Методическая работа по наставничеству с молодыми специалистами
статья

Скрипникова Наталья Владимировна

Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.s_portal.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа по наставничеству

с молодыми специалистами в

МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский».

«Педагог живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

К. Д. Ушинский

Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив наставника и молодого педагога.

В современной системе образования большое значение приобретает организация методической работы в деятельности образовательных учреждений дополнительного образования. Методист должен внимательно изучать уровень профессиональной компетенции каждого педагогического работника, его информационные и профессиональные потребности, для оказания методической помощи.

Целью работы методиста  отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества становится создание условий для методического сопровождения по развитию профессиональной компетентности педагогических работников. Это обеспечит повышение эффективности образовательного процесса, а также развитие личностных качеств педагогов через создание такой образовательной среды, в которой будет реализован творческий потенциал каждого педагогического работника нашего отдела, что в свою очередь обеспечит достижение нового качества дополнительного образования.

Ориентируясь на различный уровень педагогического мастерства, в своей работе я использую дифференцированный подход. Для более эффективной организации методической работы с педагогическими работниками предполагается постановка целей и задач для каждой группы педагогов, в соответствии с ними определяются формы и методы методического обеспечения.

Начинающие педагоги (молодые специалисты).

Цель: включение педагога в деятельность по освоению содержания дополнительного образования.

Задачи: создание комфортных условий, методическая поддержка на основе диагностики и самоанализа.

Формы методической работы: знакомство с концепцией развития МАОУДО ЦДТ «Прикубанский», воспитательной системой, наставничество, лекции, семинары-практикумы, стажировки у опытного коллеги.

Используется репродуктивный метод.

Педагоги осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и стиль педагогической деятельности.

Творчески работающие педагоги.

Цель: создание пространства для творчества, постоянное продвижение и развитие педагога как специалиста, формирование компетенций творчества.

Задачи: организация работы по самообразованию, практическое освоение принципов обучения, расширение диапазона педагогических действий, внедрение новых технологий.

Формы методической работы: участие в мероприятиях различного уровня, проблемные группы, семинары, практикумы.

Используются продуктивные, активные методы.

Педагоги, работающие на творческом уровне, свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы.

Педагоги, ведущие инновационную работу.

Цель: устойчивая инновационная позиция для улучшения качества образования и формирования авторского инновационного стиля.

Задачи: включенность в инновационную деятельность.

Формы методической работы: участие в проектах, издательская продукция, мастер-классы, инновационная деятельность.

Используются поисковый и творческий методы.

Педагогические работники, обладающие высокими педагогическими способностями, работающие на инновационном уровне, проявляют себя как творцы в педагогической деятельности, способные к дальнейшему собственному самоопределению и конструированию методической системы.

Хотелось бы более подробно остановиться на формах методической работы, применяемых мною в работе.

Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Форма наставничества «Педагог-педагог»:

Наставник - опытный педагог или методист, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

Цель наставничества в образовательном учреждении дополнительного образования: оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении; увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии обучающихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Основные задачи наставничества:

  • Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в центре детского творчества «Прикубанский»;
  • Ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • Адаптация к корпоративной культуре, воспитание молодых специалистов в лучших традициях педагогического коллектива МАОУДО ЦДТ «Прикубанский»;
  • Развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
  • Формирование у молодого специалиста потребности к самообразованию;
  • Развитие у молодых специалистов сознательного и творческого отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей;
  • Формирование навыков ведения документации.

Основной подход в оказании помощи молодым педагогам – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих педагогов.

Проблемы методического сопровождения молодых педагогов, оказание непосредственной помощи в организации образовательной деятельности, в соответствии с современными требованиями, в настоящее время актуальны и имеют первостепенное значение.

Период вхождения начинающего педагога дополнительного образования в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дополнительного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Молодые педагоги, приходящие в отдел изобразительного и декоративно-прикладного творчества МАУОДО ЦДТ «Прикубанский», сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, проблемой «незнания» документов и неумения их применять. Не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д. Испытывают затруднения в написании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, организации образовательной деятельности, написании различных видов планов, конспектов, рефлексии детской и собственной деятельности, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности.

Особую роль в организации методической работы в нашем отделе играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов, которые выбрали нелегкий путь педагога дополнительного образования.

Методист подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности не менее пяти лет.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и владеть навыками обучения взрослых. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.

