СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТГУ «ОПЫТ.ТВОРЧЕСТВО.НАУКА»
статья
Предварительный просмотр:
Н.Б.ДАМБАЕВА,
учитель начальных классов МОУ
«Орликская средняя общеобразовательная школа»
село Орлик, Окинский район
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТГУ «ОПЫТ.ТВОРЧЕСТВО.НАУКА»
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение учебных исследований мы рассматриваем как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Но организации исследовательской деятельности учащихся должна предшествовать организация исследовательской деятельности самих педагогов. Если не умеешь сам – как научишь детей?
В основе методического обеспечения учителей начальных классов стоит деятельность творческой группы «Опыт. Творчество. Наука» по вопросам начального образования. Целью творческой группы является системная организация партнерства и сотрудничества, которая повысит профессиональный уровень педагогических кадров начальных классов района и окажет существенное влияние на повышение качества образования младших школьников. Деятельность творческой группы «Опыт. Творчество. Наука»:
- планирует работу по повышению профессионального уровня учителей начальных классов;
- разрабатывает программу «Одаренные дети» на текущий учебный год;
- организовывает обобщение и внедрение передового педагогического опыта учителей начальных классов;
- проводит конкурс методических проектов по проблемам начального образования;
- анализирует успеваемость учащихся 3-4 классов на основе мониторинга.
В рамках творческой группы эффективно работает экспертный совет, который производит экспертизу методических проектов учителей начальных классов, проводит экспертизу ученических проектов и работ по итогам конкурса исследовательских проектов младших школьников «Я – исследователь».
Следует отметить активную и ответственную работу заместителей директоров по учебной работе Орликской средней общеобразовательной школы:
− Внедрение в практику работы педагогов начальных классов научно обоснованных и экспериментально апробированных методик и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания через дальнейшее управление профессиональным ростом педагогов начальных классов.
− Дальнейшее расширение пропаганды передового опыта педагогов начальных классов среди педагогов, родителей, общественности в средствах массовой информации.
− Повышение качества образования на основе личностно-деятельностного и коммуникативного подхода, развития исследовательской активности и уровневой дифференциации.
− Осуществление методической поддержки личностного самовыражения и саморазвития педагогов начальных классов.
Для осуществления контроля уровня успешности учащихся начальных классов под руководством Молоровой Л.Я. работает творческая группа, которая занимается разработкой учебно-методического и дидактического сопровождения контроля учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Это:
- Разработка стартовых контрольных работ по русскому языку, бурятскому языку, математике для 2, 3, 4 классов на начало учебного года.
- Подбор заданий для проведения школьных олимпиад по русскому языку и математике за курс начальной школы /4 класс/.
- Разработка контрольных работ по русскому языку, бурятскому языку, математике для 2, 3, 4 классов за первое полугодие.
- Разработка итоговых тестовых работ по русскому языку, математике для 1-4 классов.
- Отбор, редактирование и издание методических материалов из опыта учителей начальных классов школы,
На основе диагностики педагогических запросов на текущий учебный год творческой группой разработана серия проблемных семинаров-практикумов, целью которых является координирование деятельности педагогов начальной школы по проблемным вопросам:
1 триместр – октябрь: Индивидуализация и дифференциация при оценивании знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах урока. Создание ситуации успеха, стимулирующей получение знаний, развивающей творческую и исследовательскую активность школьников. /Фрагменты уроков, практикум/.
2 триместр – декабрь: Опыт работы Дамбаевой Н.Б. «Работа над эффективными приёмами и методами, обеспечивающие формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения».
3 триместр – март: Варианты моделирования уроков с использованием компьютерной и мультимедийной техники.
Методические заседания, открытые уроки проходят на высоком профессиональном уровне с использованием современных информационно-компьютерных ресурсов и интерактивных форм, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке и проведению, мастерстве педагогов, дают положительную результативность в профессиональном росте педагогов, стимулируют их исследовательскую активность.
Организацию исследовательской деятельности с педагогами мы начали, когда изучили и исследовали новые методики и технологии, вели по ним экспериментальную и инновационную работу. Работая по экспериментальным и инновационным площадкам, мы учились в системе вести исследования: ставить цели и задачи к исследуемой проблеме, выдвигать гипотезы, планировать поэтапно работу, отчетность, отслеживать результативность, учились оформлять свою работу по строгим канонам, которые предлагали научные консультанты. Сложно было, но полезно, так как мы пришли к выводу, что такая работа привела к высокой исследовательской активности педагогов и учащихся, вызвала положительный резонанс у родителей и других педагогов района. Они тоже активизировались в своей педагогической практике, появилось хорошее здоровое соперничество и содружество по идентичным проблемам.
По такой же системе и сейчас строится у наших педагогов работа по самообразованию с выходом на оформленный опыт своей деятельности по конкретным педагогическим или методическим проблемам.
При работе по инновационным проектам педагогических технологий наши коллеги научились анализировать, выделять наиболее эффективные приемы в отдельных технологиях. Достигли хороших результатов в повышении познавательного интереса, активности и во вовлечении в учебную деятельность и жизнь школы отдельных родителей и даже целые семьи. Это проекты, реализуемые через работу в группах и коллективную деятельность с привлечением общественности; методика критического мышления. Видя результативность как в личностном развитии детей, педагогов и родителей, так и с позиции богатства накопившегося в ходе подготовки и презентации проектов материала, и возможности использования его в своей дальнейшей деятельности, мы и вышли на готовность обучения учащихся грамотной и качественной организации исследовательской деятельности. В этой работе активизировалась деятельность педагогов и учеников в изучении и использовании компьютерных программ для исследований, создания проектов.
