Методическая работа по наставничеству с молодыми специалистами
статья
Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.s_portal.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа по наставничеству
с молодыми специалистами в
МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский».
«Педагог живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».
К. Д. Ушинский
Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив наставника и молодого педагога.
В современной системе образования большое значение приобретает организация методической работы в деятельности образовательных учреждений дополнительного образования. Методист должен внимательно изучать уровень профессиональной компетенции каждого педагогического работника, его информационные и профессиональные потребности, для оказания методической помощи.
Целью работы методиста отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества становится создание условий для методического сопровождения по развитию профессиональной компетентности педагогических работников. Это обеспечит повышение эффективности образовательного процесса, а также развитие личностных качеств педагогов через создание такой образовательной среды, в которой будет реализован творческий потенциал каждого педагогического работника нашего отдела, что в свою очередь обеспечит достижение нового качества дополнительного образования.
Ориентируясь на различный уровень педагогического мастерства, в своей работе я использую дифференцированный подход. Для более эффективной организации методической работы с педагогическими работниками предполагается постановка целей и задач для каждой группы педагогов, в соответствии с ними определяются формы и методы методического обеспечения.
Начинающие педагоги (молодые специалисты).
Цель: включение педагога в деятельность по освоению содержания дополнительного образования.
Задачи: создание комфортных условий, методическая поддержка на основе диагностики и самоанализа.
Формы методической работы: знакомство с концепцией развития МАОУДО ЦДТ «Прикубанский», воспитательной системой, наставничество, лекции, семинары-практикумы, стажировки у опытного коллеги.
Используется репродуктивный метод.
Педагоги осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и стиль педагогической деятельности.
Творчески работающие педагоги.
Цель: создание пространства для творчества, постоянное продвижение и развитие педагога как специалиста, формирование компетенций творчества.
Задачи: организация работы по самообразованию, практическое освоение принципов обучения, расширение диапазона педагогических действий, внедрение новых технологий.
Формы методической работы: участие в мероприятиях различного уровня, проблемные группы, семинары, практикумы.
Используются продуктивные, активные методы.
Педагоги, работающие на творческом уровне, свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы.
Педагоги, ведущие инновационную работу.
Цель: устойчивая инновационная позиция для улучшения качества образования и формирования авторского инновационного стиля.
Задачи: включенность в инновационную деятельность.
Формы методической работы: участие в проектах, издательская продукция, мастер-классы, инновационная деятельность.
Используются поисковый и творческий методы.
Педагогические работники, обладающие высокими педагогическими способностями, работающие на инновационном уровне, проявляют себя как творцы в педагогической деятельности, способные к дальнейшему собственному самоопределению и конструированию методической системы.
Хотелось бы более подробно остановиться на формах методической работы, применяемых мною в работе.
Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Форма наставничества «Педагог-педагог»:
Наставник - опытный педагог или методист, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
Цель наставничества в образовательном учреждении дополнительного образования: оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении; увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии обучающихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Основные задачи наставничества:
- Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в центре детского творчества «Прикубанский»;
- Ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- Адаптация к корпоративной культуре, воспитание молодых специалистов в лучших традициях педагогического коллектива МАОУДО ЦДТ «Прикубанский»;
- Развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
- Формирование у молодого специалиста потребности к самообразованию;
- Развитие у молодых специалистов сознательного и творческого отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей;
- Формирование навыков ведения документации.
Основной подход в оказании помощи молодым педагогам – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих педагогов.
Проблемы методического сопровождения молодых педагогов, оказание непосредственной помощи в организации образовательной деятельности, в соответствии с современными требованиями, в настоящее время актуальны и имеют первостепенное значение.
Период вхождения начинающего педагога дополнительного образования в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дополнительного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Молодые педагоги, приходящие в отдел изобразительного и декоративно-прикладного творчества МАУОДО ЦДТ «Прикубанский», сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, проблемой «незнания» документов и неумения их применять. Не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д. Испытывают затруднения в написании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, организации образовательной деятельности, написании различных видов планов, конспектов, рефлексии детской и собственной деятельности, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности.
Особую роль в организации методической работы в нашем отделе играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых педагогов, которые выбрали нелегкий путь педагога дополнительного образования.
Методист подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности не менее пяти лет.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и владеть навыками обучения взрослых. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.
Наставник должен:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом программу профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу МАОУДО ЦДТ «Прикубанский», обучающимся и их родителями, увлечения, наклонности;
- знакомить молодого специалиста с учреждением, расположением кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и мероприятий;
- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ЦДТ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Наставничество осуществляется в виде:
- постоянных консультаций;
- посещения открытых, учебных занятий и их обсуждений с рекомендациями;
- помощи в работе с детьми, поиска индивидуального подхода к ребёнку;
- консультативной помощи в работе с родителями, их организации и решении сложных ситуаций;
- помощи в подготовке и оформлении методических материалов;
- выявления профессиональных затруднений и поиска путей их устранения;
- выявление возможных ошибок и принятие решений, работающих на опережение;
- помощи в выборе и корректировке методической темы самообразования.
Молодым специалистам от педагогов–наставников и куратора-наставника даются рекомендации по:
- разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- составлению календарного учебного графика;
- подборке или разработке: дидактического материала, раздаточного материала, наглядных пособий, контрольных заданий, разработке конспектов занятий;
- выбору соответствующих форм и методов работы с учётом возрастных особенностей обучающихся;
- установлению взаимоотношений с обучающимися;
- организации продуктивной практической деятельности обучающихся на занятиях;
- организации работы с родителями;
- ведению документации педагога дополнительного образования;
- составлению и оформлению методических материалов;
- умению поставить цель занятия и добиться её реализации;
- структуре различных видов и типов занятий;
- составлению конспекта занятия;
- умению осуществлять самоанализ занятия, мероприятия, деятельности.
Результатами данной работы в отдела изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества МАОУ ДО «ЦДТ «Прикубанский» можно считать следующие показатели:
- высокий процент наличия молодых специалистов в отделе;
- успешная адаптация молодых работников;
- профессиональный и карьерный рост молодых специалистов;
- прохождение процедуры аттестация педагогических работников на получение квалификационных категорий;
- успешное участие в педагогических конкурсах:
- участие в выставке методических материалов МАОУ ДО «ЦДТ «Прикубанский» - «Методический калейдоскоп»;
- городском конкурсе молодых педагогов муниципальных образовательных учреждений «Педагогический дебют – 2022 и 2023»;
- выступления на различных методических мероприятиях (городские методические объединения, педагогический совет, круглый стол, семинар, конференция);
- пополнение учебно-методического комплекса (конспекты занятий, методические разработки, памятки, подборки аудио- и видеоматериалов).
Заключение
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящее время мы отмечаем востребованность педагога творческого, компетентного, способного к развитию своего личностного потенциала.
Мы хотим, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.
Повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической концепции.
Наставничество – является действенной формой повышения квалификации педагогических кадров непосредственно в учреждении. Правильно организованная система наставничества выгодна как самому учреждению, так и наставникам, и молодым специалистам. Учреждение дополнительного образования получает опытных сотрудников с минимальными затратами на их обучение. Наставники приобретают опыт руководства, чувство удовлетворения от успехов своих протеже, повышают свой авторитет. Молодой специалист быстрее адаптируется к новым условиям, активно углубляется в профессию, приобретает равноправие и независимость от наставника, может получить быстрый карьерный рост.
Необходимо также учитывать, что организации наставничества присущи недостатки: формальный подход к этому процессу, не определен статус наставника, не разработаны специальные программы курсов повышения квалификации для педагогов-наставников.
Процесс наставничества может быть продуктивным, если:
- осуществляется целенаправленная подготовка педагогических работников для наставнической деятельности;
- наставническая деятельность выстраивается поэтапно, в соответствии с логикой проектирования динамики профессионального становления молодого педагогического работника в сфере самообразования;
- при реализации наставнической деятельности обеспечивается свободный выбор и наставника, и обучаемого; формируется устойчивый интерес к институту наставничества;
- обеспечивается конструктивное профессиональное взаимодействие наставника и молодого специалиста;
- наставническая деятельность способствует творческой самореализации наставника и молодого педагога;
- критериями профессионального становления молодого специалиста выступает уровень личностно-значимого восхождения его и наставника к вершинам профессионализма, непрерывного саморазвития и самоосуществления;
- в процессе реализации наставнической деятельности используются коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции. Начинающие педагоги способны привнести новые идеи и взгляды на процесс обучения, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.
Таким образом, знания и практические умения, которые получили молодые педагоги, – это залог творчества и успехов их обучающихся.
Методист МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский»
Скрипникова Наталья Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Молодой специалист СОЛОВСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНАНаставник ШИНШАЛИЕВА Г.В....
План работы педагога - наставника и молодого специалиста на год
Содержание и формы работы педагога - наставника...
План работы педагога-наставника с молодым специалистом
План работы педагога-наставника с молодым специалистом...
Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.
Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Именно в этот момент начинающему учите...
Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...
Программа наставничества над молодым специалистом
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:вхождение в профессиональное образовательное пространство;профессиональное самоопределение;творческая самореал...
Программа наставничества над молодым специалистом
Программа наставничества над молодым специалистом включает в себя пояснительную записку и план работы по организации наставничества...