РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Русский язык для 3 – 4 классов
рабочая программа (3 класс)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Русский язык», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._rus_yaz_3-4_kl_fgos_s_izmeneniyami.docx | 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Русский язык
для 3 – 4 классов
(в соответствии с ФГОС, вариант 1)
на 2024/2025 учебный год
Составитель: Ярош Л. Т. ___________________
(подпись)
Дата составления программы _______________________________
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Русский язык», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие обучающихся, помочь им осознать себя носителем языка. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной организации. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Ведущей формой работы с обучающимися на занятии является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения русскому языку во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей обучающихся (познавательных и личностных).
Обучающимся будут даваться самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны будут приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике будет способствовать их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности учеников.
Цель: развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций обучающегося с целью более успешного осуществления умственного и речевого развития.
Задачи:
- Сформировать первоначальные навыки чтения и письма в процессе овладения грамотой;
- Сформировать элементарные представления о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- Использовать письменную коммуникацию для решения практико - ориентированных задач.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная
рабочая программа:
-Закон Российской Федерации № 273 от «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599
- Устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;
-Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта, утвержденная приказом директора школы-интерната № п.г.т.Новобурейский от г. № 216
- «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната
№5 п.г.т.Новобурейский.
- «Положение о текущей аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната №5
п.г.т.Новобурейский.
За основу использована адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом директора школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский. Также использована программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2006.
Выбор данных программ обусловлен тем, что они отвечают особенностям данной категории детей, их разноуровневой подготовки к обучению. Учебно-методический комплекс, имеющийся в школьной библиотеке, соответствует данным программам. Программы использованы с изменениями, т.к. на момент обучения четыре обучающихся не знают букв. Программы будут корректироваться в течение учебного года с учетом проведенной диагностики и мониторинга учащихся.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу, с учетом диагнозов детей, рекомендаций ЦПМПк, уровня обучаемости учащихся и их психофизических возможностей.
Педагогическая характеристика класса:
В 3 – 4 классах семь обучающихся: 3 девочки и 4 мальчика. Все дети до этого обучались в других школах. Пять обучающихся проживают в школе – интернате, а у Вероники С., Вани Ш. и Риты М. – дневное пребывание. Легко прошла адаптация у 3 детей: Артема П., Лены Д. и Риты М. Остальные: Ваня Ш., Влад С., Вероника С. и Захар С. на уроках очень пассивны, постоянно отвлекаются, плохо идут на контакт с окружающими их взрослыми и детьми. Все обучающиеся разного уровня подготовки к обучению по предмету «Русский язык»: Лена Д. и Рита М. знают все буквы и умеют читать по слогам, Артем П., Влад С. и Вероника С. знают несколько букв и могут читать только слоги А – У, У – А, АМ, а Ваня Ш. и Захар С. не знают букв вообще и не умеет писать даже простые элементы: овал и крючок. Хорошая мотивация к обучению только у двух обучающихся: у Артема П. и у Лены Д. Эти дети очень активны на уроках, с удовольствием учатся и выполняют все задания, в тетрадях стараются писать аккуратно и без ошибок. Речь, как средство общения у всех обучающихся есть, однако, у Вероники С. и Влада С. она с дефектами, плохо доступна пониманию. Мелкая моторика развита очень слабо у большинства обучающихся этого класса. Все обучающиеся, кроме Лены Д., не соблюдают орфографический режим при оформлении работ. Вероника С, Ваня Ш., Влад С., Рита М., Захар С. и Алеша П. нуждаются в организующей и разъясняющей помощи педагога на каждом этапе работы на уроке.
Несмотря на то, что обучение ведётся 3 – 4 год, обучающимися не усвоена программа обучения предмета «Русский язык» за 2 класс, поэтому предлагаемая программа ориентирована на:
- учебник «Русский язык» 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Э.В. Якубовская- М.: «Просвещение», 2012 г.
Программно - методический материал представлен следующими разделами: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение. Связная письменная речь». Изучая эти разделы, обучающиеся получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в предмет входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку.