Наставник должен:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом программу профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу МАОУДО ЦДТ «Прикубанский», обучающимся и их родителями, увлечения, наклонности;

- знакомить молодого специалиста с учреждением, расположением кабинетов, служебных и бытовых помещений;

- проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и мероприятий;

- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ЦДТ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Наставничество осуществляется в виде:

  • постоянных консультаций;
  • посещения открытых, учебных занятий и их обсуждений с рекомендациями;
  • помощи в работе с детьми, поиска индивидуального подхода к ребёнку;
  • консультативной помощи в работе с родителями, их организации и решении сложных ситуаций;
  • помощи в подготовке и оформлении методических материалов;
  • выявления профессиональных затруднений и поиска путей их устранения;
  • выявление возможных ошибок и принятие решений, работающих на опережение;
  • помощи в выборе и корректировке методической темы самообразования.

Молодым специалистам от педагогов–наставников и куратора-наставника даются рекомендации по:

  • разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • составлению календарного учебного графика;
  • подборке или разработке: дидактического материала, раздаточного материала, наглядных пособий, контрольных заданий, разработке конспектов занятий;
  • выбору соответствующих форм и методов работы с учётом возрастных особенностей обучающихся;
  • установлению взаимоотношений с обучающимися;
  • организации продуктивной практической деятельности обучающихся на занятиях;
  • организации работы с родителями;
  • ведению документации педагога дополнительного образования;
  • составлению и оформлению методических материалов;
  • умению поставить цель занятия и добиться её реализации;
  • структуре различных видов и типов занятий;
  • составлению конспекта занятия;
  • умению осуществлять самоанализ занятия, мероприятия, деятельности.

Результатами данной работы в отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества МАОУ ДО «ЦДТ «Прикубанский» можно считать следующие показатели:

  • высокий процент наличия молодых специалистов в отделе;
  • успешная адаптация молодых работников;
  • профессиональный и карьерный рост молодых специалистов;
  • прохождение процедуры аттестация педагогических работников на получение квалификационных категорий;
  • успешное участие в педагогических конкурсах:
  • участие в выставке методических материалов МАОУ ДО «ЦДТ «Прикубанский» - «Методический калейдоскоп»;
  • городском конкурсе молодых педагогов муниципальных образовательных учреждений «Педагогический дебют – 2022 и 2023»;
  • выступления на различных методических мероприятиях (городские методические объединения, педагогический совет, круглый стол, семинар, конференция);
  • пополнение учебно-методического комплекса  (конспекты занятий, методические разработки, памятки, подборки аудио- и видеоматериалов).

Заключение

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящее время мы отмечаем востребованность педагога творческого, компетентного, способного к развитию своего личностного потенциала.

Мы хотим, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.

Повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической концепции.

Наставничество – является действенной формой повышения квалификации педагогических кадров непосредственно в учреждении. Правильно организованная система наставничества выгодна как самому учреждению, так и наставникам, и молодым специалистам. Учреждение дополнительного образования получает опытных сотрудников с минимальными затратами на их обучение. Наставники приобретают опыт руководства, чувство удовлетворения от успехов своих протеже, повышают свой авторитет. Молодой специалист быстрее адаптируется к новым условиям, активно углубляется в профессию, приобретает равноправие и независимость от наставника, может получить быстрый карьерный рост.

Необходимо также учитывать, что организации наставничества присущи недостатки: формальный подход к этому процессу, не определен статус наставника, не разработаны специальные программы курсов повышения квалификации для педагогов-наставников.

Процесс наставничества может быть продуктивным, если:

  • осуществляется целенаправленная подготовка педагогических работников для наставнической деятельности;
  • наставническая деятельность выстраивается поэтапно, в соответствии с логикой проектирования динамики профессионального становления молодого педагогического работника в сфере самообразования;
  • при реализации наставнической деятельности обеспечивается свободный выбор и наставника, и обучаемого; формируется устойчивый интерес к институту наставничества;
  • обеспечивается конструктивное профессиональное взаимодействие наставника и молодого специалиста;
  • наставническая деятельность способствует творческой самореализации наставника и молодого педагога;
  • критериями профессионального становления молодого специалиста выступает уровень личностно-значимого восхождения его и наставника к вершинам профессионализма, непрерывного саморазвития и самоосуществления;
  • в процессе реализации наставнической деятельности используются коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции. Начинающие педагоги способны привнести новые идеи и взгляды на процесс обучения, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.

Таким образом, знания и практические умения, которые получили молодые педагоги, – это залог творчества и успехов их обучающихся.

Методист МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский»

Скрипникова Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Молодой специалист СОЛОВСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНАНаставник ШИНШАЛИЕВА Г.В....

План работы педагога - наставника и молодого специалиста на год

Содержание и формы работы педагога - наставника...

План работы педагога-наставника с молодым специалистом

План работы педагога-наставника с молодым специалистом...

Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.

Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему учите...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:вхождение в профессиональное образовательное пространство;профессиональное самоопределение;творческая самореал...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа наставничества над молодым специалистом включает в себя пояснительную записку и план работы по организации наставничества...