РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья на тему

Марданова Гульфия Салимзяновна

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Марданова Гульфия Салимзяновна

(ж.д-ст. Шентала ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»)

Социально-экономические преобразования, которые происходят в обществе в настоящее время, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

    Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное гражданское поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

  Перед школой встала задача построения нового образовательного пространства, отвечающего требованиям, заложенным в Стандарте.

  Как известно, результаты начальной ступени образования Стандарт делит на три категории: личностные, метапредметные, предметные. При этом подчёркивается, что развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования .

Таким образом, главной целью для выпускника начальной школы должно стать формирование собственного опыта, самостоятельность и продуктивность  в разных видах деятельности. 

Исходя из этого, образовательное пространство начальной школы должно стать в первую очередь развивающим и социализирующим пространством, которое:

-обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;

-гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- является дружественной по отношению к обучающимся и педагогам.

   Образовательное пространство начальной школы является целостным, включающим в себя начальное общее  образование, дополнительное образование и внеурочную деятельность.  

   Предметное содержание образования (урочное пространство)  реализуется через основные способы действия, систему предметных знаний и умений, работу с текстом, учебное сотрудничество, контрольно-оценочные действия младших школьников. Для более эффективного продвижения  ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей расширять собственные знания и умения, в школе сформировано пространство внеурочной образовательной деятельности. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Кроме того, важно отметить, что образовательное пространство нашей начальной школы тесно связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

Взаимодействие с детской школой искусств,  центром дополнительного образования детей, центральной районной библиотекой, психологической службой, центром семья, специалистами ГИБДД.

  Одним из ценностных ориентиров стандартов 2 поколения  является «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том  числе и  познавательной активности.

« Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
 Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

   Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. Это:  прилежание, осознанность учения, творческие проявления,  самостоятельность при решении учебных задач и другие.

  Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся изменить, повысить уровень познавательной активности.

   Учителю необходимо: 
- быть внимательным к каждому ребенку;

- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

- создавать все условия для того, чтобы заинтересовать и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

      Выявлению и развитию познавательных способностей  учащихся способствует применение различных заданий на уроках и во внеурочное время, которые активизируют внимание, мышление, память, воображение.

  Такая работа не должна носить бессистемный характер.  Необходимо вести планомерную деятельность, используя все образовательное пространство.

  На уроках необходимо создавать ситуации, в которых учащиеся сами отстаивают своё мнение, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, задают вопросы друг другу и учителю, анализируют ответы друг друга, оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка), самостоятельно выбирают разноуровневые задания, находят несколько вариантов решения проблемы, нахождение "опасных мест” и другие.

 На уроках можно использовать  такие задания, как: штриховка, графический диктант, нестандартные задания с лишними и недостающими данными, игра «Почтальоны» , когда одним ребятам даются карточки с заданиями, другим – с ответами. Ребята –почтальоны должны выполнить задание и найти «квартиру» с таким номером, а жильцы квартиры проверяют – правильно ли пришел почтальон.  И много других.

  Особое место в работе занимают разноуровневые задания. В 1 классе ребята получают задания различной степени сложности, начиная со второго класса им предлагается несколько заданий, из которых они выбирают сами задания, которые им более интересны. Это задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровней. (Прил 1 )

    Можно использовать творческие уроки: уроки-викторины, уроки-мастерские, уроки-соревнования, уроки-мастерские и т.д.

Выше было сказано, что урочная и внеурочная деятельность должны быть связаны. В этом неоценимую помощь может оказать пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам»

Я веду с 1-го по 4-ый класс кружок  «Эрудит».         В его основу входит работа по  рабочим тетрадям О. Холодовой. Данное пособие включает систему работы по развитию познавательных способностей детей. Оно ориентировано на детей  6-10 лет и помогает им освоить программу общеобразовательной школы. Упражнения,  выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.      Занятия построены таким образом,  что один вид деятельности сменяется  другим. Это позволяет сделать работу  детей динамичной, насыщенной       и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения         заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений    позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий. Занятия строятся по следующей модели:

«Мозговая гимнастика»

Разминка

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей памяти, внимания, воображения,

Весёлая переменка.

Решение творческо-поисковых и творческих задач.

Коррегирующая гимнастика для глаз.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (Прил. 2)

Дети  с  удовольствием ходят на эти занятия, иногда сами ищут логические  задачи  и задают их друг другу и учителю. К сожалению, занятия по внеурочной деятельности составляют 25-30 минут, а программа рассчитана на 45 минут, поэтому некоторые задания ребята выполняют дома.

В классном уголке всегда вывешиваю логические задачки, загадки, ребусы, которые ребята решают в свободное время.(Прил. 3)

   Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они     учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и   не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.(Прил. 4)

     Применение всех этих приёмов и методов позволяет получать  положительные результаты по многим показателям, в том числе и    по развитию мышления, памяти, логики, смекалки, сообразительности.
В результате обучения дети достигают высокого уровня развития мыслительных операций.  

Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Результаты тестирования показывают рост  общеинтеллектуальных умений.

   Результатом своей работы по развитию познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного  мышления, воображения,  способности анализировать, обобщать. С удовольствием ребята участвуют в олимпиадах по предметам, занимают призовые места.

           Наше время – это время перемен. Сейчас очень ценятся люди,         способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить. Работа по развитию познавательных способностей  способствует развитию таких умений.

Приложение 1

Разноуровневые задания на уроках в начальной школе

Математика

Тема: Счет десятками и единицами

1 уровень: Запиши однозначные числа в порядке возрастания.

0,5,1,60,8,4,100,90,6.

2 уровень:

6 дес. = ... ед. 90 = ... дес.

4 дес. = ... ед. 50 = ... дес.

3 уровень: Запиши все двузначные числа, у которых десятки равны 4, а единицы разные. Сколько десятков и единиц в наименьшем и наибольшем числе?

Русский язык

Тема – парные согласные на конце слова

Уровень 1.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Приложение 2

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности


Картинки по запросу задания рпс холодова

Картинки по запросу задания рпс холодова 2 класс

Приложение 3

Логические задачи

На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежит 1 морковка и 2 одинаковые редиски.
На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче: морковка или редиска?

У бабушки два внука: Коля и маленький Олег. Бабушка купила им 16 конфет и сказала Коле, чтобы он дал Олегу на 2 конфеты больше, чем взял себе. Как Коля должен разделить конфеты?

Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cf54f4af47803fb130197185b6052727-l&n=13

Приложение 4

Предметные загадки

Без крыл, без ног белые мухи летают. (Снег)

 

Вырос лес, белый весь: пешком не войти и конным не въехать. (Узор на стекле)

 

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит — не понять и мудрецам не узнать. (Гром)

 

Без крыл, без ног — на древо садится. (Снег)

 

Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)

 

Без крыльев, а летает, никто ее не бьет, а плачет. (Туча)

 

Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет. (Снег)

 

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром)

 

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

 
Мой дружок – циркач лихой,
Чертит круг одной ногой. (Циркуль)

То считаю втихомолку я,
То костяшками стучу.
Если правильно считать,
То всегда получишь

Первый Назар шёл на базар, 
второй Назар – с базара. 
Какой Назар купил товар, 
какой шёл без товара? 

Мельник пришёл на мельницу. 
В каждом углу он увидел по 3 мешка, 
на каждом мешке сидели по 3 кошки, 
у каждой кошки по 3 котёнка. 
Сколько ног было на мельнице?

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики

    Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кр...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В данной статье говорится о развитии творческих способностей младших школьников на основе развивающей системы Л.В.Занкова...

Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроке и во внеурочное время.

       Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жи...