Развитие познавательных способностей младших школьников средствами образовательной программы по внеурочной деятельности « Умники и умницы
методическая разработка (2 класс)

Внеурочная деятельность осуществляется  по курсу «Умники и умницы». Данный курс реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности во 2 классе.

Цель кружка:

      Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование  стремления к размышлению и поиску, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Занятия проводятся один раз в неделю. Программа предусматривает 34 часа                        (20 теоретических часов, 14 - практических).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_30_yanvarya_2024god.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме

Развитие познавательных способностей младших школьников средствами образовательной программы по внеурочной деятельности « Умники и умницы  (слайд1)

«Скажи мне и я забуду,

Докажи мне и я запомню,

 Дай мне действовать самому, и я научусь". (слайд2)

.

     Внеурочная деятельность осуществляется  по курсу «Умники и умницы». Данный курс реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности во 2 классе.

Цель кружка:

      Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование  стремления к размышлению и поиску, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Занятия проводятся один раз в неделю. Программа предусматривает 34 часа                        (20 теоретических часов, 14 - практических).

. Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Данная программа разработана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 6 – 10 лет, с учебной нагрузкой 1 час в неделю. Программа построена таким образом, что во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

                Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание на занятиях обращено на формирование внимания восприятия, мышления, воображения и различные виды памяти. Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые рисунки. Следует заметить, что занятия содействуют развитию речи, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития, решают проблемы интеллектуального развития детей.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

(слайд3-4) В основу программы взяты материалы из программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Но так как мы тетради не покупаем, то я на каждое занятие делаю рабочие листы, где прописывается структура занятия ,задания , форма работы и самооценка каждого выполненного задания. Материал разрабатываю на основе тем прошедших за неделю по учебным предметам. Основные этапы занятия оставляю такими же как и в программе О.Холодовой.

( слайд5) Структура занятия

1.«Мозговая гимнастика»

2. Разминка

3 Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.

4. Весёлая переменка

5.Нестандартные задачи

6. Построение предметных картинок, штриховка

(слайд6)

Занятие начинаем с формирования команд.

Состав команд меняется. Детям предлагаются карточки ( по разным темам учебных предметов).Например:

-  по литературному чтению прошли за неделю произведения: А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Крылов «Стрекоза и муравей» и «Лебедь, рак и щука» ( изображения главных героев)

- по математике: Примеры с ответами 10,20,30; четные и нечетные числа, однозначные и двузначные и т.д.

-по русскому языку: слова с безударными гласными А,О,Е; с парными согласными Д,Т,В и т.д.; звонкие  и глухие согласные и т.д (в зависимости от правил, которые проходили)

-по окружающему миру: Животные (звери, птицы, насекомые и т.д.), растения (деревья, кустарники, травы). У каждой команды и членов команды  рабочие листы. Задания выполняются не только за партами. Задания могут быть прикреплены на стенах или доске класса.

     

(слайд 7)

МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА

-Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики»:

«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы)

 «Ленивые восьмёрки»

(обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)

-по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.

«Шапка для размышлений»

(улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Вижу палец!»

(для улучшения зрения)

-указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами.

«Заяц-кольцо-цепочка»

«Ребро-ладонь- кулак»

«Домик-ежик-замок»

«Фонарики»

«Перекрестные движения» и т.д.

(слайд 8)

РАЗМИНКА

( обычно включаю вопросы  из  пройденных тем по литературному чтению или окружающему миру, изученную за неделю)

По литературному чтению

1.. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?  (на ель)

2. Какое насекомое отказало в помощи стрекозе?   (Муравей)

3. На кого лаяла Моська?  (на Слона)

4. Назовите героиню басни, которая увидела свой образ в зеркале?  (Обезьяна)

5. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?   («Квартет»)

6. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?    (Мартышка)

По окружающему миру в виде загадок или  в форме вопрос -ответ

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, сядет - молчит,
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

( слайд 9) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.

Внимание (слайд 10)

Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

   

-Корректурная проба (если в 1ом классе это было найти какие-либо предметы или буквы и зачеркнуть их, то во 2 классе – это найти название предметов:растений,животных, предметов мебели, словарные слова и т.д. Это и есть принцип « спирали»,  о котором я раннее говорила)

(слайд 11)

-Среди этих чисел найди как можно быстрее и раскрась:

А) в каждом ряду два одинаковых числа;

Б)два числа, сумма которых равна 78

(слайд 12)

-шифровальщик

(слайд 13)

-математическая мозаика  и т.д.

Память ( слайд 14)

-запомни увиденные изображения и нарисуй их как можно точнее  ( если в 1 классе давались геометрические фигуры и их нужно было изобразить, то во 2 классе –уровень сложности повышаем : запомнить не только форму фигуры, но и ее цвет; определить какая фигура лишняя и почему?)

-запомни ряд слов и запиши их в любом порядке (в 1 классе)

Во 2 классе  на примере «Странный зоопарк» - перед вами несколько местами милых, местами – нет, но живых существ. У вас есть 1 минута, чтобы их запомнить. После того, как минута пройдет, уберите этот рисунок и… запишите название всех живых существ в алфавитном порядке.

-цифры (показывается ряд чисел, их надо запомнить и воспроизвести в  том же порядке)

  и т.д.

Мышление (Слайд 15)

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

-учись рассуждать

Слайд16

-нарисуй недостающую маску; продолжи ряд

Слайд 17-18

-установи закономерность; отгадай зашифрованное слово  и т.д.

Восприятие (слайд 19)

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

-поиск геометрических фигур

Слайд 20

Слайд 21 Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово

Слайд 22  Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово

Речь (слайд 23)

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные  определения  понятиям

-зачеркни лишнее слово

Слайд24

-заколдованные слова

-что необычного в предложениях и т.д.

Воображение (слайд 25)

-нарисуй те предметы, которые напоминают  тебе эти рисунки

И т.д.

Веселая переменка (зрительная гимнастика) (слайд 26)

Слайд 27

Нестандартные задачи (логически-поисковые задачи )

Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее.  Но самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

(слайд 28)

В заключении я хочу привести слова из притчи:

«Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и мы сможем находить лучшие пути».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИВАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ» ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной» Цели программы: создать условия для развития познавательных способностей учащихся младших классов.Задачи...

Развитие познавательных способностей младших школьников средствами образовательной программы по внеурочной деятельности « Умники и умницы

Внеурочная деятельность осуществляется  по курсу «Умники и умницы». Данный курс реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности во 2 классе.Цель кружка:...