Реализация рабочей программы учебного предмета «Русский язык» в 2020/2021 учебном году рассчитана на 102 часа (34 учебные недели, по 3 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения обучающимся программы учебного предмета «русский язык»
Достаточный уровень:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающегося с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Минимальный уровень:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
- уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- овладение начальными навыками учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что – то спросить, просить разрешения выйти из класса;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками: слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровни овладения предметными результатами | Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами | Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень | 1 группа | Обучающийся правильно решает предъявляемые задания, наиболее активен и самостоятелен в усвоении программного материала. |
2 группа | Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающийся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляется. | |
Минимальный уровень | 3 группа | Обучающийся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
4 группа | Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивает. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность).
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов, учащихся принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умении практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ учащихся.
Оценка знаний, учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками.
Текущая и промежуточная аттестация обучающихся 1-4 классов осуществляется в соответствии со школьными локальными актами – «Положением о текущей аттестации», «Положением о промежуточной аттестации». Система оценки знаний и умений обучающихся разрабатывается и описывается каждым учителем, ведущим обучение в 1-4 классах, в рабочих программах по учебным предметам, в соответствии с АООП, с учетом общей характеристики класса и индивидуальных особенностей отдельных обучающихся.
Основное содержание учебного предмета
Русский язык
ПОВТОРЕНИЕ (7 ЧАСОВ)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Достаточный уровень: самостоятельно уметь правильно писать начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставить точку; составлять предложения по вопросу, картинке; выделять предложения из речи и текста.
Минимальный уровень: с помощью учителя правильно оформлять начало и конец предложения, составлять предложения по картинке.
ЗВУКИ И БУКВЫ (47 ЧАСОВ)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
Достаточный уровень: самостоятельно различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, твердые и мягкие; знать алфавит, делить слова на слоги и переносить части слова при письме; уметь ставить ударение; различать согласные твердые и мягкие; писать слова с ь знаком; правильно писать слова с жи - ши, ча – ща, чу – щу; проверять и правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова.
Минимальный уровень: с помощью учителя различать звуки гласные и согласные, делить слова на слоги и переносить части слова при письме, писать слова с ь знаком, ставить ударение в словах, писать слова с жи – ши, ча –ща, чу – щу.
СЛОВО (26 ЧАСОВ)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Достаточный уровень: самостоятельно уметь различать слова по вопросам кто? что? ; правильно писать собственные имена; различать слова, обозначающие действия и признаки (качества) предметов; уметь писать предлоги раздельно со словами; правильно писать слова с разделительным ь знаком.
Минимальный уровень: с помощью учителя различать слова по вопросам кто? что? ; писать собственные имена с большой буквы; писать предлоги раздельно со словами; слова с разделительным ь знаком.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (12 ЧАСОВ)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имён существительных.
Данный раздел распределён на весь курс 2 класса.
Достаточный уровень: самостоятельно уметь составлять предложения с употреблением Р. п., Д. п., В. п, Т. п., П. п ; составлять предложения на заданную тему; уметь ответить на заданный вопрос и записать ответ; составлять подписи к серии из двух – трех сюжетных картинок.
Минимальный уровень: с помощью учителя составлять предложения, отвечать на заданный вопрос.
Учебно-тематический план
№ | Название темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
Повторение | 7 | |
Звуки и буквы | 47 | |
Слово | 26 | |
Предложение. Связная письменная речь | 12 | |
Закрепление изученного за год | 10 | |
Итого | 102 |
Основные умения и навыки.
Ученики должны знать:
- алфавит;
Ученики должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные, звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»4 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В....
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»,4 класс, УМК " Школа 2100".
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»,4 класс, УМК " Школа 2100"разработана в соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык, 2 класс, УМК "Перспектива" (автор Климанова Л.Ф.)
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьнико...
Рабочая программа по учебному предмету русский язык 3 класс "Школа России"
1. Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ о «Об образовании в Росс...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 2 класс УМК «Гармония
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младш...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...