответствует темпу класса

отстает от темпа класса  

8.

Оформление работ

по всем требованиям

требования частично нарушены

аккуратно

грязно

9.

Домашние задания выполнялись

всегда

иногда не выполнялись

                                    Коммуникативные УУД

10.

Участие в работе класса на уроке

постоянное

частое

редкое

11.

Взаимоотношения с товарищами

положительные

безразличные

негативные

12.

Соблюдение норм и правил поведения

удовлетворительное

неудовлетворительное

С результатами ознакомлен:

(подпись родителей)

 Раздел А. Математика

I четверть (первый урок)

Ответь на вопросы:

               1.     За предыдущую четверть по русскому языку имею отметку ________

2.      Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______

3.      Для этого мне нужно ______________________________________________________________________________________

4.      У меня пока не получается _________________________________________________________________________________

II четверть (первый урок) … и т.д.

  Диагностическая карта (Приложение №5)

Период

Количество баллов

Уровень

  Контрольная карта 

Диктант

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

дата

уровень

отметка

(1 четверть) С результатами ознакомлен:

 

 Лист индивидуальных достижений по  технике чтения (Приложение №7)

Дата

Кол-во слов

Способ чтения

Выразительность

Правильность

Осмысленность

Оцени себя

С результатами ознакомлен

слог

слог + слово

слово

выразительно

невыразительно

без ошибок

неправильное ударение

пропуск и замена букв

повтор слов и слогов

понимает

не совсем понимает

не понимает

я очень

хорошо прочитал

  я хорошо прочитал

          я не очень хорошо прочитал

 Лист индивидуальных достижений по работе с информацией (Приложение №8)

Требования стандарта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Рубеж

Итог года

Рубеж

        Итог года

Рубеж

Итог года

Рубеж

Итог года

  • Умею читать в соответствии с литературными нормами;

  • Пользуюсь  разными видами чтения: сплошным;

выборочным;

       по ролям;

  • Пользуюсь справочным аппаратом учебника;

  • Умею самостоятельно составить:

       простой план;

       схему;

       таблицу;

  • Различаю основные элементы книги;

  • Даю оценку прослушанному или прочитанному;

  • Умею находить в тексте нужную информацию;

  • Умею воспроизводить содержание  прочитанного или услышанного;

  • Умею работать со словарём и др. справочной литературой;

  • Умею ориентироваться в каталожной карточке;

  • Умею самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику.

 Итоговый лист индивидуальных достижений (Приложение №9)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

старт

рубеж

итог года

рубеж

итог года

рубеж

итог года

рубеж

итог года

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Положение о безотметочном обучении

В положении раскрывается безотметочное обучение, которое представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочн...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...