Контроль и оценивание в обучении в начальной школе
статья на тему
Ключевые моменты в оценивании.
Разновидности оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_otsenivanie_v_obuchenii_v_nachalnoy_shkole_avtosohranennyy-1.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Г.Бадражан
учитель начальных классов
ГБОУ школа №543
г.Санкт-Петербург
«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Ключевые моменты в оценивании.
Существует много исследований и работ на тему особенностей и тонкостей оценивания знаний, умений и навыков у детей в начальных классах. Оценка успехов учеников является одной из главных задач педагогического процесса. Важность оценивания заключается не в сиюминутном результате, а в возможности на протяжении некоторого времени проанализировать динамику развития ребенка. Оценка отражает несколько аспектов учебной деятельности :
- Соответствие общего уровня развития ребенка данного возраста принятым государственным стандартам
- Потенциал ребенка и моменты, в которых ему потребуется помощь и особое внимание.
- Сравнение ожидаемого (эталонного) результата обучения с реальным
- Качество работы преподавателя, положительные и отрицательные моменты в его методике.
А так же процесс оценивания имеет воспитательные и образовательные функции:
- Помогает ребенку осознать свои знания.
- Усиливает желание познавать и быть достойно оцененным за труд,
- Помогает преодолеть тревожности, подготовить ученика к более серьезному оцениванию в старших классах (например, регулярному выставлению отметок)
- Помогает создать учащимся основы самоанализа и оценивания своей учебной деятельности.
Разновидности оценивания
При работе с детьми младшего школьного возраста главной задачей учителя становится создание в классе атмосферы, мотивирующей ученика на успех. В связи с этим и с особенностями психологического развития детей преподаватель не может опираться на метод выставления отметок, как это делается в старших классах. Для работы с младшими школьниками приоритетными становятся такие виды оценивания, как:
- Неформальное
- Самооценивание
- Групповое
- Формальное
Каждый из этих видов имеет свои особенности:
Неформальное оценивание.
Неформальное оценивание – это процесс наблюдения за каждым учеником в классе, анализ поведения конкретного воспитанника в нормальной учебной обстановке. Этот метод позволяет систематически отслеживать успехи школьников, наблюдать за общим прогрессом в знаниях, умениях и навыках учащихся и поощрять их, мотивируя тем самым к дальнейшему развитию. Мотивировать учитель может разнообразнейшими способами:
- Письменно отмечать успехи ребенка на полях тетрадей или в дневнике.
- Выдавать самодельные карточки со словами «Хорошо», «Оригинально», «Интересно», «Молодец» и т д.
- За особые услуги выдавать маленькие призы: конфеты, фигурки, грамоты и т. Д.
- Рисовать в тетрадях грустные или веселые смайлики, светофоры – на которых зеленый цвет обозначает «отлично», желтый – «хорошо», красный – «работа не удалась»
- Создавать портфолио и т. д..
Портфолио - это особая папка достижений каждого ребенка. Дети могут сами решать какой работой они могут гордиться и какая работа может быть удостоена того, чтобы попасть в их портфолио. Конечно же учитель может и должен помогать ученику коллекционировать и отбирать свои работы. Портфолио это прекрасное подспорье для того, чтобы успехи ребенка оценил не только преподаватель, но и родители, и одноклассники, и сам учащийся. Портфолио помогает ребенку в приобретении навыков самооценки.
Процесс неформального оценивание не травмирует ученика младшей школы, т.к. он не видим для ученика и не вводит его в состояния тревожности, страха или стресса. Ребенок просто получает знания и учиться анализировать свои успехи и недостатки. Для учителя же это сложный и длительный процесс, который, несомненно, приносит отличные результаты и позволяет постоянно контролировать уровень развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Самооценивание
Вопросом складывания навыков самооценивания у детей младшего школьного возраста занимались многие педагоги и психологи. Важность этого аспекта подчеркивают и современные государственные образовательные стандарты. Дети в рассматриваемом нами возрасте зачастую слушком эмоционально реагируют на свои ошибки, неудачи или же наоборот отказываются их принимать и та и другая крайность может нанести им серьезную психологическую травму, да и в принципе навыки правильной оценки собственного труда поможет им в жизни. Поэтому в начальных классах оценивать работы должен не только преподаватель, но и школьник, с помощью шкал и алгоритмов самооценки.
