Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
методическая разработка (2 класс)

Филиппова Мария Александровна

Материал выступления на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotich._vospitanie.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в процессе становления личности

Выступление на МО воспитателей

Подготовила: Филиппова Мария Александровна

Тема: «Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка»

Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями". В "Лекциях о воспитании детей" А.С. Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".

Патриот, патриотизм, Родина как много в этих словах смысла, глубины

и веры.

Чтобы эти слова не были просто словами или пустым звуком, детям с раннего возраста в семье и в школе, в процессе обучения и развития прививается чувство патриотизма и любви к своей Родине.

С первых уроков и в первом учебнике – букваре, ребенок постоянно слышит слово Родина. А что такое Родина, почему она так важна для нас? Почему мы должны ее любить и защищать? Что такое патриотизм и кто такой патриот? На все эти вопросы дети получают ответы на протяжении всего обучения в школе. Но как сделать так, чтобы для них это не стало просто получением информации, а чтобы они прочувствовали всю ответственность и гордость за свою страну, чтобы они гордились тем местом, где они родились, чтобы они уважительно относились к своей истории, к своим корням и предкам, чтобы ценили

то, что для них сделали предыдущие поколения.

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все

острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение к ее истории. Но следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма, и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

Какие же технологии и формы работы может использовать воспитатель, решая эту задачу?

Технологии: 1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

  1. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
  2. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
  3. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
  4. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родины;
  5. Проектная деятельность.
  • Воспитательные часы. Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый воспитательный час, с которого воспитатели начинают учебный год. Цель этих занятий - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких занятиях дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.
  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам. Одним из

примеров можно привести торжественную линейку, посвященную Дню Победы и возложение цветов к Вечному огню. Это мероприятие стало традиционным для нашей школы.

  • Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому воспитатели в начальной школе проводят нравственные беседы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся мероприятия, посвященные Дню матери. Так же необходимо проводить беседы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников - это то, что фольклор ,как исторически-конкретная форма народной культуры, не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию, и в настоящее время может использоваться в учебно- воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с этим воспитатели в начальной школе на своих занятиях активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры. А также проводят различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям мы можем отнести праздники Масленица, Ярмарка. Эти мероприятия приоткрывают дверцу в интереснейший мир истории России.
  • Исследовательская деятельность.
  • Коллективные дела.

Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

  • Смотры-конкурсы, выставки, соревнования. Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующую психологическую особенность этого возраста - это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных

играх и действиях. В связи с этим воспитателю в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные соревнования, смотры, конкурсы. В нашей школе проходил конкурс смотра и песни, выставка стенгазет, посвященные празднику День защитника Отечества. Ребята приняли активное участие, узнали много нового о тех, кто защищает нашу Родину, как становилась наша армия.

  • Экскурсии, поездки, походы. Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край и свою Родину. Так, например, поездка ребят в Москву и по городам Золотого кольца России по программе «Мы-Россияне» . В музеях учащиеся знакомились не только с историей, но и с современным искусством. Очень любят младшие ученики школы выезд в экологический центр и Ботанический сад. Ведь трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у ребенка любовь к деревьям, цветам, а картины родной природы в равной степени формируют у детей чувство к родному краю. А теперь от теории мы переходим к практике. Создание и защита всевозможных проектов это одно, а вот личное участие в военно-патриотическом фестивале, в вахте памяти или почетном карауле это совсем другое. Учащиеся полностью погружаются в эту атмосферу, одевают военную форму, маршируют на плацу и т.д. Еще одним очень значимым событием для развития патриотизма является выход учащихся на уборку и восстановление братских могил и мемориалов.

Только тогда, когда дети получат теоретическую базу и закрепляют ее

практикой можно говорить, о том, что сделано достаточно, но далеко не все, на этом сложном пути воспитания патриота своей страны.

  • Трудовые дела. В нашей школе это, безусловно, субботники и работа в теплицах и на огороде. В первом классе дети знакомятся с историей возникновения этого мероприятия (субботник), приучаются к труду, в них воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по классу. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи. Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей, как мы видим, уже используются в нашей школе. Они позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки. Подводя итог, мы

можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми, что и делают воспитатели в нашей школе

А если задуматься, а зачем нам патриоты, зачем нам тратить время на уроках, для того чтобы прививать любовь к Родине? Ответ очевиден.

Если граждане нашей страны не будут настоящими патриотами, не будут испытывать гордость за свою страну и свой народ, если они не будут готовы в любой момент встать на защиту своей Родины, то и страны, той самой Родины не будет.

Да, мы не можем привить эти чувства абсолютно каждому ребенку, многое идет из семьи, но если мы – учителя, будем продолжать делать все возможное для того, чтобы людей, любящих свою Родину становилось все больше и больше и осознавать всю важность патриотического воспитания школьников, то результат не заставит себя долго ждать. Главное на своем собственном примере, на примере своей семьи показать, что быть патриотом и достойным гражданином своей страны это долг каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Перед общеобразовательной шк...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребёнка ....