"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
материал
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое.
Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает
учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое.
Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.
Эта деятельность предполагает:
- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".
Если процесс образования:
- осуществляется добровольно,
- осуществляется сознательно,
- планируется, управляется и контролируется самим человеком,
- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.
Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
Организация самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;
2. Разработка плана по самообразованию;
3. Определение источников информации;
4. Изучение теоретических источников;
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);
Темы самообразовательной деятельности классных руководителей
внедрение в практику пед. информационных технологий;
развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся;
инновационные подходы к организации работы с педкадрами и учениками;
внедрение здоровьесберегающих технологий.
Факторы, препятствующие саморазвитию
- Недостаток времени;
- Состояние здоровья;
- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
- Недостаточная поддержка со стороны администрации;
- Собственная инерция.
Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна деятельности;
Обучение на курсах.
Современный классный руководитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов через самообразовательную деятельность
Выступление на педагогическом совете....
выступление на методическом совещании "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"
Материал знакомит с целью конкурсов, задачами, этапами....
презентация выступления "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"
Материал знакомит с целью, задачами проведения конкурсов педагогического мастерства...
Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ
Выступление на методическом объединении на тему: "Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащи...
Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"
Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"...
Самообразование в системе средств совершенствования педагогического мастерства классного руководителя
Классный руководитель – самая значимая категория организатора воспитательного процесса в образовательном учреждении.Классный руководитель в силу многообразия своей деятельности должен обладать р...
Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных л...