Отвечая на простые вопросы алгоритма самооценки (например: Понял ли ты задание? Что нужно было сделать? Получилось ли у тебя то, что ты хотел и то, что от тебя требовало задание? Если правильное решение задачи такое, сумел ли ты достичь результата? Есть ли ошибка и в чем она? Помогал ли тебе кто-нибудь при выполнении задания?) ученики получают сведения о своей работе в доступной, ясной, не агрессивной форме. Хотя для учеников 1-ых классов даже такой алгоритм может сразу показаться сложным, но обучая постепенно, шаг за шагом, начиная просто с эмоциональной оценки прошедшего урока, учитель сможет научить детей полноценному, развернутому и вдумчивому самоанализу.
Такая работа с учениками поможет им оценить свои успехи в целом, научиться примиряться с оценкой преподавателя и сделать отношения более понятными и прозрачными (научившись оценивать свою работу честно у школьника не возникнет ощущения, что его не любят или к нему придираются, когда он получит плохую оценку) привыкнуть к заслуженности получаемой отметки.
Групповое оценивание
Как становится ясно из самого названия, групповое оценивание, это процесс, когда обсуждение работы и принятие решения об оценки производится коллективно, в нашем случае зачастую это оценивание одноклассниками. Этот процесс способствует социализации учеников: приобретению навыков работы в коллективе, умению высказываться и принимать мнения других, налаживать дружеские и партнерские связи между одноклассниками, стремящимися к одной цели. К тому же, каждому ученику необходимо знать, как к нему относится коллектив, почувствовать поддержку класса.
Формальное оценивание
Школьная система такова, что детям все-таки придется столкнуться с формальной системой оценивания. Формальное оценивание это официальная оценка работе, навыкам, и умениям ученика в соответствии с определенными правилами и критериями.
В младшей школе учитель должен подготовить детей к формальному оцениванию, предварительно проработав с ними все тонкости оценок, приучив учеников сначала к вербальному получению оценки, а потом уже к письменному в форме цифры.
Если учащиеся постепенно пройдут через все предложенные нами выше стадии оценивания, осознают смысл оценки в объективном суждении об их работе, а не субъективное отношении преподавателя к их личности, будут с радостью ждать момента, когда их труд будет оценен и вознагражден, то процесс перехода к официальному оцениванию будет естественным и безболезненным.
Неотъемлемой частью длительного процесса обучения являются моменты, когда ученика приходиться не только хвалить, но и критиковать. Делать это нужно предельно корректно, обращая внимания только на недостатки его работы или поступка и ни в коем случае не касаясь личности ребенка. В данном вопросе так же очень важна обратная связь, которая может осуществляться как в личном диалоге с ребенком, так и в мягкой письменной форме, в беседе-рассуждении.
Исходя из вышесказанного, становиться понятно, что не смотря на психологические особенности детей, обучающихся в начальных классах, на их сложную и ранимую психику, на разный уровень психологической устойчивости, навыков, умений и базы знаний детей в классе, каждый учитель имеет возможность так или иначе сочетая разные системы оценивания создать дружелюбную атмосферу, мотивирующую детей к успеху. Оценка их работы не только не усложняет обучение маленьких школьников, но и наоборот побуждает трудиться и поддерживает их начинания.
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети!» Москва, Просвещение, 1986
- Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно-гуманитарные дисциплины. – Под ред. Леднева В.С. и др. – Москва, ТЦ Сфера, Прометей, 1998.
- Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, 2004. - №36.
- Федотова Н. Раннее обучение: мода или целесообразность? // Первое сентября. – 2005. - №24.
- Цукерман Г. Оценка без отметки. – Москва, Эксперимент, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута Федорова Ольга Юрьевна...
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическое письмо Министерства общего и профессионально образования РФ от 19.11.1998 г. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...
Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.
Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....
Контроль и оценка резльтатов обучения в начальной школе
Методическое письмо...
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы г...