В рамках проекта «Истоки» в 2008 г. в школе прошла конференция «Первые шаги в науку», конкурс детских исследовательских работ и проектов «Я – исследователь». Разработано Положение о проведении ежегодной районной конференции «Первые шаги в науку» для учащихся начальных классов, выработаны рекомендации.
В течение этого учебного года до апреля месяца в учебных учреждениях проводится исследовательская деятельность, результатом которой станет финал конкурса с компьютерной презентацией. Работы будут представлены «как у взрослых»: с темой, целью, задачами, гипотезой, этапами исследований, экспериментами, выводами. Защита, как правило, в сопровождении компьютерной презентации. Как результат: у детей, родителей и учителей возрос интерес к исследованиям, изменилось мировоззрение, повысились коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, появились потребности и в учебной деятельности на уроках использовать исследовательские навыки.
Соотнеся с приобретенными навыками изученные и апробированные педагогические технологии мы выбрали наиболее эффективные из них с позиции адаптации учащихся в социуме, деятельности в сотрудничестве, поиска решения проблемных задач и разрешения проблемных ситуаций, выявлении причинно-следственных связей, планировании учебно-познавательной деятельности, самоутверждения и коммуникативности, личностного развития каждого ребенка и, что особенно важно, с позиции здоровьесбережения. Внедряя в комплексе систему исследовательской деятельности и активные формы работы, мы убедились в ее эффективности и результативности.
За период начальной школы наши ученики овладевают простейшими умением исследовательской деятельности, а ученики, которые принимали участие в конкурсе «Я – исследователь» свободно ориентируются в системе исследований по разнообразной тематике.
Обучение учащихся исследовательской деятельности начинается с первого класса: учителя в своей работе используют специальные игры и занятия, позволяющие ставить проблемные вопросы, искать мотивированные ответы, показывают, откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д. Эта работа позволяет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогает осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Первый этап - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
Впоследствии проводятся уроки-тренинги, на которых дети учатся собирать всю доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Например, при работе над проектом по технологии «Шаг за шагом» можно предложить задание, приготовить сообщение о буром медведе. Задача учителя подвести ребят к идее, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, дети совместно с учителем, родителями, друзьями начинают собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым нужно объяснить цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А учитель с учащимися заносят необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения анализируются и обобщаются, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводится его обсуждение. Слушателям дается возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.
Начиная со второго класса, а с отдельными учениками или группой учеников, проявивших наибольшую активность и готовность к участию в конкурсе, учитель работает над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Для развития умения видеть проблемы учителем предлагаются задания и упражнения, которые применяются на практике. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого можно предложить следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали камешком на дороге);
- определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
- назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее идет обучение выдвижению гипотезы, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого используются следующие упражнения: показ картинок с изображением людей, животных и предложение задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того, чтобы учиться определить понятие, можно применить относительно простые приёмы: описание предмета, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение признаков описываемых предметов (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. Для обобщения можно предложить из приведённых понятий построить по аналогии ряды.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также обязательно надо научить детей классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Предметы классифицируются по основному признаку, по цвету, по форме и т. д.
Ещё важно научить детей наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнений на развитие внимания и наблюдательности много, их знают все, и мы не будем на них останавливаться.
Для исследовательской деятельности необходимо научить детей проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. В этом хорошо поможет курс «Человек и мир», но экспериментировать можно на любом учебном предмете.
Далее через любые уроки можно обучать детей анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Вся работа над исследованием заканчивается его защитой. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать и представлять добытую информацию. Вам сегодня будет предоставлена возможность увидеть разные варианты защиты или представления исследовательских проектов учениками – победителями в разных номинациях городского конкурса «Я – исследователь».
Еще один момент: Выполненные работы, прежде чем попасть в финал конкурса, проходят экспертизу экспертного совета, где дается оценка положительных качеств исследовательского проекта, определяются лучшие работы в разных номинациях, выявляются недочеты и даются рекомендации по доработке или по продолжению исследования. Ученики и педагоги могут получить советы для улучшения работы.
Лучшие проекты рассматриваются в финале конкурса, где представляются и защищаются в последней номинации: на лучшее представление проекта.
Презентация работ становится для школьников, педагогов и родителей праздником, на котором все получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников не только в своей школе, но и в городе.
Ребята с огромным удовольствием готовились к выступлению, набирались практического опыта работы с компьютером.
Поисково-исследовательская деятельность в начальной школе рассматривается как средство самореализации личности. Она позволяет не только расширить рамки школьного урока, получить дополнительную научно-техническую информацию, но и развивать творческие способности младших школьников.
И все же, как бы ни было трудно и школьникам, и учителям надо привлекать детей в научно-исследовательские общества. Может быть, наступит время, когда кроме выпускных экзаменов одиннадцатиклассникам предложат защищать свою исследовательскую работу, как это происходит в Швеции в настоящее время.
Список используемой литературы:
- Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.
- Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
- Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: познавательное общение в начальной школе. - Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
- Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: от наблюдения к описанию и сравнению. - Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М.: 2004. – 221с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...
Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников
Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся в рам...
Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.
В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников....
Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Система работы по развитию исследовательской активности
Приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере челове...